Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Жизнь в морях и океанах
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Дымова Людмила Ивановна
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта, прописаны деятельность учителя, ученика, универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_v_moryah_i_okeanah.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №65 г. Томска

Тема урока:

«Жизнь в морях и океанах»

5 класс

Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Биология. Введение в биологию

Учитель биологии

Дымова Людмила Ивановна

2018

Технологическая карта.                                                                                                                                                              

Класс

5 класс

Предмет

биология

Тема урока

Жизнь  в морях и океанах

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели

Сформировать представления о разнообразии организмов в морях и океанах, а также о приспособлении их к среде обитания  

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов,  иметь представление о их разнообразии;

Выявлять черты приспособленности к среде обитания;

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (умение работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);                                                                              

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);                                                    

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (формулирование познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Личностные

Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, свободноплавающие организмы, донные организмы,

глубоководные организмы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Приветствует обучающихся.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие.  Разгадав загадки, узнаем куда мы совершим путешествие.

Приветствуют друг друга

Коммуникативные:

умение выражать свои чувства.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

2. Мотивационный

Постановка цели и задач урока

Учитель зачитывает загадки

Кругом вода,

А с питьём беда      (море)

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов. (океан)

То легка, то трудна,

Но у каждого – одна.  (жизнь)

Задает вопрос:

Как вы думаете, что мы можем узнать совершив это путешествия

Обучающиеся определяют тему урока из слов море, океан, жизнь.

Учащиеся определяют цели урока. 

Какие обитатели населяют океан, и как они приспособились к среде обитания

Коммуникативные

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные:

- умение определять цели и задачи урока

3. Первичное усвоение знаний

Море – родной дом для многих обитателей. Дом не простой, многоэтажный.  Давайте, назовем этажи.

Работа с учебником

Создает игровую ситуацию. Организует работу в группах

(4 группы.  Задание:  Расселить животных по этажам. Животные взяты из альбома-задачника. На листах нарисовано море)

 Учитель создает затруднение. Обучающиеся не могут выполнить задание, так как не знают, о приспособлениях животных

Работа с учебниками:

Обучающиеся называют сообщества

В океане можно выделить следующие сообщества:

поверхность воды,

сообщество кораллового рифа,

сообщество толщи воды, донное,

 глубоководное сообщество

Работа в группах

Расселить морских животных по этажам

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.  

Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации

Личностные:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Организация работы в группе по решению проблемы.

Как морские организмы приспособились к жизни на разных этажах?

(В каждой группе имеется лист изучения нового материала). Группам дается 10 минут, в течение которых они находят приспособления организмов к среде обитания

Работа в группах

1 группа – ищет информацию

Как морские обитатели поверхности воды решают свою проблему: способность удержаться на поверхности воды

2 группа – какие приспособления имеются у организмов, чтобы удержаться в толще воды

3 группа – какие приспособления имеются у донных обитателей, чтобы передвигаться по дну

4 группа – какие приспособления имеются у глубоководных организмов, чтобы ориентироваться в темноте

Познавательные:

- определять существенные признаки объекта.

- работать с информационными текстами

- объяснять значения новых слов.

- сравнивать и выделять признаки обитателей морей и океанов,

Коммуникативные:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе;

- работать в группах по обсуждению проблемы

-слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Физкультминутка

Что там чудится в тумане?  (Вытягиваем руки вперед)

Волны плещут в океане.  (Руками изображаем волны)          

Это мачты кораблей.  (Машем руками)    

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, (Ходьба на месте)

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке (Наклоны вперед)

И сжимаем в кулаке. (Сжимаем пальцы рук)

Чтоб побольше их собрать, –

Надо чаще приседать. (Приседания)

Вверх потянемся, пройдемся, (Потягивания – руки вверх, ходьба на месте)

И на место вновь вернемся.   (Садимся)                

 Обучающиеся выполняют упражнения

5.  Первичная проверка понимания

Заслушивает отчет групп, корректирует знания, задает вопросы

После отчета учитель предлагает прослушать доклад ученицы о сообществе кораллового рифа

Выступление групп

Оценка работы группы

Сообщение сопровождается показом, фотографий кораллового рифа, взятых из интернета

Познавательные:

владеть таким видом изложения текста, как повествование;

Личностные: 

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

6.  Первичное закрепление

1. Каким образом приспособлены к жизни обитатели поверхности воды?

2. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды? (планктон и активно плавающие организмы)

3. Приведите примеры обитателей дна?

4. Какое сообщество особенно богато видами?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

оценка качества усвоения пройденного материала

7.  Информация

 о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§ 25, вопросы на стр. 124

Творческое задание на выбор:

1. Нарисовать плакат «Охрана морей и океанов».

3. Составьте кроссворд на тему: Морские обитатели

Слушают учителя, записывают в дневник домашнее задание, выбирают творческое задание.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Мы совершили удивительное путешествие.  Вы прекрасно поработали. Оцените свою работу.

Заселите аквариум рыбками красного цвета, если материал урока усвоен на отлично и вы принимали активное участие в работе группы, рыбками зеленого цвета, если вы работали на четыре и рыбками синего цвета, если вы считаете, что материал урока усвоен недостаточно

На доске вывешивается лист, на котором нарисован аквариум.

Обучающиеся приклеивают рыбки разных цветов

Личностные:

Самооценка своей деятельности. Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Регулятивные:

Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов

Открытый урок  ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"

Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно...

урок биологии в 5 классе Жизнь в морях и океанах

подробный конспект урока по теме Жизнь в морях и океанах с разнообразными заданиями по закреплению изученного материала...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Урок по биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Урок по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"...