Урок биологии в 7 классе "Класс Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Турлупова Ольга Владиславовна


Урок с использованием игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemnovodnye_urok.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

Московская обл., Ногинский р-н, д. Пятково, ул. Береговая, д.1/1

496-51-27449

БИОЛОГИЯ

7 КЛАСС

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ.

КЛАССЫ БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ.

Турлупова О.В.

Задачи урока:

- познакомить с общей характеристикой класса земноводных, с особенностями отрядов безногих, хвостатых, бесхвостых;

- показать роль земноводных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся должны знать об особенностях строения и жизнедеятельности животных класса земноводных, их многообразие, роль в природе.

Метапредметные: учащиеся должны уметь устанавливать признаки сходства и различия изучаемых таксономических групп, причинно-следственные связи строения и образа жизни животных.

Личностные: формируется научное мировоззрение на примере изучения происхождения земноводных.

Основные понятия урока: земноводные, безногие, хвостатые, бесхвостые; головастик.

Деятельность обучающихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в парах (игра), взаимопроверка, викторина, обсуждение.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование:

Таблицы по теме «Класс Земноводные»,

карточки с заданиями.

№ п/п

1.

2.

3.

4.

5.

Содержание учебного материала

Формы работы

Актуализация знаний.

Объясните название класса – Амфибии.

Задание №1.

Установите соответствие между особенностями строения и средой обитания.

Особенности строения                                     Среда обитания

1. дыхание с помощью легких                          А) наземная

2. дыхание через кожу                                       Б) водная

3. сердце трехкамерное, два круга

кровообращения

4. появились конечности

5. у многих земноводных пальцы задних

конечностей соединены плавательными

 перепонками

6. подвижные веки

7. размножение в воде

8. выделяется слюна для проглатывания

 сухой пищи

9. в шейном отделе один позвонок

10. кожа нуждается в увлажнении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Устно.

1. Кого считают предком земноводных?

2. Почему земноводные активны в теплое время года?

3. Что происходит с ними при понижении температуры?

4. Как называется личинка земноводных?

Задание №2.

Выпишите признаки рыб, которые характерны для головастика.

А

Сердце двухкамерное

Е

Два круга кровообращения

Б

Сердце трехкамерное

Ж

Конечности наземного типа

В

Кожное дыхание

З

Боковая линия

Г

Легочные мешки

И

Между пальцами плавательная перепонка

Д

Один круг кровообращения

К

Органы дыхания - жабры

Изучение нового материала.

1. Отношение человека к земноводным.

Земноводные необычны. У некоторых людей они вызывают брезгливость, а порой даже и страх. Часто невежество человека просто поражает, каких только небылиц он не насочинял про земноводных. Например:

* прежде, чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю ногу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи;

* если в середине засеянного поля зарыть горшок с лягушкой, то буря не повредит посевы;

* французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров.

Земноводные – очень интересные животные. Хотя амфибии живут в разнообразных условиях среды, их распространение связано с наличием специфических условий: тепла, наличия водоёма и значительной влажности воздуха.

В классе амфибий выделяют три отряда:

                                             Безногие,

                                             Хвостатые,

                                             Бесхвостые.

2. Отряд Безногие.

Какие животные относятся к этому отряду?

Где родина безногих земноводных?

3. Отряд Хвостатые.

Какие животные относятся к этому отряду?

Какое значение имеет хвост?

Как передвигаются по суше?

Что является органами дыхания?

4. Отряд Бесхвостые.

Какие животные относятся к этому отряду?

Задание 8,9 в рабочей тетради

Какие представители бесхвостых земноводных распространены в Московской области?

5. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана амфибий.

Почему численность амфибий сокращается?

А) интенсивное развитие хозяйственной деятельности людей;

Б) осушение и загрязнение водоёмов;

В) химическая обработка сельскохозяйственных угодий;

Г) прямое преследование животных людьми;

Д) естественные причины: засухи, похолодание, заморозки.

Зоолог Альфред Брем писал: «Ни одна группа животных не вызывала в людях такого всеобщего отвращения, но одни животные не преследовались так беспощадно и так несправедливо, как земноводные».

Почему лягушек иногда называют мучениками науки?

Оказывается, лягушкам установили два памятника:

1. в Парижском университете (Сорбонне) по настоянию Клода Бернара;

2. в Токио (Япония), по инициативе студентов-медиков.

Ода лягушке.                                Лейла Гайнуллина

Ну, кто говорит, что лягушки – уроды?

Он должен, наверно, себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у животных – чтоб жить.

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,

Наряд у лягушки удобен и прост,

Зачем под водой ей пушистая шерстка?

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

А сколько лягушек? Бесчисленно много,

Их можно считать и считать без конца,

Отдали науке лягушачьи ноги,

На пользу науке отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку,

На волю, как в сказку, её отпусти!

Закрепление материала.

1. Анаграммы

Я У А Ш Г Л К

А А Б Ж

Я А И И М Ф Б

А Е Я Р Ч Г В

И О Т Т Р Н

2. Викторина.

В какое время года у лягушек начинается период размножения?

Для чего лягушки устраивают в теплые весенние вечера «квакающие концерты»?

Насекомые (комары, москиты) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему?

Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факт?

Задание на дом.

§24, задания 10-12 в рабочей тетради.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся.

Самостоятельная работа, самопроверка по ключу

(0 ош.   -«5»

1-2 ош. –«4»

3-4 ош. – «3»)

Беседа

Самостоятельная работа

Сообщение учащегося

Рассказ с элементами беседы

Работа с учебником (с. 117-118), задание 6

Работа с учебником (с. 118-119), задание 7, беседа

Работа с учебником (с. 119-121), беседа

Постановка вопроса, беседа

Учитель

Беседа

Выступление учащегося

Игра в парах, обсуждение

беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология 7 класс. Урок-игра по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"

Презентация к уроку-игре по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" с использованием интерактивной доски, хотя достаточно и компьютера . Составлена по пограмме Образовательная система " Школа 2100" учебни...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Презентация к уроку биологии по теме "Земноводные или амфибии" в 7 классе

Данная презентация поможет учителю заинтересовать школьников, расширить их кругозор, систематизировать знания по биологии....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

Презентация к уроку биологии 7 класс "Земноводные"

Разнообразие земноводных-презентация...

Урок биологии, 7 класс "Земноводные"

Урок по теме"Земноводные", 7 класс. Урок разработан в соответствии с ФГОС.  Тип урока: новые знания. Метод: проблемного обучения...