План открытого урока по биологии ФГОС
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Таюрская Людмила Николаевна

План урока по биологии в 6 классе, анализ урока в виде информационной карты, самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass_tayurskaya_l.n.docx340.61 КБ
Файл informatsionnaya_karta.docx29.82 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого  урока по биологии

Учитель биологии, химии Таюрская Людмила Николаевна

Класс 6

Дата: 20.12.2016 г.

Урок № 14

Тема урока: Особенности строения цветковых растений

УМК: Пасечник В.В., Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и  их практические навыки.
  • Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

 Методы обучения:  частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.

Универсальные учебные действия

  • Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
  • Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
  • Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
  • Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки

Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, интерактивные

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

время

1.Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Рассаживаются по парам.

Слушают учителя.

1-2 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка учебных задач.

Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока.
А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку.
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки»
Что это за замок?

Организовывает погружение в проблему. Обеспечивает мотивацию выполнения.

С целью подготовки к к/р 

Участвуют в формировании задач урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2-3 мин

3. Актуализация знаний

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Задание 1: Какие органы растения вы знаете? слайд 2

Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? см. карточки (стебель, корень, цветок, лист)

Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке, которые находятся в углах класса  и в парах объясняют свой выбор, дают определения органам.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы обучающихся;

Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

3-4 мин

4. Переход к этапу решения частных задач.

Применение знаний и умений в новой ситуации. 

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Оценивает выполнение каждой операции.

Задание 2:

Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и заполните таблицу (см. Приложение 1,2) слайд 3

Проверка по заполненной таблице, слайд 4.

Работают в команде, выполняет письменную работу, по окончании обсуж-

дают друг с другом. Фронтальная проверка по слайду 4.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Закрепление и взаимопроверка знаний о листе. Осуществляют работу по выполнению отдельных

операций (сравнение листьев)

15 мин

Задание 3.Ответы на вопросы по корню:

-Какие типы корневых систем вы знаете?- слайд 5

2.Какие функции выполняет корень?

Работают в случайных парах. Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места.

Участвуют в обсуждении содержания материала. Закрепление и взаимопроверка знаний о корне.

Проводят исследование текста. Закрепление и взаимопроверка знаний о цветке.

Осуществляют самоконтроль.

Задание  4: Записать названия частей цветка, используя рисунок,

проверка по слайду 6.

См. Приложение 4.

Учитель осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.  

Подписывают части цветка по рисунку согласно нумерации.

Закрепление и самопроверка знаний о цветке.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;

Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля?

Слайд 7.

Высказывают свои предположения. Слушают друг друга

Осуществляют анализ, находят причинно –следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают мнение.

Физминутка

5. Обобщение и систематизация знаний

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Задание 6. Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.

См. Приложение 3 Проверка по слайду 8.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют. Обосновывают выбор написания терминов

Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: Мах -7 баллов.

7 баллов – «5», 5-6 балл – «4», 3-4 балла –«3».

Осуществляют:

  • взаимооценку;
  • взаимопроверку;

6 мин

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы

Задают вопросы по теме урока

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

5 мин

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Задает домашнее задание: готовится к контрольной работе

Записывают

Планируют свою деятельность

1мин

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания учащихся; беседу, связывая результаты урока с его целями

Слайд 9.

Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, нарисуйте цветок с лепестками определённого цвета см. приложение 5.

Выставляет оценки в журнал

Рефлексия своих действий, подводят итоги урока.

Расскажите по схеме:      

я              знаю

                запомнил  

               смог                                                    

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

3 мин

Приложение № 1

Цветковые  растения появились в эпоху динозавров, однако и сегодня они имеют те же самые общие  черты строения. Мы так сроднились с такими растениями, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в  самом крошечном лютике или одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться и грустить, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях, национальные вышивки на скатертях, полотенцах, платках.Цветы прочно вошли в наш быт. Стало обычным сажать цветы во дворах жилых домов, на пришкольных участках, они украшают улицы городов, наши помещения, комнаты. С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются любовью у своих народов. О них сложены легенды.Хризантема изображена на государственном флаге, печатях и денежных знаках Японии. Высшая награда в этой стране Орден Хризантемы. Лотосом был украшен в древности герб Индии. Лилия – это цветок Франции, её символ. А Голландия – страна тюльпанов. Поэт Евгений Долматовский («Справка о тюльпанах») писал в стихах:

У тюльпанов есть своя столица

Не оранжерея и не сад –

Целый нидерландский город Лиссе,

Как букет, весь в лентах автострад.

Там цветник – седьмое чудо света…

Нидерланды называют одним большим цветником, эта страна экспортирует цветы во многие страны мира.

 Цветы очень разнообразны. Они поражают нас разноцветьем окраски, формами и размерами. Перед вами самый крупный цветок  раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца

       Сегодня на уроке вы обобщите знания о  строении цветковых растений

Как вы думаете, все ли растения образуют цветки?

     Итак, цветки образуются только у цветковых растений. Это очень красивое явление в растительном мире — цветение. Цветки самой разнообразной формы, окраски привлекают человека. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, а третьи – осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, все они имеют единый план строения.

Ребята, как вы думаете, цветок относится к вегетативным или генеративным органам? (Ответ: цветок относится к генеративным органам)
Правильно, ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация» что означает рождение,  воспроизведение. А цветок является органом семенного размножения.

 Приложение 2

ficus_shutterstock_45894223_01_06f48399aavetka_shipovnika

74887867_ruylca_kukuruzuy

Приложение 3. Таблица к заданию 2

Название растения

Листья простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

1.Фикус

Простые

Черешковые

Очередное

Сетчатое

2.Шиповник

Сложные

Черешковые

Очередное

Сетчатое

3.Вороний глаз

Простые

Сидячие

Мутовчатое

Сетчатое

4.Кукуруза

Простые

Сидячие

Очередное

Параллельное

Приложение 4. к заданию 6

1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.

Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.

Приложение 5. к заданию 4

Строение цветка



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АНАЛИЗА УРОКА (ЗАНЯТИЯ) БИОЛОГИИ

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Цель посещения   урока: Аттестация педагога. Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования.

Задачи:

- проанализировать урок (занятие) по биологии с точки зрения реализации на нем общекультурного системно-деятельностного подхода, предусмотренного новым ФГОС;

- проанализировать мастерство педагога

Время (порядковый номер урока): 14

Класс (группа): 6

Предмет БИОЛОГИЯ

Тема урока (занятия):      Особенности строения цветковых растений                                                            

Тип  форма урока (занятия): обобщение и систематизация знаний

Цели урока (занятия) в деятельностной форме:

повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе

Задачи:

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и  их практические навыки.
  • Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Показатель

Да\нет

(1\0 балл)

Примечания

1.Системно-деятельностный подход

1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла  урока биологии

 1

Участвуют в формировании задач урока.

Отвечают на вопросы учителя

1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания

1

Фиксируют проблемы

1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися

1

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы   учебного действия третьего вида

1

Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию

1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами

1

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы друг друга

ВСЕГО по пункту 1:

5

2. Учебные задачи

2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение

универсальных учебных действий (указать группы):  

- познавательных общеучебных

- познавательных логических

- коммуникативных

- регулятивных

- личностных

1

Учитель развивает УУД

Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.

Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.

Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

2.2.  Соответствие решаемых учебных задач  возрастным  особенностям учащихся, ведущей деятельности

1

Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями

2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали

1

Учащиеся планируют свою деятельность, критически осмысливают, сотрудничают, принимая во внимание позиции партнёров

2.4. Характер учебной деятельности

- индивидуальный,

- коллективно-распределенный,

- в парах,

- в разновозрастных группах

1

Индивидуальный,

 в парах,

2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности

1

. Этапы урока соответствуют требованиям  современного урока

ВСЕГО по пункту 2:

5

3. Критериальное оценивание

3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания

1

Учитель предлагает критерии оценивания к заданиям урока

3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием  всех групп универсальных учебных действий

1

Задания направлены на развитие всех УУД

3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока)

1

Рефлексия своих действий.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;

3.4. Сочетание оценки и самооценки

1

Учащиеся осуществляют самоконтроль

3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание)

1

Учитель делает анализ, проверку заданий

ВСЕГО по пункту 3:

5

4. Содержание образования

4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной  образовательной среды)

1

Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля?

4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней

1

Работа по презентации, по карточкам, картинкам, с таблицами

4.3. Содержание соответствует  Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности  

1

Приобретение социального опыта, развитие учащихся как личности, проявление способности к саморазвитию, готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли

4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры

0

4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической)  

1

С информатикой, литературой

ВСЕГО по пункту 4:

4

5. Воспитание

5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности,  здоровья, качества окружающей среды

1

Предлагается задание, которое решается с позиции экологии

5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность

1

Учитель  воспитывает бережное отношение к растениям, акцентирует внимание на Красной книги Иркутской области

5.3. Психологический климат занятия,

контакты учитель – ученик:

- комфорт – напряжение

- сотрудничество – авторитарность

- индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия

- преодоление негативных установок на отдельных учащихся

- культура речи учителя

- культура неречевого общения

1

Учитель создаёт на уроке ситуацию успеха, сам выступает в роли консультанта.

Учитель грамотно строит этапы урока, комментирует  где нужно

5.4. Психологический климат,

контакты ученик – ученик:

- сотрудничество – соперничество

- дружелюбие – враждебность

- заинтересованность – безразличие

- активность – пассивность

- культура речевого общения

- культура неречевого общения

1

Ученики работают в непосредственном сотрудничестве между собой, проявляют заинтересованность в выполнении заданий.

Темп урока умеренный. Учитель развивает качества: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

5.5. Соответствие решаемых учебных задач:

- личному опыту социализации и самоопределения;

- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)

1

Учитель грамотно организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные задания, создаёт на уроке ситуацию успеха

ВСЕГО по пункту 5:

5

Результаты подсчета баллов по каждому пункту суммируйте:

  1. Теория учебной деятельности - 5
  2. Учебные задачи - 5
  3. Критериальное оценивание - 5
  4. Содержание образования 4
  5. Воспитание -   5                                                   ИТОГО: 24 балла

Комментарии: Урок построен в соответствие с требованиями ФГОС, учитель создаёт условия для формирования УУД, используя разнообразные приёмы и методы. Содержание урока соответствует требованиям программы, осуществляется связь теории с практикой, учитывается жизненный опыт обучающихся. Использовались задания разного уровня сложности. Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступно изложен инструктаж. Цели и задачи урока достигнуты. Урок соответствует современным требованиям.

Члены экспертной группы: Зам. директора по УВР ___________ Сизых М.А.

Руководитель МО точных наук и

 Естественно- научного цикла                                      _____________ Сыч Г.П.

Учитель физики                                                             _____________  Агапитова Т.Н.

 

Дата 20.12. 2016 г.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по биологии в 6 классе учителя биологии, химии МКОУ «Уянской СОШ»  Таюрской Л.Н.

Тема урока: Особенности строения цветковых растений                                                            

        Тип  форма урока: Обобщение и систематизация знаний

Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и  их практические навыки.
  • Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения:  частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
  • Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
  • Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
  • Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки

Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, интерактивные.

    Учащиеся участвовали  в формировании задач урока, в обсуждении содержания материала. На протяжении урока планировали свою деятельность, критически осмысливали, формулировали собственное мнение и позицию,  сотрудничали, принимая во внимание позиции партнёров.         Задания учителем подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Работали в парах, индивидуально. Осуществляли самоконтроль, самооценку и самопроверку. Урок способствовал  приобретению социального опыта, развитию учащегося как личности, способности к саморазвитию. Ставились  и решались задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности,  здоровья, качества окружающей среды. Грамотно в течение урока учитель организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные задания, создаёт на уроке ситуацию успеха.

   Учитель формировал следующие  универсальные учебные действия:

Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.

Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.

Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

   Содержание урока  соответствует  Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности.

   Урок цели достиг. Учащиеся готовы к выполнению контрольной работы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе фгос

Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ...