конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П Тема урока «Внешнее строение л иста»

Слайд 2

Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные Виктория регия - диаметр листа 2,2 м Ряска имеет самые маленькие плавающие листья Пальма Рафия имеет лист длиной 20 м

Слайд 4

Листья Черешковые (есть черешок) Яблоня, вишня Сидячие (нет черешка) Пшеница, алоэ

Слайд 5

Листья Простые (на одном черешке – одна листовая пластинка) Клен, береза Сложные (на одном черешке – несколько листовых пластинок) Фасоль ,шиповник

Слайд 6

Жилкование Сетчатое (жилки многократно ветвятся, образуя сеть) Дуб, пеларгония Сложные (жилки расположены параллельно друг другу) Пшеница Дуговое (жилки расположены по дуге) Ландыш Класс Двудольные (исключение - подорожник - сетчатое) Класс Однодольные (исключение - вороний глаз - дуговое)



Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по биологии для 6 класса на тему

 «Внешнее строение листа»

Класс: 6

Авторы и название учебной программы: Пасечник,В.В. Биология. Многообразие  покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207с

Учебная тема (раздел): Строение и многообразие  покрытосеменных растений

Название учебного занятия и количество часов: Внешнее строение листа,  1 час

Цель: формирование представлений о разнообразии  морфологии листьев.

Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

 - личностный результат –  формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями

 - метапредметный результат – развивается навык выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми ими функциями

 - предметный результат –  учащиеся знают, могут называть особенности строения листьев и выполняемые ими функции.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Вид учебного занятия: урок, практикум

УМК:

  1. Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2016. – 207, с
  2. Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 93 с

Оборудование учебного занятия: мультимедийная установка, персональный компьютер, учебник, гербарий

Основные термины и понятия: листовая пластинка, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.


Этапы учебного занятия

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1. Организационный этап

Здравствуйте!

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь.

2. Этап фронтальной проверки домашнего задания

 Давайте вспомним тему нашего прошлого урока,  о чем мы говорили на предыдущем занятии  

Что же такое побег? Из каких частей он состоит?

Какие виды листорасположения вы знаете?

Что такое почка?

Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?

Дети отвечают (Побег и почки)

Дети отвечают (Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые.)

Очередное, например береза, ива (листья в узлах располагаются по одному и растут на стебле поочередно),

Ответ детей (на каждые 10,5 м – на 1 мм) Супротивное, например клен, сирень (листья по два в узле – один лист против другого), Мутовчатое, например элодея (листья по три и более в узлах)

Почка – зачаточный побег

Если на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья, то такие почки – вегетативные, а генеративные почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму

3. Этап всесторонней проверки УУД

1.  Побег развивается из…: 

а) Корня;

б) Стебля;

в) Почки.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют… 

а) Узлами;

б) междоузлиями.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается… 

а) почка;

б) новый побег;

в) листовой рубец.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют… 

а) вегетативными;

б) генеративными.

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, … 

а) не имеют почечных чешуй;

б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются… 

а) корень;

б) лист;

в) новый побег.

7. Промежутки между листьями на побеге называются… 

а) узлами;

б) междоузлиями.

Дети выполняют тест, после меняются листочками и выполняют взаимопроверку.

Ответы:

1) в;

2) а;

3) в;

4) а;

5) б;

6) б;

7) б.

Критерии оценок:

        «5» – нет ошибок;

        «4» – 1-2 ошибки;

        «3» – 3-4 ошибки;

        «2» – более 4 ошибок.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

         Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил,

И пианистом известным он был.

                                            (Лист)

Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.

       Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.

Дети отвечают

Записывают тему в тетрадь

5. Этап усвоения новых знаний

      Лист – один из основных органов зеленого растения.

        Какое он занимает положение на стебле?

- боковое, располагаясь в узлах стебля.

       Ребята, вспомните, какими  разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20 - 22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя.

        Функции листа: Лист – это плоский зеленый орган побега.

         В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.23).

          Какое строение имеет лист?

- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

         Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

         Следующая часть листа – это черешок.

         Какова роль черешка?

- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

             На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.

Листья

Черешковые

(есть черешок)

Береза, дуб, пеларгония

Сидячие

(нет черешка)

Рожь, алоэ

            Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

            Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

           Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству листовых пластинок.

           По числу листовых пластинок на черешке листья делятся

Листья

Простые

(на одном черешке –  одна листовая пластинка)                             Клен

Сложные

(на одном черешке – несколько листовых пластинок)

Каштан, шиповник

           У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.

           Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите? (Четко выраженные жилки.)

         Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

         Расположение жилок на листе называется жилкованием.

         Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.

Жилкование

            Сетчатое                                        

Параллельное                                      

Дуговое

(жилки многократно  ветвятся, образуя сеть)    

Дуб, пеларгония                                                                                          

(жилки расположены  

параллельно друг другу)                          

    Пшеница, лук                                        

(жилки расположены

по дуге) 

Ландыш

     Класс двудольные                             Класс однодольные

(исключение подорожник -             (исключение вороний глаз –          сетчатое)                                                             дуговое)  

      Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных объектов.

Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

        Сейчас выполним лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

        Я вам раздам все необходимое для проведения лабораторной работы.

          Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

        Вы достигли этой цели?

        Что нового вы узнали на уроке?

        Какие источники вы использовали для получения информации?

7. Этап закрепления нового материала

        Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

         Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока.

        Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Домашнее задание § 6, ответы на ?, задания рабочей тетради

       Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

9.  Подведение итогов урока: домашнее задание, формы оценивания учащихся

Итак, мы изучили тему.

Выполним задание Приложения 3.

Какую тему на уроке мы с вами изучили?

Что нового узнали на  уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

                                         Ответы учащихся


Приложение 1.

1.  Побег развивается из…: 

а) Корня;

б) Стебля;

в) Почки.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют… 

а) Узлами;

б) междоузлиями.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается… 

а) почка;

б) новый побег;

в) листовой рубец.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют… 

а) вегетативными;

б) генеративными.

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, … 

а) не имеют почечных чешуй;

б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются… 

а) корень;

б) лист;

в) новый побег.

7. Промежутки между листьями на побеге называются… 

а) узлами;

б) междоузлиями.

Ответы на тест

Критерии оценок:

  1. в

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 - 2 ошибки;

«3» – 3 - 4 ошибки;

«2» – более 4 ошибок.

  1. а
  1. в
  1. а
  1. б
  1. б
  1. б

Приложение 2

Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

     Цель: Научиться распознавать простые и сложные листья. Сравнивать листья разных растений. Определять тип листорасположения.

     Оборудование: гербарии простых и сложных листьев с различными  листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения; рабочая тетрадь.

Ход работы:

  1. Рассмотрите выданные гербарные экземпляры простых и сложных листьев. Определите тип жилкования и листорасположения.
  2. Оформите результаты лабораторной работы в таблицу.

Название растения

Листья простые или сложные

Жилкование

Листорасположение

Приложение 3.

Рассказ с ошибками.  Найти  ошибки и объяснить их.

Незнайка писал письмо Звездочке.

«Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"

конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...

Открытый урок по биологии. Особенности строения цветковых растений.

Технологическая карта урока в 6 классе по  ФГОС. С самоанализом урока....

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»...