Главные вкладки

    Конспект открытого урока по биологии в 7 классе фгос
    методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

    Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ;

                            формирование  представлений о целостности растительного организма .

     

    Задачи урока:

     

    Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их  взаимосвязи ,  создать условия для осознанного применения знаний.  

    Коррекционно – развивающие :  продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

                                     развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

                                     коррекция памяти на основе упражнений  в припоминании изученного;

                                     развивать умения применять предложенный  учителем способ получения  и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

    Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

                                     воспитывать бережное  , гуманное отношение к природе.

     

    Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

     

    Ход урока.

     

    1.  Организационный момент. Психологический настрой.

    Здравствуйте  ребята , садитесь .

      Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему  покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

    Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

    Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

    Желтый — проявят активность.

    Синий — будут настойчивы.

    Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений  , стараний и успехов .

     

    Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx98.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

    Конспект открытого урока по биологии 7 класс фгос

    .https://fs00.infourok.ru/images/doc/12/16234/hello_html_41af48e1.gif

                                                                     Составила: учитель I категории

                                            Биолог-географ

                                             Боровцова А. В

    Тогул 2018

    Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ;

                            формирование  представлений о целостности растительного организма .

    Задачи урока:

    Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их  взаимосвязи ,  создать условия для осознанного применения знаний.  

    Коррекционно – развивающие :  продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

                                     развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

                                     коррекция памяти на основе упражнений  в припоминании изученного;

                                     развивать умения применять предложенный  учителем способ получения  и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

    Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

                                     воспитывать бережное  , гуманное отношение к природе.

    Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

     

    Ход урока.

    1.  Организационный момент. Психологический настрой.

    Здравствуйте  ребята , садитесь .

      Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему  покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

    Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

    Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

    Желтый — проявят активность.

    Синий — будут настойчивы.

    Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений  , стараний и успехов .

    Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

    Актуализация знаний . Мотивация .

    Скажите ребята,  что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

    Что  общего  у  всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

             

    Теперь отгадайте загадку:  Один в земле копается ,

                                                    Другой в свету купается,

                                                    И хотя они друзья –

                                                    Поменяться им нельзя.

     О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

     Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

     Какой орган помогает им дружить , поддерживать  их взаимосвязь ?( стебель ).

     Можно  сказать  , что эти органы взаимосвязаны друг  с другом ? (да ).

     Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды  образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

     

    1.  Изучение нового материала.

    Итак , тема нашего урока  « Общая характеристика царства Растения»  ( запись даты и темы в тетрадь ).  

      А так  ли  это ?   Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы  в этом убедиться , что мы   должны  вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

     Для этого наш класс  превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

     Произвольно разделились на группы .

    1 .Организация деятельности  по группам .

         

    1 группа : обучающимся предлагается загадка .

                           Не рыли , не бурили ,

                           А воду добыли.     ( корни )

    Следовательно ,  ваша лаборатория получит название  « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне. 

       

     2 группа : обучающимся предлагается загадка.

                             Вверх по стене крутой ,

                             По бетонке литой ,

                             Многоножка ползет ,

                             С собой листья везет . (стебель ).

    Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля»  и вы будете обобщать информацию о стебле .

       

      3 группа : обучающимся предлагается загадка .

                            Из почек появляются ,

                            Весною распускаются ,

                            Летом шелестят ,

                             Осенью летят . ( листья ).

    Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях .

       

           4 лаборатория  изучает цветы и плоды: предлагается  загадка .

                              Он в саду моем расцвел,

                               В удивленье всех привел-

                               Лепестки атласные,  

                               Пестики овальные .

                               А внутри на ниточках –

                               Туфельки хрустальные.                             ( цветок).

    Следовательно , ваша лаборатория  получит название « Лаборатория изучения цветка».

     

    Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

    2. Осуществление деятельности.

           

    Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»

    1 . Используя дополнительный материал, изучите строение  и  функцию  корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?                  

     

    2.  По таблице  составьте рассказы  по  вопросам :

                - строение корня;

                 - типы корневых систем;

                 - значение корня.

    Орган растения

    Строение корня

    Типы корневых систем

    Значение корня

    Корень

    Главный корень

    Боковые корни

    Придаточные корни

    Корневые  волоски

    Стержневая   корневая

    система

    Мочковатая    корневая

    система

    1.Удерживает растение .

    2 .Всасывает воду  и минеральные соли   из почвы  для всех органов.

    3 .Запасает  питательные вещества (корнеплод).

    Участвует в размножении.

     

    3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой  .

    Задание для 2 –ой группы  .  Лаборатория изучения стебля « Стебель»

     

    1. Используя дополнительный материал , изучите строение стебля и его  значение для растения   . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?

    1.  Используя таблицу составьте рассказы   по вопросам :

    - строение древесного стебля;

    -разнообразие стеблей;

     - значение стебля.

    Орган растения

    Строение древесного стебля

    Разнообразие стеблей

    Значение стебля

    Стебель

    Кора

    Камбий

    Древесина

    Сердцевина

    Укороченные

    Прямостоячие

    Вьющиеся.

    Ползучие .

    Цепляющиеся.

    Опорная

    Проводящая

    Запасающая

    Молодые зеленые стебли на свету  образуют органические вещества

      3

    Задание для 3-ей группы.  Лаборатория изучения листа «Лист»

       1.Используя дополнительный материал , изучите  строение и значение листьев для организма растения  . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

    2. Используя  таблицу , составьте рассказы по вопросам :

                         - строение листьев ;

                         - типы жилкования листьев ;

                         - значение листьев для растения.

    4 . Задание для 4 группы  . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

     1.Используя дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения  . Ответьте на вопрос то такое  : Что такое  цветок? 

        2. По таблице составьте рассказ   о строении и значении цветка.

    Орган растения

    Строение цветка

    Виды соцветий

    Значение цветка

    Цветок

    Цветоножка

    Цветоложе

     Чашечка из чашелистиков

    Венчик из лепестков

    Пестик и тычинки –главные части цветка

    Кисть

       Зонтик

    Колос

    Корзинка

    Цветок – орган размножения

    Из пестика образуется плод с  семенами

    3. Защита результатов деятельности.

    Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

    1. Защита сотрудников  лаборатории «Корень» : Слайды

    Проблемные вопросы задаются классу :

               Почему растение погибнет  , если у него поврежден корень ?

    1. Защита сотрудников  лаборатории «Стебель»: Слайды

    Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

    1. Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

               Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

                4)Защита сотрудника лаборатории  « Цветок».

                   Что произойдет , если погибнет цветок ?

       Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

    А какой из органов важнее?

    Я предлагаю  совместно разыграют   сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов  растения»

    Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

    – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!  Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

    Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

         – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто   поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения  и наоборот от  листьев к корню?

    –  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

    А кроме того я самый красивый из Вас…

    А какой чудесный аромат исходит от меня…

    – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

    Начавшийся спор между частями растения неразрешимый.  Он бы продолжался  до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался  в разговор человек .

    Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

    « Все вы  важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все  вы  части одного организма».

    4.Подведение итогов групповой работы .

    1. Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией  схемы « Взаимосвязь частей растения» .

       Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части  растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

        Каждая часть растения выполняет свою  работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

     Зарисуйте в тетрадь схему  , подписать название органов  ,  стрелками обозначить движение веществ по растению .

    http://biolicey2vrn.ucoz.ru/Jizn_rasten/6-39_Provodayschie_sistem.jpg

    1. Задание на дом: выучить схему из тетради, напишите RAFТ на тему «Растения – целостный организм»
    2. Объявление оценок.
    3. Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики  на солнце согласно своему настроению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по биологии в 7 классе.

    Тема открытого урока:«Роль птиц в природе и их практическое значение для человека».Цели урока :обобщить знания о значении птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности: прививать отве...

    Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"

    Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

    7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме "Кишечнополостные"

    Предлагается план урока и подробное изложение хода урока. Урок рассчитан на работу учеников в парах; у каждой пары дожен быть доступ к цифровой технике (ноутбук либо ПК с монитором). Ребята отвечают н...

    Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

    Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...

    презентация к открытому уроку по биологии в 7 классе по теме Членистоногие

    хороший материал для урока общая характеристика членистоногих и ракообразных...