Олимпиадные задания по биологии
олимпиадные задания по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

Таюрская Людмила Николаевна

Олимпиадные задания по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по биологии 5 класс. Школьный этап

Вариант 1

Часть А.

Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А10 выбери только один правильный ответ. 

А1. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

1) растения 

2) животныеhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c6bbd0366527ee9d31545044584980c1&n=24

3) бактерии

4) грибы

 А2. Укажите объект живой природы:

1) камень

2) планета                                                                             рисунок 1

3) человек

4) Луна

А3. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый:

1) опыт

2) наблюдение

3) сравнение

4) описание

А4. К антропогенным  факторам относят

1) опыление растений                                        

2) извержение вулкана                                      

3) дождь

4) строительство дорог

А5.  Особенностью строения растительной клетки является наличие:

1)цитоплазмы

2)оболочки

3)ядра

4)пластид

А6. Вода необходима растениям для:

1) прорастания семян

2) передвижения минеральных и органических веществ

3) поддержания корневого давления

4) всех жизненно важных процессов, происходящих в растении

А7. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

1) движению цитоплазмы

2) свободному перемещению

3) движению пластид

4) движению межклеточного вещества

А8.Растения играют важную роль в оздоровлении окружающей среды:

1) обогащают атмосферу кислородом

2)являются хорошими пылеуловителями

3)поглощают и перерабатывают вредные вещества

4)все утверждения верны

        А9. Клеточное строение имеют:

1)все растения;                          

2)только листья элодеи;

3)некоторые растения;              

   4)только кожица лука и листья элодеи?

А10. Споры бактерий служат для:

  1) Размножения

   2) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях

   3) Передвижения

   4) Для размножения и передвижения

Часть В. За правильный ответ -2 балла

В1. Соотнесите  оборудование с методами изучения природы

Оборудование

Методы изучения

1. бинокль

2. лабораторные весы

3. микроскоп

4. линейка

5. спиртовка

6. пробирки

А) наблюдение

Б) измерение

В) эксперимент

В2. Соотнесите понятия «Свойство живого» с его характеристикой:

Свойство живого

Характеристика свойства

  1. Развитие
  2. Обмен веществ
  3. Раздражимость
  4. Размножение

А. Процесс обеспечивающий постоянство существования жизни на Земле.

Б. Приобретение новых качеств в течение жизни.

В. свойство живых организмов позволяющих им реагировать на факторы окружающей среды.

Г. Процесс жизнедеятельности, который всегда связывает организм с окружающей средой и поддерживает его жизнь.

В3. Вам известно, что ученые, исследуя многообразие организмов, разделяют их на царства. Различают царства: а) Бактерии, б) Грибы, в) Растения, г) Животные. Замените вопросительные знаки названиями соответствующих царств. Предложенные примеры организмов помогут вам определиться с правильными ответами.

В 4. Установите соответствие между организмом  и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.

ОРГАНИЗМЫ                                        СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Заяц                                                            1) Водная

Б) Синица                                                       2) Почвенная

В) Карась                                                        3) Наземно - воздушная

Г) Сосна                                                         4) Тела живых организмов

Д) Крот

Е) Клещ

В5. Установите соответствие между тканью и клетками, из которых она образована (впишите цифры в таблицу):

  1. механическая (древесные волокна)  2) покровная (пробка)   3) проводящая (сосуды)  4) основная (фотосинтезирующая)  5) образовательная (камбий)

Виды клеток

ткань

А) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

Б) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

В) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

Г) клетки с толстыми одревесневающими стенками

Д) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

Часть С. За правильный ответ 3 балла

С1. Вставьте пропущенное слово из словаря:

  - структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены   . Живое вещество клетки представлено   - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные   . Важнейшим органоидом клетки является   . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида   .  имеют зеленую окраску,   - красную, а   - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются  .

Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды.

Часть С.

С2..Каково значение неорганических веществ в клетке растений?

С3. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

Олимпиадные задания по биологии 5 класс. Школьный этап

Вариант 2

Часть А.

Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А10 выбери только один правильный ответ. 

А1. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

1) растения imgplusdb.com / фото подосиновиков

2) животные

3) бактерии

4) грибы

   А2. Укажите объект живой природы:

1) ромашка

2) вода        рисунок 1

3) гора

4) Марс

А3. Костя изучал, нужны ли для прорастания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал  по 10 семян фасоли. Один стакан он убрал в шкаф, а другой оставил на столе. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте:

1)В шкафу семена фасоли не прорастут

2)Все семена фасоли способны прорастать

3)Семенам фасоли для прорастания необходим свет

4)Семенам фасоли для прорастания необходимы вода, воздух, тепло.

А4. К биотическим  факторам относят

1) распространение семян животными                                        

2) извержение вулкана                                      

3) снег

4) строительство дорог

А5.  Как называются зеленые пластиды?

   1) хлоропласты

    2) хлорофиллы

    3) лейкопласты

    4) хромопласты

А6. В семенах растений содержится больше всего:

1) минеральных солей

2) воды

3) жиров

4) углеводов

А7. Старые клетки в отличие от молодых:

1) способны делиться

2) содержат одну большую вакуоль

3) содержат много мелких вакуолей

4) меньше по размеру

А8.  О единстве растительного мира свидетельствует:

1)клеточное строение растений

2)наличие корней и побегов

3)размножение семенами

4)опыление ветром

         А9. Хлоропласты – это пластиды:

   1)бесцветные;  

   2) зелёные;  

   3) жёлтые;  

   4)оранжевые

А10. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете:

1)грибы

2)бактерии

3)растения

4)лишайники

Часть В. За правильный ответ -2 балла

В1. Соотнесите  оборудование с методами изучения природы

Оборудование

Методы изучения

1. колба

2. секундомер

3. микроскоп

4. бинокль

5. скальпель (нож)

6. весы

А) наблюдение

Б)  измерение

В) эксперимент

В2. Соотнесите понятия «Свойство живого» с его характеристикой:

Свойство живого

Характеристика свойства

  1. Рост
  2. Раздражимость
  3. Обмен веществ
  4.  Размножение

А. Способность живых организмов воспроизводить себе подобных.

Б. Увеличение размера и массы живого организма.

В. свойство живых организмов позволяющих им реагировать на факторы окружающей среды.

Г. Процесс жизнедеятельности, который всегда связывает организм с окружающей средой и поддерживает его жизнь.

В3. Вам известно, что ученые, исследуя многообразие организмов, разделяют их на царства. Различают царства: а) Бактерии, б) Грибы, в) Растения, г) Животные. Замените вопросительные знаки названиями соответствующих царств. Предложенные примеры организмов помогут вам определиться с правильными ответами.

В 4. Установите соответствие между организмом  и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.

ОРГАНИЗМЫ                                        СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Белка                                                         1) Водная

Б) Ласточка                                                    2) Почвенная

В) Акула                                                         3) Наземно - воздушная

Г) Береза                                                         4) Тела живых организмов

Д) Дождевой червь

Е) Блоха

В5. Установите соответствие между тканью и клетками, из которых она образована (впишите цифры в таблицу):

1) механическая (лубяные волокна)  2) покровная  (кожица) 3) проводящая (ситовидные трубки) 4) основная (запасающая)  5) образовательная

Виды клеток

ткань

А) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

Б) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

В) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

Г) клетки с толстыми одревесневающими стенками

Д) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

Часть С.

С1. Вставьте пропущенное слово из словаря:

Основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов является …. Все клетки друг от друга отделены   . Внутри клетки находится бесцветное вязкое полупрозрачное вещество   -. В цитоплазме располагаются многочисленные   . ….. – это важнейший органоид клетки. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида   .Зеленую окраску имеют …,  красную - … , а   - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются  .

Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды

С2. Каково значение органических веществ в клетке растений?

С3. Опишите процесс, изображенный на рисунке. Почему молодые клетки растений способны делиться, а старые – нет?



Предварительный просмотр:

Ответы на вопросы олимпиады 5 класс по биологии:

Вариант 1.                            

А1- 3

А2-3

А3-2

А4-2

А5-4

А6-4

А7-1

А8-4

А9-1

А10-2

Итого Часть А - 10 баллов

Часть В – за правильный ответ – 2 балла

В1.

1

2

3

4

5

6

А

Б

А

Б

В

В

В2.

1

2

3

4

Б

Г

В

А

В3.

1-грибы

2-растения

3-бактерии

4-животные

В4.

А

Б

В

Г

Д

Е

3

3

1

3

2

4

В5.

А

Б

В

Г

Д

5

2

4

1

3

Итого Часть В - 10 баллов

Часть С – за правильный ответ -3 балла

С1

4-Клетка, 6-оболочка, 5-цитоплазма, 7-органоиды, 8-ядро, 10-пластиды, 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 9-вакуоли.

С2

  1. Влияют на интенсивность обмена веществ
  2. Используются для синтеза органических молекул
  3. При недостатке нарушаются важные процессы ж/д

С3

Порядок: 264531

Равномерное распределение наследственной информации между 2 новыми клетками

Итого  Часть С - 9 баллов. Всего 29 баллов

Вариант 2.                            

А1- 4

А2-1

А3-3

А4-1

А5-1

А6-4

А7-2

А8-1

А9-2

А10-2

Итого Часть А - 10 баллов

Часть В – за правильный ответ – 2 балла

В1.

1

2

3

4

5

6

В

Б

А

А

В

Б

В2.

1

2

3

4

Б

В

Г

А

В3.

1-растения

2-грибы

3-животные

4-бактерии

В4.

А

Б

В

Г

Д

Е

3

3

1

3

2

4

В5.

А

Б

В

Г

Д

3

4

2

1

5

Итого Часть В - 10 баллов

Часть С – за правильный ответ- 3 балла

С1

4-Клетка, 6-оболочка, 5-цитоплазма, 7-органоиды, 8-ядро, 10-пластиды, 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 9-вакуоли.

С2

Входят в состав клеточных структур, регулируют процессы ж/д

С3

Процесс роста клеток.

В старых клетках ядро и цитоплазма смещается к оболочке клетки, всю клетку занимает вакуоль.

Итого  Часть С - 9 баллов. Всего 29 баллов



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6 класс

1 вариант

Часть 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

а) составом атомов                             в) малым содержанием воды

б) клеточным строением                    г) минеральными веществами

2.  К генеративным органам растения относится:

 а) цветок                              в) лист 

 б) стебель                            г) корень

3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света   

б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

г) нужно было подкрасить лист красителем

4. Венчик цветка состоит из:  

а)  цветоложа                     в) тычинок     

б) чашелистиков                  г) лепестков

5. Хромосомы в клетке находятся:    

а) в цитоплазме                       в) в вакуолях

б) в ядре                                   г) в хлоропластах

6.   Размножение — это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

7. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка                              в) соли натрия

б) белок                                     г) жир

8. Белки не участвуют:

а) в переносе кислорода                 в) в защите организма от инфекций

б) в движении                                  г) в хранении наследственной информации

9. Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

 

10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

а) клеточный центр                    в) вакуоль  

б) лизосомы                                г) пластиды      

Часть 2. ( за каждое выполненное задание 2 балла)

1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A) поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

2. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных 

1.      Образовательная                                                  А. Растения

2.      Проводящая                                                          Б.  Животные

3.      Мышечная

4.      Нервная

5.      Фотосинтезирующая

6.      Механическая

7.      Соединительная

4. Какие признаки характерны для лишайников:

         а) медленный рост;

         б) всасывание воды ризоидами;

         в) наличие хитинового покрова;

         г) способность переносить пересыхание;

         д) взаимодействие клеток водорослей и нитей гриба

В5. Как называется растение, прививаемое на другое?

Часть 3. ( За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

1.Закончите предложения:

1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется  _____ .

5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________

2.  Установите соответствие между грибом и типом его питания:

Гриб                                                        Тип питания

А) дрожжи                                                1) паразиты

Б) мукор                                                2) сапрофиты

В) трутовик

Г) опёнок

Д) головня

А

Б

В

Г

Д

3.

 Перечислите способы защиты растений от травоядных животных

Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6класс

2 вариант

Часть 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней:

        а) много хлоропластов;

        б) крупные вакуоли;

        в) ядро разрушено;

        г) нет вакуолей

2. К царству Растения не относится:

        а) мох сфагнум;

        б) папоротник орляк;

        в) бледная поганка;

        г) одуванчик обыкновенный

3. По ситовидным трубкам в растении передвигаются:

        а) крахмал;

        б) минеральные соли;

        в) сахар;

        г) вода

4. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, состоят из:

       а) тканей;

       б) органов;

       в) клеток;

       г) побегов

5. Луковица, в отличие от плода яблока, не имеет:

       а) листьев;

       б) стебля;

       в) семян;

       г) запаса органических веществ

6. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

       а) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

       б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

       в) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

       г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

7. Для наблюдения жизни микроскопических организмов был впервые использован микроскоп:

       а) Р. Гуком;

       б) А. Левенгуком;

       в) Аристотелем;

       г) Т. Шванном

8. Чем водоросли отличаются от высших растений?

      а) их тело состоит из одинаковых клеток;

      б) они распространены в водной среде;

      в) в них происходит фотосинтез;

      г) они обитают в приливно-отливной зоне

9. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкиного льна, имеет:

        а) несколько коробочек на ножке;

        б) стебель;

        в) клетки с хлорофиллом;

        г) корни

10. Для приготовления пшенной каши используют плоды:

       а) пшеницы;

       б) ржи;

       в) ячменя;

       г) проса

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Условия, обеспечивающие бактериям процветания в природе:

        а) сложность внутреннего строения;

        б) способность в фотосинтезу;

        в) простота внутреннего строения ;

        г) способность к быстрому размножению;

        д) питание готовыми органическими веществами

2. Характерные особенности клеток грибов:

        а) клетка не содержит хлоропластов;

        б) питание автотрофное;

        в) клеточная стенка состоит из хитина;

        г) эукариотическая клетка;

        д) происходит фотосинтез

3. Какие процессы происходят при дыхании растений?

         а) поглощение кислорода;

         б) выделение энергии;

         в) поглощение воды;

         г) выделение углекислого газа;

         д) поглощение углекислого газа

4. Какие признаки характерны только для сфагновых мхов:

         а) ризоидов у взрослых форм нет;

         б) не образуют  болота;

         в) впитывает воду стеблями и листьями;

         г) на верхушке мха образуется  коробочка на ножке;

         д) листья состоят из мертвых и живых клеток

5. Какие два признака растений составляют бинарное название вида?

Часть 3. ( За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

1.Закончите предложения:

1. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

2. Дыхательная система насекомых представлена  ________ .

3. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

4. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

5. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают,  называется  _______ .

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, которые имеют соответствующее клеточное строение:

Характеристика клетки                                Царство

А) наличие хлоропластов                                1) Бактерии

Б) ядро имеет оболочку                                 2) Растения

В) наличие ядерного вещества

Г) при неблагоприятных условиях

образуют толстую клеточную оболочку

Д) клеточная оболочка образована клетчаткой

А

Б

В

Г

Д

3.Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения?  Отметь отрицательные и положительные стороны.

 



Предварительный просмотр:

Ответы на олимпиадные задания по биологии 6 класс:

Вариант 1

Часть 1

За правильный ответ 1 балл

Вариант 1.                                                                

1б 2а 3в 4г 5б                                                            

6а 7в 8г 9а 10в      

Итого 10 баллов                                                    

Часть 2.

За правильный ответ 2 балла

1. В Г Д

2. Д Б А В Г

3.

1

2

3

4

5

6

7

А

А

Б

Б

А

А

Б

4. а, г, д

5. привой

Итого 10 баллов

Часть 3.  За правильный ответ 5 баллов

1.

1. Зигота

2. Семя

3. Экологическими

4. Эндосперм

5. Спора

2. А-2, Б-2, В-1, Г-2, Д-1 

3.У растений для защиты от травоядных животных имеются:

- колючки, шипы,

-горький или ядовитый вкус,

-неприятный запах

Итого 15 баллов

Всего можно набрать 3 5 баллов

Вариант 2

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. б

2. в

3. в

4. в

5. в

6. а

7. б

8. а

9. а

10. г

Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. в, г, д

2. а, в, г

3. а, б, г

4. а, в, д

5. родовой, видовой

Всего: 10 баллов.    

ЧАСТЬ С. За правильный ответ 5 баллов

1.

1. Рефлексы

2. Трахеями

3. Питание

4. Орган

5. Экосистема

2. А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2

3.1)В результате сгорания образуется зола, являющаяся минеральным удобрением для растений. 2)При сжигании вместе с листьями уничтожаются вредные беспозвоночные, микроорганизмы, споры паразитических грибов. 3)В тоже время уничтожение листьев препятствует образованию перегноя плодородного слоя почвы,4)повреждается во время сгорания почва, корни растений, находящиеся близко к поверхности, 5)гибнут полезные беспозвоночные, семена растений.

Всего15 баллов

Набрать можно 35 баллов



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по биологии 7 класс. Школьный этап

Вариант 1

Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и     правильным.  

А1. Все живые организмы:

  1. образуют органические вещества из неорганических веществ
  2. поглощают из почвы минеральные соли и воды
  3. активно передвигаются
  4. дышат, питаются, растут, размножаются

А2. Клетки эукариот хранят наследственную информацию в:

  1.  ядре
  2. цитоплазме
  3.  мембранах
  4. митохондриях

А3. В указанном перечне найдите название систематической категории:

  1. колорадский жук
  2. покрытосеменные растения
  3. класс
  4. водоросли

А4. Среда обитания живых организмов:

  1. пруд
  2. почва
  3. луг
  4. лес

А5. Всё живое состоит из:

  1. химических элементов
  2. клеток
  3. клеточных структур
  4. воды

А6. В клетке животных отсутствует:

  1. ядро
  2. цитоплазма
  3. мембрана
  4. пластиды

А7. К автотрофным организмам относят:

  1. дрожжи
  2. болезнетворные бактерии
  3. амёбу
  4. сине-зелёные водоросли

А8.Самой крупной из указанных систематических единиц является:

  1. тип
  2. класс
  3. род
  4. отряд

А9. Популяция – это:

  1. совокупность живых организмов и среды их обитания
  2. совокупность факторов среды обитания
  3. совокупность особей одного вида на определённой территории обитания
  4. совокупность особей организмов разных видов

А10. Установите последовательность расположения в пищевой цепи указанных организмов:                  А – лягушка, Б – уж, В – голый слизень, Г – капуста.

  1. Г, В, А, Б
  2. Б, А, В, Г
  3. Г, В, Б, А
  4. А, В, Б, Г

Часть В.

 Выберите три верных ответа.

В1. Грибы и животные сходны тем, что:

  1. у них одинаковый тип питания
  2. у них разный тип питания
  3. в их клетках отсутствуют хлоропласты
  4. их тело состоит из тканей
  5. в природных сообществах играют роль создателей органических веществ
  6.  в природных сообществах играют роль потребителей органических веществ

В2. Бактерии вызывают заболевания:

  1. возвратный тиф
  2. сыпной тиф
  3. малярию
  4. туляремию
  5. гепатит
  6. грипп  

В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Распределите перечисленные ниже факторы среды на абиотические и биотические

Факторы среды

Экологические факторы

А. Химический состав воды

Б. Влажность, температура почвы

В. Разнообразие растений

Г. Наличие в воздухе бактерий

Д. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Е. Засолённость почвы

1) Абиотические

2) Биотические

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

         

  В4. Выберите три правильных ответа

  Растения класса однодольные характеризуются наличием:

        а) стержневой корневой системы;

        б) сетчатое жилкование листьев;

        в) только травянистые жизненные формы;

        г) мочковатой корневой системой;

        д) трёхчленный цветок

В5. Выберите четыре правильных ответа

 Выберите признаки, характерные для млекопитающих:

         а) развит перьевой покров;

         б) в коже много желез;

         в) теплокровные животные;

         г) вскармливают детёнышей молоком;

         д) глаза без век;

         е) развит волосяной покров

Часть С. Дайте развёрнутый ответ

С1. В семнадцатом веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 0,06кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

С2. В 1771 г. Английский химик Дж.Пристли поставил опыт. На окне, освещённом солнцем, учёный накрыл стеклянным колпаком живую мышь. Мышь погибла через несколько часов. Когда Пристли поместил под колпак, освещённый солнцем, вместе с живой мышью веточку мяты, мышь вела себя как обычно. Объясните результаты опытов Пристли.

С3. Установите соответствие между насекомыми и типами их ротового аппарата:

Насекомое                                                         Тип ротового аппарата

А) комар                                                        1) грызущий ротовой аппарат

Б) саранча                                                          2) сосущий ротовой аппарат

В) крапивница                                                  3) колюще-сосущий ротовой аппарат

Г) капустница

Д) тля

Е) муравей

А

Б

В

Г

Д

Е

Олимпиадные задания по биологии 7 класс. Школьный этап

Вариант 2

Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.  

А1. Человека с грибами объединяет:

  1. неограниченный рост
  2. способ поглощения пищи
  3. клеточное строение
  4. постоянство размера

А2. Чем является кочан капусты?

  1. плодом
  2. сочным стеблем
  3. гигантской почкой
  4. скоплением листьев

А3. К отделу Покрытосеменные относят:

  1. ряску
  2. спирогиру
  3. хлореллу
  4. ламинарию

А4. Микориза – это:

  1. плодовое тело
  2. болезнь растений
  3. грибокорень
  4. корни грибов

А5. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

  1. груди и брюшка
  2. груди
  3. головогруди
  4. головогруди и брюшка

А6. На какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?

  1. Жаба – кролик – аллигатор – акула
  2. Акула – лягушка – аллигатор – кролик
  3. Акула – крокодил – кролик – лягушка
  4. Аллигатор – собака – акула – жаба

А7. Человек относится к царству:

  1. Млекопитающие
  2. Животные
  3. Хордовые
  4. Позвоночные

А8. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

  1. питанием
  2. дыханием
  3. обменом веществ
  4. пищеварением

А9. Условия среды, необходимые для воздушного питания растений:

  1. свет, кислород, органические вещества
  2. свет, углекислый газ, вода
  3. свет, кислород, вода
  4. свет, вода, минеральные вещества

А10. К уровню организации живой природы не относится:

  1. молекулярный
  2. биосферный
  3. популяционно – видовой
  4. тканевый

Часть В.

 Выберите три верных ответа.

В1.Грибы отличаются от животных тем, что:

  1. питаются готовыми органическими веществами
  2. имеют клеточное строение
  3. всасывают питательные вещества поверхностью тела
  4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов
  5. имеют ограниченный рост
  6. растут в течение всей жизни

В2. В наземной экосистеме по сравнению с водной экосистемой:

  1. относительно стабильный тепловой режим
  2. низкая плотность среды
  3. пониженное содержание кислорода
  4. высокое содержание кислорода
  5. резкие колебания теплового режима
  6. низкая прозрачность среды

В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом

Характеристика размножения

Способ

А. Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток.

Б. Осуществляется при участии гамет.

В. Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским.

Г. Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков.

Д. Новые организмы развиваются из зиготы.

Е. Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов.

1) бесполое

2) половое

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Выберите три правильных ответа

Бесполое размножение путём почкования или обрыва частей тела встречается у:

         а) круглых червей;

         б) кольчатых червей;

         в) насекомых;

         г) моллюсков;

         д) иглокожих;

         е) губок

В5. Выберите три правильных ответа

Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:

         а) бакланов;

         б) гагар;

         в) гусей;

         г) уток;

         д) цапель

Часть С.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и объясните их.

  1. Основные классы типа Моллюски – Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Моллюски относятся к вторичнополостным животным. 3. Дыхательная система моллюсков представлена жабрами. 4. У всех моллюсков хорошо развиты глаза. 5. К моллюскам относятся: кальмар, омар, прудовик, беззубка, устрица, слизень, наутилус.

С2. Дайте развёрнутый ответ

Могут ли сорняки быть полезны человеку?

С3. Установите соответствие между позвоночными животными и классами, к которым они относятся:

Позвоночное животное                                       Класс

А) аллигатор                                                 1) амфибии

Б) жаба                                                            2) рептилии

В) окунь                                                                    3) хрящевые рыбы

Г) летучая мышь                                                      4) костные рыбы

Д) фламинго                                                              5) млекопитающие

Е) скат                                                                        6) птицы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответы к олимпиадным заданиям 7 класс Вариант 1

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

4

1

3

2

1

4

4

1

3

1

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого 10 баллов

В1.   1, 3, 6.

В2.   1, 2, 4.

В3.   1, 1, 2, 2, 2, 1.

В4.    в, г, д

В5.     б, в, г, е

Часть С.  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа к вопросу С1.:

  1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
  2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

Элементы ответа к вопросу С2.:

  1. при дыхании мышь выделяет углекислый газ, поглощая кислород, содержание которого под колпаком снижалось, что привело к смерти животного;
  2. в процессе фотосинтеза на свету растение выделяет кислород, необходимый для дыхания мыши, поэтому её поведение не изменилось

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

4

 

С3.: За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3балла. Итого 7 баллов

С3.  А-3, Б-1, В-2, Г-2, Д-3, Е-1

Всего можно набрать 27 баллов

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс. Школьный этап.

 Вариант 2

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

В1.   3, 4, 6.

В2.   2, 4, 5.

В3.   1, 2, 1, 1, 2, 2.

В4.    б, д, е

В5.    б, в, г

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого10 баллов

Часть С.  

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 3 – у сухопутных моллюсков жабры редуцированы, а дыхание осуществляется с помощью лёгкого
  2. 4 – глаза хорошо развиты у головоногих моллюсков
  3. 5 – омар относится к типу Членистоногие

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена только 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но ни одна из них не объяснена.

0

Максимальное количество баллов        

3

     С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Сорняки могут принести пользу человеку, если:

  1. Не растут среди культурных растений, выращиваемых человеком
  2. Используются человеком для технических целей, как лекарственные растения, как кормовые культуры для животных

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

2

     

За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3 балла. Итого 8 баллов

С3.  А-2, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-3

 

Всего можно набрать 28 баллов



Предварительный просмотр:

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс Вариант 1

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

4

1

3

2

1

4

4

1

3

1

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого 10 баллов

В1.   1, 3, 6.

В2.   1, 2, 4.

В3.   1, 1, 2, 2, 2, 1.

В4.    в, г, д

В5.     б, в, г, е

Часть С.  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа к вопросу С1.:

  1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
  2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

Элементы ответа к вопросу С2.:

  1. при дыхании мышь выделяет углекислый газ, поглощая кислород, содержание которого под колпаком снижалось, что привело к смерти животного;
  2. в процессе фотосинтеза на свету растение выделяет кислород, необходимый для дыхания мыши, поэтому её поведение не изменилось

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

4

 

С3.: За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3балла. Итого 7 баллов

С3.  А-3, Б-1, В-2, Г-2, Д-3, Е-1

Всего можно набрать 27 баллов

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс

 Вариант 2

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

В1.   3, 4, 6.

В2.   2, 4, 5.

В3.   1, 2, 1, 1, 2, 2.

В4.    б, д, е

В5.    б, в, г

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого10 баллов

Часть С.  

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 3 – у сухопутных моллюсков жабры редуцированы, а дыхание осуществляется с помощью лёгкого
  2. 4 – глаза хорошо развиты у головоногих моллюсков
  3. 5 – омар относится к типу Членистоногие

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена только 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но ни одна из них не объяснена.

0

Максимальное количество баллов        

3

     С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Сорняки могут принести пользу человеку, если:

  1. Не растут среди культурных растений, выращиваемых человеком
  2. Используются человеком для технических целей, как лекарственные растения, как кормовые культуры для животных

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

2

   

За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3 балла. Итого 8 баллов

С3.  А-2, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-3

 

Всего можно набрать 28 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)

Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

рекомендации по составлению олимпиадных заданий по биологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии Авторы:Пасечник В.В.  д.п.н., профессор ...