Рабочая программа по биологии в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Фазулянова Луиза Икрамовна

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5biol.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «НУРИНЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

«Рассмотрено» и

«Обсуждено»

Руководитель ШМО

_______Л.И.Фазулянова

Протокол № 1 от

« 29»августа 2016 г.

«Согласовано»  

Заместитель директора школы по УР

_________Р.Х.Хабибуллина

« 31 » августа 2016 г.

            «Утверждаю»

     

            Директор школы

        _________Т.С.Нигматзянов

   Приказ №       от «31 » 08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

 В 5 КЛАССЕ

 

Фазуляновой   Луизы   Икрамовны, учителя химии и

 биологии высшей   квалификационной   категории

        Принято на заседании педагогического совета,

протокол № 1     от 31.08.2016 г.

                               

 

2016 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ 

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение биологии в жизни человека и общества:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

- рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

– использовать биологические знания в быту;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

- объяснять мир с точки зрения биологии;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные отделы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни:

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.

                                         

Ученик научится:

-о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. 

Ученик получит возможность научиться: 

-науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

-определять понятия  флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

-составлять план текста;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ

(35 часов)

Введение (6 часов)

  Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

 Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Изучение строения плесневых грибов.

 Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.

                 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые  сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (6 часов)

1

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

1

2

 Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

1

3

 Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы

1

4

Среды обитания живых организмов

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6

 Практическая работа 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1

Клеточное строение организмов

 (10 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа 1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними

1

8

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Лабораторная работа 2. Изучение клеток растения с помощью лупы

1

9

Лабораторная работа 3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом

1

10

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторная работа 4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника

1

15.11

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

1

12

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа 5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

1

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

14

Деление клетки. Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

1

15

 Ткани. Лабораторная работа 6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1

16

 Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

1

Царство Бактерии. Царство Грибы

 (7 часов)

17

 Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

1

18

 Роль бактерий в природе и жизни человека

1

19

Грибы, их многообразие, общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

20

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Практическая работа 2. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

1

21

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа 7. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

1

22

 Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

1

23

Обобщающий урок «Царство Бактерии. Царство Грибы»

1

Царство Растения (12 часов)

24

Ботаника - наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и в жизни в человеке.

1

25

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

 Лабораторная работа 8. Строение зеленых водорослей

1

26

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

1

27

 Лишайники: многообразие и распространение,  строение, питание и размножение, значение в природе и жизни человека

1

28

 Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа 9. Строение мха (на местных видах)

1

29

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа 10. Строение спороносящего хвоща Лабораторная работа 11. Строение спороносящего папоротника

1

30

 Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа 12. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

1

31

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа 13. Строение цветкового растения

1

32

Обобщающий урок «Царство Растения»

1

33

Промежуточная аттестация

1

34

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Методы изучения древних растений.

1

35

Итоговый урок

1

   Приложение 1

Критерии оценки учебной деятельности

Оценка устного  ответа учащихся                                                                                              Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.                                
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.                                                   Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6)  эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.  

 Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.                                            Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;             2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;     2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;      2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;      3. или не более двух-трех негрубых ошибок;  . или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть ыставлена оценка "3";    2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Приложение 2

Тексты контрольных работ

Итоговая контрольная работа

1 вариант

Выберите один верный и более полный ответ

  1. Растительная клетка снаружи покрыта

А. цитоплазмой

Б.  вакуолью

В. клеточной оболочкой

Г. хромосомами

2. Зеленые пластиды носят название

  1.  Хлоропласты
  2.  Хромопласты
  3.  Лейкопласты
  4.  Хромосомы

3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту

  1. образовательная ткань
  2. основная ткань
  3. покровная ткань
  4. проводящая ткань

4. К семенным растениям относят

  1.  цветковые растения
  2. цветковые и голосеменные растения
  3.  цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи и плауны
  4.  цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и мхи

5. К числу голосеменных растений  не относят:

  1.  Маршанция
  2.  Кипарис
  3.  Гинкго
  4.  Ель

6. Хромосомы находятся

  1.  в цитоплазме
  2.  в пластидах
  3.  в вакуолях
  4.  в ядре

7. Сосуды и трахеиды входят в состав

  1.  образовательной ткани
  2.  основной ткани
  3.  покровной ткани
  4.  проводящей ткани

8. Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:

  1. царств
  2. государств
  3.  колоний
  4. автономий

9. Мхи являются:

  1. грибами
  2. симбиотическими растениями
  3. низшими растениями
  4. высшими растениями

10. Главной особенностью почвенной среды является

  1. повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры
  2. повышенное содержание кислорода и углекислого  газа, а так же малые колебания температуры
  3.  пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
  4.  пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры

11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:

1)верные утверждения

А) водоросли – это высшие растения

Б) низшие растения – это растения небольших размеров

2) неверные утверждения

В) низшие растения – это водоросли

Г) тело низших растений разделено на вегетативные органы, но не имеет тканей

Д) низшие растения – это растения, тело которых не разделено на ткани и вегетативные органы

Е) растение, тело которого не разделено на ткани и вегетативные органы, относятся к низшим растениям

12. Верными являются следующие утверждения:

  1. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям
  2. Все высшие растения относятся к числу семенных растений
  3. У высших споровых растений имеются побег, лист и корень
  4. У высших споровых растений имеются побег и главный корень
  5. Высшие споровые растения размножаются только вегетативно
  6. Высшие споровые растения могут размножаться вегетативно и спорами

13. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

  1. В результате слияния половых клеток образуется…

  1. Клетка - это

  1. Гетеротроф - это

  1. Наука о растениях называется

  1. Лишайник представляет собой симбиоз

  1. Назовите метод, с помощь которого можно изучать следующую явление – скорость роста растения

  1. Назовите все среды обитания живых организмов

  1. Внеклеточные формы жизни называются

  1. Микориза - это

  1. Какие растения формируют плод

14.  Подпишите отмеченные цифрами части:

Итоговая контрольная работа

2 вариант

Выберите один верный и более полный ответ

  1. Внутренняя среда клетки – это

А) вакуоль

Б) клеточный сок

В) пластиды

Г) цитоплазма

  1. Хлоропласты – это

А) зеленые пластиды растений

Б) носители наследственной информации клетки

В) сахара, образующиеся в листьях растений

Г) зеленые пигменты растений

  1. Какая ткань обеспечивает рост растения в толщину

А) образовательная ткань

Б) основная ткань

В) покровная ткань

Г) проводящая ткань

  1. Семена образуются

А) у всех растений

Б) у всех высших растений

В) у голосеменных и покрытосеменных растений

Г) только у цветковых растений

  1. К числу голосеменных растений не относят

А) эфедру

Б) кедр

В) сфагнум

Г) сосну

  1. Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название

А) вакуоль

Б) цитоплазма

В) ядро

Г) хромосома

  1. Ситовидные трубки входят в состав

А) образовательной  ткани

Б) основной ткани

В) покровной ткани

Г) проводящей ткани

  1. Исключительно к одноклеточным организмам относятся

А) животные

Б) грибы

В) бактерии

Г) растения

  1. Лишайники являются

А) высшими растениями

Б) симбиотическими растениями

В) грибами

Г) водорослями

  1. Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является

А) достаточное количество кислорода и значительные изменения температуры воздуха

Б) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

В) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха

Г) достаточность кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:

1)верные утверждения

А) таллом – это тело растения, не разделенное на ткани и вегетативные органы

Б) слоевище имеет чётко выраженные слои клеток

2) неверные утверждения

В) слоевище водорослей имеет различную форму

Г) слоевище водорослей может быть нитчатым или лентовидным

Д) таллом многоклеточных водорослей имеет корни и листья

Е) хлорелла - это низшее  многоклеточное растение

12. Верными являются следующие утверждения:

  1. Представители отдела Моховидные относятся к числу высших споровых растений
  2. Представители отдела Моховидные являются низшими растениями
  3. Представители отдела Моховидные  растут во влажных местах
  4. Сфагнум произрастает в засушливых местах
  5. Печёночники – класс в отделе Моховидные
  6. Печеночники имеют стебель,  лист и корень

13.  Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

  1. Половые клетки называются …

  1. Симбиоз – это …

  1. Автотроф – это …

  1. Наука о живой природе называется

  1. Бесполое размножение осуществляется с помощью…

  1. Назовите метод, с помощь которого можно изучать следующую явление – полет птиц

  1. Назовите все царства живой природы

  1. Группа клеток сходных по строению и выполняющая одинаковую функцию называется…

  1. Мицелий - это

  1. Главный  орган размножения покрытосеменных растений

14. Подпишите отмеченные цифрами части:

Приложение 3

Варианты промежуточной аттестации

                                          Вариант 1

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А.    В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

 Вторая часть содержит вопросы под буквой В.  Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик .

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

Часть А

1. Группа сходных по строению клеток, выполняющих определенную функцию

1) орган        2) часть растения        3) организм        4) ткань

2. В состав органов цветкового растения входят:

1) только покровные ткани        3) разнообразные ткани

2) только проводящие ткани        4) только механические ткани

3. Роль механической ткани в растении.

1) обеспечивает передвижение веществ

2) придает ему прочность и упругость

3) защищает его от повреждений

4) обеспечивает его рост

4. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает

1) поглощение атмосферной и почвенной влаги

2) использование света для образования питательных веществ

3) сапротрофное питание

4) защита от механических повреждений

5. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?

1) представлена только одной клеткой

2) выполняет функцию размножения

3) разносится ветром на большое расстояние

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

6. Дрожжи обозначены на рисунке цифрой

1) Улотрикс.gif     2) Лишайник.jpg      3) encyclopediyaRU-291578621.jpg   4) image014.jpg

7. Водоросли — это низшие растения, т. к. они…
1) обитают в воде
2) размножаются спорами
3) не имеют тканей
4) покрыты оболочкой

8.У можжевельника семена находятся…
1) в женских шишках
2) в мужских шишках
3) в плодах
4) в соплодиях

9. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1) размножаются спорами

2) имеют листья, стебель, ризоиды

3) в процессе развития происходит чередование поколений

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

10. В отличие от водорослей мхи

1) являются многоклеточными организмами

2) не нуждаются в воде при размножении

3) имеют ткани и органы

4) размножаются семенами

Часть В

1. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов.

ПРИЗНАК                                      ЦАРСТВО

А) автотрофный тип питания                                  1) Растения

Б) тело состоит из переплетающихся нитей – гиф                                   2) Грибы

В) наличие целлюлозы в клеточной стенке        

Г) гетеротрофный тип питания        

Д) наличие хитина в клеточной стенке        

Е) клетки тела имеют пластиды

2. Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами Растений и Животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

3. Установите соответствие между признаками и отделом растений.
ПРИЗНАК                                                                                  ОТДЕЛ
А)   тело — слоевище, не разделенное на органы       1) Отдел Мохообразные
Б)   есть органы и ткани                                                  2) Отдел Зеленые водоросли
В)   участвуют в образовании торфа
Г)   одноклеточные и многоклеточные формы
Д)   гаметы образуются в одноклеточных половых органах
Е)   многие зимуют в стадии зиготы

 Часть С

  1. Почему грибы выделены в отдельное царство?
                                              Вариант 2

Часть А

1. Покровная ткань

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает растение от повреждений

3) служит местом синтеза веществ

4) придает растению прочность и упругость

2. Проводящие ткани в растении

1) защищают его от повреждения

2) обеспечивают передвижение веществ по нему

3) придают ему прочность и упругость

4) обеспечивают отложение питательных веществ в запас

3. Образовательная ткань в растении

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает его от повреждения

3) придает ему прочность и упругость

4) обеспечивает его рост

4. Оболочка грибной клетки в отличие от растительной состоит из

1) клетчатки

2) хитиноподобного вещества

3) сократительных белков

4) липидов

5. К запасным питательным веществам грибов относят

1) гликоген        2) белки        3) жиры        4) крахмал

6. Укажите главный признак строения бактерий

1) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

2) отсутствует оболочка

3) имеются митохондрии

4) нет рибосом

7. Фотосинтез у водорослей проходит в…
1) хлоропластах
2) хромопластах
3) лейкопластах
4) хроматофоре

8. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами        3) наличие вегетативных органов

2) автотрофное питание        4) отсутствие цветка и плода

9.Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

1) клеточное строение        3) стебель с листьями

2) ткани        4) проводящую систему

10. К голосеменным растениям относят

1) сосну, ель, березу

2) осину, кедр, пихту

3) секвойю, кипарис, можжевельник

4) тисс, иву, магнолию

Часть В

1. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

ХАРАКТЕРИСТИКА        ТИП КЛЕТКИ

А) запасающий углевод - гликоген        1) Растительная клетка

Б) хитиновая клеточная стенка        2) Клетка гриба

В) гетеротрофный тип питания        

Г) целлюлозная клеточная стенка        

Д) хлоропласты        

Е) автотрофный тип питания

2. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) у них гетеротрофный способ питания

2) у них автотрофный способ питания

3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) их тело состоит из тканей

3. Распределите организмы по царствам, к которым они принадлежат.
ОРГАНИЗМ                  ЦАРСТВО
А)   вольвокс                1) Бактерии
Б)   кокки                       2) Грибы
В)   бацилла                 3) Растения
Г)   головня
Д)   ламинария
Е)   фукус

Часть С

1.Какие характерные признаки покрытосеменных растений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....