Конспект урока по ФГОС для 5 класса по теме " Бактерии"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Насрутдинова Фарида Фанисовна

Конспект урока по ФГОС  для 5 класса по теме "Бактерии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_bakterii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         5 класс

                                      Тема:  Строение и жизнедеятельность бактерий

Тип урока: изучение нового материала.

Задача урока:

• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Цели урока: 

1. познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями , цианабактериями;

2. показать особенности строения, питания, размножения, распространения и многообразие форм бактерий;

3. воспитать бережное отношения к себе и окружающей среде;

Формируемые УУД:  к. – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; р. - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; п: - сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л. – постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.

                

Планируемые результаты обучения: знать главные особенности строения бактерий; научиться объяснять термины автотрофы, гетеротрофы, прокариоты.

Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.

Формы учебной работы: 

  1. Фронтальная работа со всем классом
  2. Групповая работа
  3. Индивидуальная работа

Методы используемые на уроке:

Эвристический метод, исследовательский метод (частично), словесный.

Оборудование: карточки, компьютер, экран, таблицы «Бактерии»

План урока:

  1. Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы
  2. Объявление темы урока и целы урока
  3. Изучение нового материала.
  4. Рефлексия
  5. Закрепление материала 
  6. Подведение итогов урока
  7. Постановка домашнего задания

Ход урока

  1. Орг мамонет

Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).

- Какие организмы самые мелкие на Земле?

- Что вы о них знаете?

 Работа в парах. Каждый по очереди говорит свой ответ в виде списка.  

  • Вспомните все признаки живого?
  1. Изучение нового материала

Вступительное слово:

Загадка о бактериях

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

Ответ: Бактерии

Правильно. Что мы будем сегодня изучать?

сегодня на уроке мы будем изучать тему «Царство  Бактерии»

 Термин  "Бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг 

     Строение бактерий: - назвать органоиды бактерий( таблица на доске).

Бактерии - самая древняя из ныне существующих на Земле  групп организмов. Вспомните, когда примерно могли появиться бактерии? ( Дети отвечает) Первые бактерии, вероятнее всего, появились более 3 миллиардов лет назад.  

    Вы, наверное, знаете, что бактерии – микроскопические живые организмы. Это относительно просто устроенные одноклеточные организмы. Бактерии – прокариоты. Что это значить? (Дети отвечают) В клетках бактерий нет ядра, они доядерные организмы.

    Давайте более подробно познакомимся со строением бактериальной клетки. ( В процессе рассказа учитель демонстрирует  таблицы, рисунки, фотографии).

    Клетка бактерии окружена плотной клеточной стекой, которая защищает бактерию и выполняет опорную функцию ( то есть ограничивает содержимое клетке определенную форму).  Клеточная стенка бактерий, как и мембрана растительной клетки, обладает частичной проницаемостью: питательные вещества свободно проходят в клетку,  а из клетки выделяются продукты обмена веществ. Тем не менее клеточные оболочки бактерий по составу сильно отличаются от клеточных стенок растений и животных.

    Некоторые бактерии имеют на поверхности  жгутики или ворсинки.  Как вы думаете, какова их функция?  (Дети отвечают.)  Они являются приспособлением, способствующим передвижению бактерий.

   Внутри клетки расположена густая, неподвижная цитоплазма, имеющая слоистое строение. Поскольку бактерии доядерные организмы, ядра у них нет. Поэтому ядерное вещество  расположено прямо в цитоплазме. Ядерное вещество может быть рассеяно по всей цитоплазме.  Кроме того у бактерии нет пластид. Большинство из них бесцветны.

  Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них для жизни необходим кислород воздуха. Такие бактерии называют аэробными ( от «аэро» - воздух). Другим воздух не нужен и даже может быть губительным  для них. Такие бактерии называют анаэробными.

      Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Такой способ питания называется гетеротрофным. Лишь немногие из них способны синтезировать органические вещества из неорганических.  Такой способ питания называется автотрофным. Синтезировать органические вещества из неорганических способны цианобактерии, или синезеленые водоросли. Автотрофные (от греч. «гетерос» - другой, разный и «трофе» - питание) бактерии могут получать органические вещества за счет фотосинтеза или за счет расщепления химических веществ.  

      На карточках представлены все многообразие форм бактериальных клеток. На обратной стороне карточки их определения.  

Каждый ребенок получает карточку, находят себе пару, проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки, обмениваются и находят следующую пару.

Кокки (бактериальные клетки округлой формы) 

Стрептококки (цепочки из кокков) 

Спириллы (спиралевидные бактерии) 

Вибрионы (в виде запятой) 

Диплококки (кокки, слитые попарно) 

Бациллы (в виде палочек)

Стафилококки (в виде виноградной грозди)

Размножение бактерий.

● Простое бинарное деление через каждые 20-30 минут.

Это интересно!  Бактерии способны к обмену генами через цитоплазматический мостик. Это почти «половой процесс».

ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя.

З) Образование спор

● образуются при неблагоприятных условиях

(недостатке пищи, влаги, резкие изменения t – ры);

● легко разносятся ветром, водой;

● в благоприятных условиях становится жизнедеятельной бактерией.

      Роль бактерий для человека и в природе.

1) в природе: участвуют в формировании структуры и плодородия почв

(клубеньковые бактерии);

2.в образовании полезных ископаемых и разрушении погибших растений и животных;

3.поддерживают запасы СО2 и О2 в атмосфере;

4. разрушители органических веществ (гнилостные бактерии)- «природные санитары»;

5.очищают сточные  воды.

6. Бактерии брожения (силос, сыр, простокваша0

7. кишечные бактерии  образуют нормальную микрофлору кишечника человека, участвуют в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.

8.синтезируют (антибиотики) - вакцина, сыворотка, гормоны, ферменты.

       Отрицательная роль

1.Вызывают порчу продуктов, сена, книг;

2.Являются возбудителями болезней человека и животных (пневмонии, туберкулкза, ангины.  чумы, холеры, аппендецита)

    III. Рефлексивно – оценочный этап

 Дети самостоятельно работают с карточками и заполняют пропуски в тексте. Учитель оценивает работу детей по проделанным заданиям.

Размеры бактерий очень малы- (0.5-5 мкм), но их можно рассмотреть  при помощи… (микроскопа). По форме бактерии делятся на …, …, …, …(кокки, бациллы, вибрионы, спириллы). Если бактерии питаются готовыми питательными веществами, то их называют… (гетеротрофами), а если сами создают питательные вещества …(автотрофами). Бактерии, которые питаются веществами живых организмов, - это (паразиты). Цианобактерии по способу питания относятся к…(автотрофам), так как они осуществляют процесс … (фотосинтеза). Бактерии могут делиться через… (20-30 мин), если условия благоприятны, и прячутся под…(цисту), если им угрожает опасность.

  1. Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении.
  2. Учитель оценивает работу детей по проделанным заданиям.
  3. Домашнее задание

Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 4 в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике 5 класс по теме "Элементы теории вероятности" (ФГОС)

Конспект урока в 5 классе по теме " Теория вероятности" + презентация.Цель урока: в процессе первичного предъявления учащимся  новых знаний сформировать представление о видах комбинаторных задач...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Голосеменные" (ФГОС)

Конспект включает в себя методическую разработку урока в соответствии с ФГОС, практическую работу....

Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)

Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....

Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС

Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания....

Конспект урока биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»

Урок,  направленный  на формирование УУД, разработан на основе школьного учебника по биологии для 5 класса под редакцией   И.Н.Пономаревой в соответствии с ФГОС ООО...