Глаз как инструмент ориентации в пространстве и предупреждения опасности
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Хаука Инна Кяримовна

Методическая разработка бинарного урока (биология + ОБЖ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

школа №5

Центрального района Санкт-Петербурга

Методическая разработка бинарного урока (биология + ОБЖ)

Глаз как инструмент ориентации в пространстве и предупреждения опасности.

Подготовила:

Учитель химии и биологии:

Кутуева Инна Кяримовна

Санкт-Петербург, 2016


Тема урока: Глаз как инструмент ориентации в пространстве и предупреждения опасности.

Цели урока:

Образовательные: 

-обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органе зрения;

- доказать важное значение зрения в жизни человека;

-показать значение зрения для пешехода и водителя автомобиля;

- расширить и углубить знания путем включения фрагментов новой информации в целостную систему представлений и понятий по теме “Органы чувств. Орган зрения”.

Развивающие: 

-развивать аналитические способности учащихся;

-продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию;

-продолжить  формирование понимания значения органа зрения для повседневной жизни;

Воспитательные: 

-воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека;

-сформировать убежденность о необходимости биологических знаний в сохранении здоровья.

Результаты:

Умения

-раскрывать особенности строения зрительного анализатора;

-выявлять направления эволюции человеческого глаза.  

- работать с текстовой информацией при обращении к учебному материалу и интернет-источникам;

- осуществлять поиск информации в сети Интернет;

- организовывать собственную познавательную деятельность;

-убедиться в осознании значимости зрительного анализатора на примере выявления эволюции глаза

Используемые технологии: элементы технологий информационно-коммуникативной, групповой, поисковой  и здоровьесберегающей деятельности.

Оборудование: персональный компьютер, проектор.

Предварительная работа: заранее на предыдущем уроке распределиться на 3 группы, каждой группе дан вопрос, по которому они должны подготовиться, используя информацию сети Интернет.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Слайд 1.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Слайд 2.

Учитель:

Глаза - это самый важный орган чувств. 70-90% всей информации поступает от органов зрения.

Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья.

Глаза - самый ценный и удивительный дар природы. Цвет глаз у человека бывает разным:

карий, голубой, серый, зелёный. А у тебя какого цвета глаза? А у твоего соседа?

Что же такое зрение?

 Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Учитель:

Значение зрения для человека.

Слайд 3.

Очень большое значение имеет для любого живого организма действие света. Попытки природы создать орган, специально реагирующий на световой раздражитель, на протяжении миллионов лет истории органической жизни на Земле, иногда ошибочные, иногда неудачные и более или менее совершенные, можно проследить на различных ступенях развития органических форм. Например, «глазные пятна» есть даже у простейших организмов, таких как эвглена зеленая. С помощью стигмы эвглена различает свет и темноту.

Дождевой червь. Органом зрения у него служат отдельные светочувствительные клетки, разбросанные в наружных частях его кожи. Таким образом, он может различать только свет и тьму, но не имеет ни какого представления о форме светящегося тела.

Гораздо сложнее устроены глаза стрекозы. Он состоит из множества тонких трубочек-фасеток с расположенными в них светочувствительными клетками. Эти клетки соединены с окончанием зрительного нерва, идущего к головному мозгу. Глаз стрекозы может различать не только свет и тьму, но и откуда свет на него падает.

Слайд 4.

Ещё более сложное строение имеют глаза млекопитающих, к которым относится и человек. Современные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но, как видно из таблицы очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным.

Слайд 5.

Таблица 1 

Распределение лиц с недостатками зрения по возрастным категориям 


Наименование возрастной группы лиц с недостатками зрения


Количество (в %)


Новорождённые 


0,5 


Ученики школы 


20 


Студенты 


40 


Лица 40 лет 


60 


Лица 96 лет 


95 


Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался своими глазами, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете - для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходило, обязанности глаза заканчивались. Современный человек может работать целый день с предметами, расположенными перед глазами, потом долго
сидеть перед экраном телевизора, компьютером, долго читать книгу.

2. Актуализация знаний

Выполнение задания. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.  

«Строение глаза»

Орган зрения - это ……(глаз)
В нем три ……..(оболочки)
Та, что белая снаружи
Назовем ……….(белочной)
Так прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто ………….(роговица)
Слой второй - в нем есть сосуды
Впереди он ………….(радужка)
В ней отверстие ……….(зрачок)
И пигменты разные
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет …………..(кривизну)
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает
Все в округе видно мне
Ведь в глазном есть ……………(яблоке)
Тело ………………(стекловидное)
В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой необходим
Коль………….. (рецепторы) в порядке
То нормально мы глядим

Слайд 6.

Фронтальный опрос:

Для чего нам нужно зрение?

 Роль зрения в жизни человека:

- ориентация в пространстве;

-предупреждение об опасности;

-чтение, просмотр телепередач;

- трудовая деятельность;

- восприятие окружающего мира

Учитель:

- Что можно узнать о предмете с помощью глаза? 

Учащиеся:

Форму предметов, размер, цвет, местонахождение, расстояние, движение, неподвижность.

3. Изучение нового материала.

Когда мы находимся на улице, вокруг множество опасностей. Например, дорога. В основном мы ориентируемся на дорогах с помощью глаз. Давайте обсудим, как нам помогают глаза ориентироваться на дорогах.

На  прошлом уроке вы разделились на группы, и каждая группа получила вопрос для подготовки.

1 группа (выступление учащихся).

Слайд 8.

Свето- и цветочувствительные элементы глаза.

 Возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в тёмное время суток. Сетчатка глаза имеет весьма сложное строение. Главную роль в ней играют светочувствительные клетки- палочки и колбочки. В глазу человека примерно 7 млн. колбочек и 130 млн. палочек. Колбочки обладают способностью различать цвета и очень мелкие предметы, но только при хорошем освещении, в особенности солнечном.

Слайд 9.

Колбочки - это аппарат дневного и цветного зрения. Мы знаем, что в природе существуют три основных цвета: красный, зеленый, синий. Они не могут быть образованы сочетанием других цветов, они могут лишь сочетаться сами, образуя все другие цвета. Колбочки сетчатки глаза человека возбуждаются красным, зелёным или синим цветами, и посылают информацию в мозг, который "видит" составленный таким образом цвет, У палочек есть одно интересное свойство: при слабом освещении они восприимчивы к голубому и синему цвету. Например, красный мак и синий василёк, при дневном освещении одинаковы по яркости, а в сумерках будут отличаться - василёк покажется нам более ярким, чем мак. При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но не сразу: когда заходишь в тёмную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет глаз на мгновение "слепнет". Палочки имеют значительно более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различения цветности. Поэтому мы можем видеть предметы в сумерках, но не можем различать их цвета. Эта особенность человеческого зрения отражена в пословице: "ночью все кошки серы".

Слайд 10.

Наиболее чувствительное место сетчатки -так называемое жёлтое пятно и центральная ямка, расположенные примерно в центре сетчатки на оптической оси глаза. Диаметр жёлтого пятна примерно 0,25мм. Оно состоит из плотно упакованных колбочек. В этом месте сетчатки нет палочек. Поэтому, чтобы хорошо рассмотреть предмет мы стараемся расположить его на оптической оси предмета напротив жёлтого пятна. Каждая колбочка соединена с отдельным нервным волокном, а палочки присоединяются группами к общему нервному волокну. Нервные волокна, идущие от обоих глаз соединяются вместе и образуют зрительный нерв. Там, где зрительный нерв входит в глаз, нет ни палочек, ни колбочек. Лучи, попадающие в эту область глаза, не вызывают ощущения света. Поэтому эту область называют слепым пятном.

Учитель:

Слайд 11.

Видеть и быть видимым – два самых важных принципа для того, кто идёт и едет по дороге в тёмное время суток. В этот период времени у пешеходов, водителей и велосипедистов риск погибнуть в дорожных трагедиях увеличивается в 10 раз, по сравнению со светлым временем. Ночная дорога опасна и полна неожиданностей.

Слайд 12.

Малое количество автомобилей и пешеходов расхолаживает и располагает к быстрой езде. Главная же опасность ночной дороги – ограниченная видимость.

Слайд 13.

«Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки

Движение пешеходов в тёмное время суток регламентируется теми же правилами, что и в светлое время (вспомнить): в населённых пунктах только по тротуарам и пешеходным дорожкам, за городом – по обочине, навстречу движению, обязательно иметь на одежде световозвращающий элемент. Переход через дорогу должен осуществляться по Правилам и с особой осторожностью. Пропустив машину, не надо сразу двигаться вперёд, так как можно не заметить, что грузовой или легковой автомобиль тянет за собой прицеп.

Допускается движение организованных пеших колонн (кроме детей) по проезжей части в тёмное время суток, но только когда сопровождающие с левой стороны имеют включённые фонари спереди – белого цвета, сзади – красного.

Видимость на дороге играет важную роль в безопасности дорожного движения, так как более 90% информации, необходимой для управления велосипедом, человек получает через зрение. Туман  - серьёзное препятствие для обеспечения видимости. В европейской части страны в течение года насчитывается около 40 туманных дней. Из-за плохой видимости случается 1-1.5% всех дорожных происшествий. Самый частый вид аварий в этих условиях – попутные столкновения транспортных средств. Причина в том, что туман, кроме ухудшения общей видимости на дороге, существенно снижает истинные расстояния и скорость движения транспорта. Так, дистанция до встречного автомобиля в тумане кажется больше, а скорость его меньше, чем на самом деле. При  длительной поездке в тумане устают глаза, снижается острота зрения. Его коварство проявляется и в том, что он способен изменять цвета. Так, жёлтый сигнал светофора кажется красным, а зелёный – жёлтым.

Учащиеся:

Слайд 14.

Фликеры – микропризматические световозвращатели для пешеходов.

В переводе с  английского «flicker»  ['flɪkə]- мерцать, сверкать, мигать.

Слайд 15.

Чтобы обозначить себя на дороге ночью или в непогоду нужно совсем немного – разместить «светлячки» на одежде, сумке, рюкзаке, обуви и т.д. Отряжаясь в свете фар машин, они обозначат ваше присутствие на дороге, а, значит, позволят водителям снизить скорость и не допустить наезда.

Слайд 16.

Пункт 4.1 ПДД гласит:

«При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечить видимость этих предметов водителями транспортных средств

Группа 2(выступление учащихся)

Слайд 17.

Близорукость и дальнозоркость.

Два наиболее распространённых дефекта зрения - это близорукость и дальнозоркость. Их можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам. В Древнем Риме таких таблиц не было, и остроту зрения проверяли по созвездию Большой Медведицы. При достаточно высокой остроте зрения можно увидеть рядом со звездой Мицар (вторая слева в ручке ковша) слабенькую вторую звёздочку Алькор. По этой звезде древние римляне проверяли остроту зрения у воинов. Очень большую остроту зрения имеют жители степей и пустынь.

Слайд 18.

Дальнозоркий глаз -такой, у которого в ненапряжённом состоянии изображение получается за сетчаткой. Ближний предел ясного видения такого глаза находится дальше, чем у нормального. Дальний предел ясного видения дальнозоркого глаза всегда отрицателен, то есть находится не спереди глаза, а сзади. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза. Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость.

Слайд 19.

Близорукий глаз не может чётко видеть отдалённые предметы, потому что отражённые ими световые лучи фокусируются, не достигая сетчатки. Это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. Вогнутые линзы корректируют близорукость, выпрямляя световые лучи так, чтобы они фокусировались точно на сетчатке. 

Слайд 20

Для коррекции зрения люди носят очки. Первые очки были изготовлены в Италии в 13 веке.  В 1386 году Чосер с благодарностью упоминает о них «Очки, … через которые видим своих верных друзей». Позднее их стали воспринимать как знак образованности, элегантности. В 1760году Б. Франкли изобрёл бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассматривания объектов вдали, а нижняя – вблизи.            С помощью очков с разными диоптриями можно направить преломление лучей на сетчатку.    

Слайд 21.

Учитель:                                                                                                              

        По несколько раз в день нам приходится переходить через дорогу. А как определить, далеко автомобиль или близко, успеешь перейти дорогу или нет?

В любом случае нельзя торопиться, лучше переждать. Ведь автомобиль едет очень быстро, примерно в 10-12 раз быстрее, чем идет пешеход, и главное – водитель, неожиданно увидев на проезжей части человека, не сможет остановить машину сразу.

Это просто не возможно по законам физики. Прежде чем остановиться, машина пройдет определенный остановочный путь.

Остановочный путь – расстояние с момента восприятия водителем препятствия до полной остановки машины.

Из чего же складывается остановочный путь?

Путь, который пройдет автомобиль с момента, когда водитель увидит препятствие на дороге, до момента, когда он начинает нажимать на тормозную педаль (время реакции водителя).

Путь, который пройдет автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до срабатывания тормоза (время срабатывания тормозного привода).

Путь, который пройдет автомобиль за время действия тормозов до полной его остановки.

Тормозной путь – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной его остановки.

Остановочный путь больше тормозного на расстояние , которое проходит машина за время реакции водителя. От чего же зависит время реакции водителя?

Представьте: по дороге движется автомобиль, водитель которого видит впереди препятствие, первоначальную информацию об окружающей обстановке, он воспринимает органами чувств (в данном случае это глаза).

Слайд 22.

Воспринятый сигнал преобразуется в электрические импульсы, которые поступают в головной мозг, где хранится информация (в нейронах). «Запрос» о дальнейшем действии идет последовательно от нейрона к нейрону, до тех пор, пока не будет найден нейрон с нужной информацией. Но для этого необходимо определенное время. Чем меньше информации о данной ситуации содержится в нейронах головного мозга, тем большее время требуется для поиска ответа (зависит от подготовки водителя).

Слайд 23.

«Отыскался» нейрон с нужной информацией, он воспринял «запрос», далее посылает ряд ответных импульсов спинному мозгу, который через нервные волокна посылает исполнительные импульсы мышцам рук и ног водителя, а они, воздействуя на рычаги управления транспортным средством, изменяют его направление движения или останавливают в заданном месте.

Сигналы, поступающие от органа, воспринявшего сигнал опасности, и от мышц, воздействующих на рычаги управления, возвращаются в головной мозг, информируя его о выполненной работе. После этого нейрон прекращает посылать импульсы возбуждения спинному мозгу.

Следовательно, от поступления сигналов до выполнения работы проходит определенный промежуток времени. Теперь представьте, что к проезжей части подбежал пешеход. «Запрашивается» информация в зависимости от характера опасности, т.е. в зависимости от поведения пешехода. Остановится он у края проезжей части и пропустит движущийся автобус или пройдет к середине проезжей части, тогда его можно будет объехать. Когда  действия пешехода выражены явно, водитель принимает в короткий срок  правильные решения, так как нейроны головного мозга содержат необходимую информацию и быстро посылают импульсы возбуждения исполнительным органам.

Группа 3 (выступление учащихся).

Слайд 24.

Цветное зрение.

В 1757 году М.В. Ломоносов был первым, кто заговорил о существовании трёх особых процессов в цветовом зрении. Пока не установлено, имеются ли приемники всех трёх типов в каждой колбочке или существуют три различных вида колбочек. Глаз обычного человека может различать около 160 цветов. Тренированный глаз художника и красильщика в состоянии различить свыше 10 000 цветных тонов. Встречаются люди (около 1% мужчин и около 0,1% женщин), зрение которых характеризуется отсутствием приемников одного из указанных выше типов. Ещё реже встречаются люди, у которых есть приемники лишь одного типа. Первая группа людей - дихроматы - различают меньше цветов, чем люди с нормальным зрением; вторая - монохроматы - совсем не различают цвета. Расстройство цветного зрения часто бывает для самого человека и для окружающих его людей незаметным. Оно обнаруживается или случайно, или во время врачебного обследования. Известный учёный XIX века Дальтон лишь в возрасте 26 лет обнаружил, что плохо отличает по цвету красные ягоды от зелёной травы. Такую особенность зрения называют теперь дальтонизмом, а людей, страдающих им -дальтониками. Усилиями специалистов в области цветового зрения изготовлены особые очки, с помощью которых дальтоники могут различать три важнейших цвета.

Слайд 25.

Для обнаружения дальтонизма разработан простой тест. Люди с нормальным цветовым зрением увидят число 74, дальтоники же видят число 21.

Даже если вы никогда не встречали человека, неспособного различать какие-либо цвета, нужно сказать, что дальтонизм – это достаточно распространенное заболевание современности.

Слайд 26.

 Среди обитателей планеты дальтониками могут быть не только люди. Многие животные являются «обладателями» цветовой слепоты.

Слайд 27.

Например, быкам вовсе не знаком красный цвет, а грозным хищникам, вроде львов и тигров, известен только синий и зеленый.

Слайд 28

 Аналогично воспринимают цветовую гамму кошки и собаки. Моржи, киты и дельфины не различают цветов вообще и видят мир вокруг себя черно-белым.

Слайд 29.

Почему не все цвета доступны глазу? Сетчатка человеческого глаза – это сложный, многофакторный инструмент органа зрения, преобразующий световой раздражитель и позволяющий видеть предмет в точном его виде и со всеми оттенками цвета. Она снабжена светочувствительными колбочками, содержащими пигмент, отвечающий за определение цвета. У человека есть три типа световых сенсора, расположенных на сетчатке глаза, так называемые колбочки. В каждой - определенный набор белковых пигментов.

Слайд 30.

Если говорить ненаучным языком, каждая из этих колбочек отвечает за восприятие определенного цвета: красных, зеленых и синих оттенков. В случае, когда один из набора белковых пигментов отсутствует, человек теряет возможность воспринимать определенный цвет. При нормальном функционировании всех трех сенсоров человек различает около миллиона оттенков цвета, а вот с двумя – только лишь 10 000 (в 100 раз меньше). Дальтонизм – это отклонение от нормы, когда нарушена работа хотя бы одного светового сенсора.

Учитель:

Слайд 31.

Дальтонизм и профессия человека Ограничения, с которыми может быть связан выбор профессии у дальтоника, очень важны. В первую очередь эти ограничения относятся к профессиям, где есть ответственность за жизнь, свою или других людей. Дальтоники не принимаются на военную службу, не могут быть пилотами воздушных судов, водителями коммерческих транспортных средств и химиками. Для этих профессий обязательны ежегодные медицинские обследования, являющиеся допуском к профессиональной деятельности. Если у человека на осмотре выявлен дальтонизм, права в профессии его резко сокращаются. Он может заниматься теоретической подготовкой молодых специалистов, выполнять офисную работу, связанную со своими профессиональными навыками. Дальтонизм и водительские права. Если в некоторых профессиях дальтонизм – это приговор, то для получения водительских прав ограничения распространяются не на всех. Здесь важно мнение специалиста

Слайд 32.

Водительские права и дальтонизм – понятия вполне совместимые, но только после заключения офтальмолога. Только врач определяет вид и степень дальтонизма, следовательно, и выдает разрешение пациенту на управление личным автомобилем. Дальтоники могут получить права категорий «А» и «В», в которых обязательно будет наличие отметки «Без права работать по найму». В помощь дальтоникам Ученые регулярно предлагают новые медицинские «гаджеты», способные облегчить участь людей с ограниченными возможностями. Оказывается, несмотря на то что врачи не могут исправить колбочки-сенсоры, возможным стало перепрограммировать мозг на правильное восприятие цвета. Сегодня появились специальные очки, у которых узкие спектральные полоски просто «вырезаются» линзами и чистые цвета отделяются друг от друга. Принцип усиления контрастности позволяет красному, синему и зеленому цветам не смешиваться. Наука помогла многим дальтоникам увидеть цвета, о существовании которых они даже не подозревали: фиолетовый, ярко-зеленый и ярко-красный.

Слайд 33

 Практическая работа

Обнаружение слепого пятна.

В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,- не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста. (Приложение 1)

Этот опыт, впервые произведённый в 1668 году (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных короля Людовика XIY. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, - тогда каждому казалось, что у его визави нет головы!

Физкультминутка

 Игра “Глаза – зеркало души”

Ребята получают карточку с заданием. Закрывают нижнюю часть лица и стараются отобразить с помощью мимики заданные эмоции, которые остальные ребята должны угадать.

Радость.
Испуг
Кокетство, игривость.

Закрепление материала.

Интеллектуальные задания 

Слайд 34.

1. Решить ситуативную задачу:

Водитель Иванов, сбивший на машине  породистую собаку,  утверждает, что он её не видел на дороге вообще. Честен ли он в своих  показаниях? Ответ пояснить.

2. Объяснить с биологической точки зрения поговорку: «В темноте все кошки серы».

5. Подведение итогов урока

Слайд 35.

Давайте подведем итоги.

Итак, глаз человека  – результат длительного эволюционного процесса. В глазу нет ничего лишнего, все возможности, представленные нам, используются. Система глаза надежна, может длительно и безотказно работать. Это совершенное устройство. Берегите богатство, которым наградила нас природа.

 


Источники:

1. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология, 2 том, Москва «Мир» 1990

2. О. А. Пепеляева, И.В. Сунцова  Поурочные разработки по биологии 8 класс Вако Москва, 2005.

3. Библиотека «Первого сентября». Биология №6(12) 2006. Г.Н. Тихонова, Н.Ю. Феоктистова «Кто как видит. Зрительный анализатор от одноклеточного до человека»

4. И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 класса средней школы. – М.: Просвещение,1989. - 240 с.

5. О.В. Пепеляева,И. В. Сунцова Универсальные поурочные разработки по биологии (человек) 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с.

6. Правила дорожного движения- М.: ЭКСМО, 2015.-94 с.

7. http://www.liveinternet.ru/community/1654958/post105346861/

8. http://infostatus.ru/lobby/av/pdd/732/347/

9. http://medplus.com.ua/articles/159-chto-takoe-blizorukost-i-dalnozorkost-i-kak-ikh-lechit.html

10.http://natureworld.ru/fiziologiya-zhivotnyih/kak-vidyat-raznyie-zhivotnyie.html


Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опасное влияние современного информационного пространства на здоровье и развитие детей

В данном материале рассматриваются основные вредные факторы, влияющие на организм человека....

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Доклад на тему: "Мониторинг как инструмент оценки качества образования. Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся.

Целью исследования является: Ø отражение общественных настроений, социо-культурных увлечений и приоритетов учащихсяØ выявление диалогических и познавательных возможностей мониторингаØ доказ...

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация, срок реализации - 1 год...

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...

Методические рекомендации для проведения родительских собраний на тему "Профилактическая работа,направленная на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи"

Своевременное информирование родителей о последствиях тех, или иных действий ребёнка в соответствии с законодательством РФ предотвращается большую часть правонарушений со стороны учащихся....

Технология личностно-ориентированного подхода наставника как средство предупреждения общественно опасного поведения обучающихся среднего школьного возраста

Современное пространство молодёжи характеризуется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются. Под влиянием западных течений  в современном обществе меняется культурн...