Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Ирина Ивановна Щипцова

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования.  Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения- 280, из них 35 (1ч в неделю) в  5 классе, 70 (1 час в неделю - федеральный компонент и 1 час – школьный компонент) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass_shchiptsova_i.i.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛГАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МОРШАНСКИЙ РАЙОН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

     

Директор школы

        ____________И.И.Степанникова

  Приказ № _____ от _____   2016 г.

Рабочая программа

по биологии для  6 класса

на 2016-2017 учебный год

Учителя биологии

Щипцовой Ирины Ивановны

Алгасово, 2016 г.

Место раздела  биологии

 «Биология. Бактерии, грибы, растения»

в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования.  Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения- 280, из них 35 (1ч в неделю) в  5 классе, 70 (1 час в неделю - федеральный компонент и 1 час – школьный компонент) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами освоения учениками школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;

-равнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

2. Учебно–тематический план

Тема

Количество

В том числе

часов

теория

лабораторные работы

экскурсии

Контр.

(проектные)

работы

1

Жизнедеятельность организмов

37

26

5

-

1

2

Размножение, рост  и развитие организмов

14

10

3

-

1

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

16

15

-

-

1

4

Итоговая контрольная работа

1

-

-

-

1

5

Часы по выбору учителя

        2

1

-

1

-

3. Содержание программы

Биология. 6 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов  (37 ч)

               Обмен веществ – главный признак жизни.

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами.

              Почвенное питание растений.

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы.  Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт «Поглощение воды корнем».

            Удобрения.

Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.

           Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растении: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.

          Значение фотосинтеза.

Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

            Питание бактерий и грибов

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.

         Гетеротрофное питание. Растительноядные животные..

Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными. Растительноядные животные.

           Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.

             Газообмен между организмом и окружающей средой Дыхание животных.

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.

            Дыхание растений.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании».

           Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

         Передвижение веществ у животных.

      Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемофилии и крови в транспорте веществ в организм животного и осуществлении связи между его организмами.

     Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.

       Выделение у животных.

Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Контрольная работа № 1 по теме « Жизнедеятельность организмов».

     

Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (14 ч)

      Размножение  организмов, его значение. Бесполое размножении.

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

        Половое размножение.

Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

    Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторная работа «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений.

   Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и развитие организмов».

     

Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (16 ч)

          Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них.

Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.

                Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.

            Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

               Поведение организмов

Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.

             Движение организмов.

Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.

       Организм – единое целое.

Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.

Контрольная работа №3  по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов».

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

 Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

 

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс

Название темы

Кол-во

часов

Дата урока

Виды и формы контроля

По пл

Факт

1

Инструктаж по ОТ и ТБ.

Обмен  веществ – главный признак жизни

1

2

Обмен  веществ – главный признак жизни

1

текущий

3

Почвенное питание растений.

1

текущий

4

Корневое давление

1

текущий

5

Лабораторная работа № 1. Почвенное питание растений.

1

текущий

6

Минеральные удобрения

1

текущий

7

Органические удобрения

1

текущий

8

Меры охраны природной среды

1

текущий

9

Фотосинтез

1

текущий

10

Фотосинтез

1

текущий

11

Значение фотосинтеза.

1

текущий

12

Л.р. № 2 «Образование органических веществ в процессе фотосинтеза».

1

текущий

13

Л.р. №3 «Образование кислорода в процессе фотосинтеза».

1

текущий

14

Питание бактерий и грибов.

1

текущий

15

Питание бактерий и грибов.

1

текущий

16

Грибы-паразиты.

1

текущий

17

Выращивание грибов

1

текущий

18

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

1

текущий

19

Плотоядные и всеядные животные.

1

текущий

20

Хищные растения.

1

текущий

21

Способы добывания пищи животными

1

текущий

22

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

1

текущий

23

Дыхание растений.

1

текущий

24

Лабораторная работа № 4 «Выделение углекислого газа при дыхании».

1

текущий

25

Значение дыхания

1

текущий

26

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

1

текущий

27

Лабораторная работа № 5 «Передвижение веществ по побегу растения»

1

текущий

28

Передвижение веществ у растений.

1

текущий

29

Передвижение веществ у животных.

1

текущий

30

Строение крови

1

текущий

31

Строение сердца

1

текущий

32

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

1

текущий

33

Листопад

1

текущий

34

Выделение у животных.

1

текущий

35

Процесс выделения у живых организмов.

1

текущий

36

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

текущий

37

Контрольная работа № 1 по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

текущий

38

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

1

текущий

39

Вегетативное размножение растений

1

текущий

40

Лабораторная работа № 6 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

текущий

41

Половое размножение.

1

текущий

42

Оплодотворение.

1

текущий

43

Лабораторная работа № 7 «Строение цветка»

1

текущий

44

Распространение плодов и семян в природе

1

текущий

45

Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

1

текущий

46

Основные этапы развития цветкового растения

1

текущий

47

Основные этапы роста и развития животных

1

текущий

48

Лабораторная работа № 8 «Определение возраста дерева  по спилу»

1

текущий

49

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

1

текущий

50

Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

1

текущий

51

Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

1

текущий

52

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них

1

текущий

53

Сезонные изменения в жизни животных и растений.

1

текущий

54

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

1

текущий

55

Эндокринные заболевания человека

1

текущий

56

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

1

текущий

57

Нервная система позвоночных животных.

1

текущий

58

Строение  и функции отделов головного мозга позвоночных животных.

1

текущий

59

Поведение организмов.

1

текущий

60

Типы поведения домашних животных

1

текущий

61

Движение организмов.

1

текущий

62

Двигательные конечности насекомых

1

текущий

63

Значение движения в жизни организмов

1

текущий

64

Движение растений и животных. Сравнительный анализ.

1

текущий

65

Организм – единое целое.

1

текущий

66

Обобщающий урок по теме  «Регуляция жизнедеятельности организмов».

1

итоговый

67

Контрольная работа № 3 по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов».

1

итоговый

68-70

Итоговое повторение.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....