Конспект открытого урока "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Строение, функции и многообразие грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «открытого урока»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Савинова Светлана Геннадьевна

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: урок «Изучение нового материала »

Дата проведения урока. 10.12.2016г.

Тема урока

Грибы

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с царством грибов, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока

  • Образовательные: формировать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  • Развивающие: развивать речь, умения конспектировать по ходу рассказа учителя, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты

(предметные)

Учащийся научиться использовать дополнительные источники информации  для выполнения учебной задачи; определять принадлежности биологических объектов к грибам; устанавливать черты сходства и различия у представителей царства грибов; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царства грибов в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов, признаки представителей царства грибов, значение грибов в природе и жизни человека.

Личностные результаты

Будут сформированы: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в  процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учеником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи ,применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения ,отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы   и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практическая (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины

Грибы, плодовое тело, грибница, почкование, ядовитые, грибы-паразиты..

Организационная  структура урока

Этапы урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Фронтальная беседа, индивидуальный и фронтальный опрос

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов  одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Вопросы учителя

II.Мотивация к изучению нового материала.Формирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Вводная беседа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

-Сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками .У меня с собой корзина. А в ней спрятано то, что мы сегодня изучим. Эти живые организмы очень любят играть в игру под названием «Угадай, кто же я».

Среди представителей этой группы живых организмов много похожих друг на друга. Иногда внешне трудно определить, что за организм перед тобой. Ученые ,биологи и систематики сначала не могли решить, что это такое. Их относили к растениям, потом к животным. И только XIX веке эту группу живых организмов выделили в особое царство. Для того чтобы узнать, что же у меня в корзине, предлагаю вам отгадать загадки.

1.)Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

2.)Под ёлкой, под осинкою

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем кафтанчик,

Шапка красненькая.

3.)Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это…

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно -следственные связи.

Вопросы учителя

и

устные ответы.

III.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Беседа, приятие учебной информации.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе), Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:

-Слушай мой рассказ, вам будет необходимо записывать основные характеристики царства грибов.

-По своему строению и жизнедеятельности грибы очень различаются. Наука, изучающая строение, разнообразие и жизнедеятельности грибов, называется микологией ( от греч. «микос» - гриб, «логос» - учение).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебника. Формируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель).

Готовят сообщение о съедобных и ядовитых грибах.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя. Индивидуальный опрос. Работа с таблицей.

Физкультминутка

Проводит релаксационные упражнения.

Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомляемости

Наблюдение

IV.Первичное заключение изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Закрепляющая беседа

Организует поисковую работу учащихся (постановку цели и плана действий);беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит учеников к выводу об особенностях строения грибов, причине выделения грибов в отдельное царство.

-Давайте выделим особенности грибов.

1.)Грибы- гетеротрофы, не способны к фотосинтезу. Они питаются готовыми органическими веществами.

2.)У грибов встречается микориза- симбиоз гриба и растения.

3.) Грибы размножаются спорами.

4.)Грибы делятся на съедобные и ядовитые.

Используя текст учебника и рассказ учителя, формулируют особенности грибов.

V.Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности  учащихся на уроке:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие интересные факты о грибах подчеркнули для себя?

-Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI.Подведение итогов .Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекции.

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник § 12, дополнительно подготовить сообщение о съедобных и ядовитых грибах.

Записывают задания

Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...