Сообщение "Проведение эксперимента на уроках биологии".
статья по биологии на тему

Турлупова Ольга Владиславовна

Лабораторная работа как один из видов познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_eksperimenta_na_urokah_biologii.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

Московская обл., Ногинский р-н, д. Пятково, ул. Береговая, д.1/1

496-51-27449

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.

13. 12. 2013 г.

Турлупова О.В.

     Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него научной картины мира.

     Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

     Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать это знания.

     Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

     В работе учителя значительное место необходимо уделять деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание. Элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.

     Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи самостоятельных работ. Научно доказано безусловно положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитание положительных сторон психики учащихся.

     Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знаний или овладения умениями (авт. Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).

     Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это, в частности, проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы).

     Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы).

     Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а , в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков необходимо учить учащихся выполнять опыт в определенной последовательности:

цель опыта (что хотим выяснить?)

ход опыта (что для этого делаем?)

результаты опыта (что получили?)

вывод (что выяснили?)

2

Такой план помогает приучить учащихся уже в 6 классе к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Чтобы научить учащихся мыслить согласно предложенной планом логике. Необходимо привлекать их к активному участию в обсуждении эксперимента.

     Поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут наиболее сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным для всех.

     На первых этапах, когда учащиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладку опыта осуществляет учитель. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление сущности опыта, формулировку выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень самостоятельности. Некоторые опыты дети могут провести дома – работа будет иметь исследовательский характер.

     Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой в учебнике, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы. Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.

     Лабораторные работы могут проводиться в двух формах: фронтально (с указаниями учителя) и по предварительному заданию.

     При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части, по каждой части учитель дает отдельные указания, которые учащиеся одновременно выполняют. Лабораторные занятия по непосредственным указаниям учителя ценны тем, что их легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Окачивается работа также одновременно, в срок; усваивают материал учащиеся легко; учитель может контролировать, как выполняется работа, и сразу оказать помощь, ученики, работающие рядом, всегда подтянут отстающего и не понимающего чего-нибудь одноклассника. Недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся.

     При занятиях по предварительному заданию последнее дается сразу по всей работе, которую должны выполнить учащиеся. Учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы в работе. Такие занятия труднее организовать, проходят они не так гладко и ровно, как фронтальные, некоторые учащиеся отстают в работе, иногда выполняют её недостаточно тщательно. Но эти недостатки обычно ликвидируются при проведении такой работы систематически.

К работам такого рода школьников надо готовить постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а учитель спрашивает учащихся, как следует выполнять

эту работу. Постепенно, при выполнении работ степень самостоятельности повышается.

3

Лабораторные работы дети оформляют в рабочей тетради (на печатной основе). Все лабораторные работы объединены одной структурой. Они включают в себя: название, цели, ход работы, вывод. С целью единого подхода к оформлению результатов для учащихся приводятся таблицы, схемы, а также вопросы, помогающие сформулировать вывод.

Лабораторные работы являются частью учебной программы и их выполнение обязательно. Уроки с лабораторными работами являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии:

- изучение натуральных объектов обеспечивает конкретные представления об изучаемом  материале, знания хорошо запоминаются и долго держатся в памяти;

- на лабораторных занятиях учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания;

- в процессе лабораторных занятий учащиеся приобретают ряд практических умений и  навыков;

- лабораторные занятия развивают у учащихся интерес к изучению природы;

- лабораторные занятия имеют значение в воспитательном отношении: воспитывается культура труда, сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков, приучают учащихся доводить работу до определенного результата.

4

Литература.

1. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1991.

3. Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1994.

4. Нетрадиционные уроки биологии. www.gendocs.ru

5. www.festival.1september.ru

6. kitmanovo–rmo.ucoz.ru

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент на уроке географии

Современный урок географии немыслим без наглядного обучения.  Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на пре...

Роль физического эксперимента на уроках физики

Данный методический материал можно использовать на уроках физики...

"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".

Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках физики путём анализа фрагментов работы, которая проводилась мною на основе специ...

Использование экспериментов на уроках биологии.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном пр...

Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»

Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии».   Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...

Эксперимент на уроке биологии

Значение опытов и экспериментов для повышения качества знаний...

доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"

Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять акту...