Рабочая программа и КТП 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обу­чающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Однако, для более лучшего усвоения учебного материала, еще 1 час выделен за счет регионального компонента 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии 7-х класс

3 часа х 35 нед. = 105 часов

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Однако, для более лучшего усвоения учебного материала, еще 1 час выделен за счет регионального компонента

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»7 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

а также методических пособий для учителя:

  1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.:Дрофа, 2005-Обгг.;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;

2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

  1. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
  2. Огородова И.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина ИМ. «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина ИМ. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с
  3. Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с
  4. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. -112с
  5. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология.Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

  1. В.Б.Захаров, НМ.Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс - М,: Дрофа, 2006.- 64с.
  2. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.
  4. Секреты природы/ Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
  5. Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004.-172с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»

  • Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология   6   класс.   Живой   организм.   Мультимедийное   приложение   к   учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,   ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства,  в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Содержание программы

Введение

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой системы.

Раздел I

Царство Прокариоты

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.

Раздел II

Царство Грибы

Тема 2.1

Общая характеристика грибов

Происхождение и эволюция грибов, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

ЛР - 1 «Плесневые, шляпочные, дрожжи"

Раздел I I I

Царство растения

Тема 3.1

Общая характеристика растений

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

ЛР: «Строение растительной клетки»

Тема 3.2

Подцарство Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

ЛР:

          «Строение одноклеточных водорослей»

 «Строение спирогиры»

Тема 3.3

Подцарство Высшие  растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

ЛР:

«Строение мхов»

«Строение хвощей и плаунов»

«Строение папоротника»

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространение голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

ЛР:

«Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны»

Тема 3.5

Отдел покрытосеменные (Цветковые)  растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Класс однодольные и Двудольные, основные семейства ( 2 семейства однодольных и 4 – двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых. Их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

ЛР:

 «Розоцветные. Шиповник»

             «Крестоцветные.»

             «Бобовые»

             «Пасленовые»

            «Строение злакового растения»

             «Лилейные»

Раздел I V

Царство  Животные  

Тема 4.1

Общая характеристика животных  

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

ЛР:

«Строение и жизнедеятельность одноклеточных»

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные животные  

Общая характеристика многоклеточных. Простейшие многоклеточные. Типы симметрии у многоклеточных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Двухслойные животные. Тип кишечнополостные  

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Тема 4.5

Трехслойные животные. Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви.  Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособленность к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.6

Первичнополостные. Тип круглые черви  

Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические круглые черви. циклы развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви  

Особенности организации кольчатых червей; вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

 

Тема 4.8

Тип Моллюски  

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биогеоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тема 4.9

Тип Членистоногие  

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие; классы ракообразных. Паукообразных, насекомых.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки.  Многообразие  и значение в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие  и значение в биоценозах

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса, отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие  и значение в биоценозах

ЛР:

«Внешнее строение речного рака»

«Внешнее строение насекомого »

Тема 4.10

Тип Иглокожие. Бесчерепные животные

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные животные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы  

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы, скаты) и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

ЛР:

«Внешнее строение рыбы»

 

Тема 4.13

Класс Земноводные  

Первые Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

 Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся  

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация рептилий на примере прыткой ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы, хамелионы), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Тема 4.15

Класс Птицы  

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые,  или  летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

ЛР:

«Внешнее строение птиц. Скелет  птиц»

Тема 4.16

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие  звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональная организация млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные,  непарнокопытные, парнокопытные, приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие.

ЛР:

«Строение скелета млекопитающих»

Раздел V.

Царство вирусы

Тема 5.1.

Вирусы

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозайки. Взаимодействие вируса  и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов

Календарно-тематическое планирование

(3 часа х 35 нед. = 105 часов)

п/п

Дата планируемая

Дата фактическая

Наименование разделов, тем  уроков

Элементы  обязательного  минимума

образования

Лабораторные

работы/Демонстрации

Дом.

задание

Введение(4ч)

1(1)

02.09

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Особенности строения живых организмов. Уровни организации живой природы.

с.5,7

2(2)

04.09

Ч. Дарвин и происхождение видов.

Биография Ч. Дарвина. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов.

с.6

3(3)

05.09

Многообразие организмов и их классификация.

Особенности искусственной и естественной систем классификации живых организмов.

с.8

4(4)

09.09

Многообразие живого и наука систематика

Принципы классификации живых организмов.

проект

Раздел 1. Царство Прокариоты (3ч)

5(1)

11.09

Общая характеристика прокариот.

Особенности организации прокариот на примере бактерий. Функциональные особенности прокариот.

Д. Строение клеток различных прокариот.

с.10-11

6(2)

12.09

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль  в природе и практическое значение.

Особенности организации настоящих бактерий и архебактерий. Практическое значение и роль в природе.

Д. Строение и многообразие бактерий.

С.11-13

7(3)

16.09

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, значение.

Особенности организации бактерий подцарства

оксифотобактерий. Роль в природе.

С.15-17

Раздел  2. Царство Грибы (6ч)

8(1)

18.09

Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Общие организации особенности грибов. Питание грибов, способы размножения. Единство происхождения грибов и растений.

Д. Различные представители царства Грибы.

С.20-22

9(2)

19.09

Многообразие грибов.

Особенности строения грибов, их классификация.

С.23-24

10(3)

23.09

Лабораторная работа №1 Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей

Лабораторная работа №1

Повторение

11(4)

25.09

Отдел Оомицеты, распространение и экологическая роль.

Особенности строения представителей отдела Оомицеты.

С.25-27

12(5)

26.09

Отдел Лишайники.

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников.

Д.1 Схемы строения лишайников.

Д.2 Различные представители лишайников.

С.28-33

13(6)

30.09

Контрольная работа по теме «Царство Грибов»

Контрольная работа

Раздел 3. Царство Растения (25ч)

14(1)

02.10

Общая характеристика царства Растения.

Растительный организм как целостная система. Особенности строения и жизнедеятельности растений.

С.36-37

15(2)

03.10

Лабораторная работа №2 Строение растительной клетки

Лабораторная работа №2

16(3)

07.10

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

Особенности строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений.

С.38-39

17(4)

09.10

Размножение и развитие водорослей.

Особенности размножения и развития водорослей. Соотношение спорофита и гаметофита.

С.39

18(5)

10.10

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли.. Приспособления водорослей к жизни в различных средах.

Д. Схемы строения водорослей различных отделов.

С.40-41

19(6)

14.10

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Значение водорослей в природе и жизни человека.

С.42-47

20(7)

16.10

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

Особенности организации высших растений. Общие признаки основных отделов высших растений. Происхождение высших растений.

С.48-49

21(8)

17.10

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Особенности организации моховидных растений. Признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями. Распространение и роль в биоценозах.

Д. Схема жизненного цикла мхов.

С.50-55

22(9)

21.10

Лабораторная работа №3 Изучение внешнего строения мхов

Лабораторная работа №3

23(10)

23.10

Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Особенности строения и жизнедеятельности плаунов. Усложнение организации плаунов в ходе эволюции. Распространение и роль в биоценозах.

Д. Схема жизненного цикла плаунов.

С.56

24(11)

24.10

Отдел Хвощевидные. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Особенности организации хвощевидных, усложнение их организации в ходе эволюции. Распространение и роль в биоценозах.

Д. Схема жизненного цикла хвощей.

С.57-61

25(12)

06.11

Отдел Папоротниковидные. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Эволюционные преимущества папоротников по сравнению с хвощами, мхами и плаунами.

Д. Древние папоротниковидные.

С.62-63

26(13)

07.11

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение.

Особенности цикла развития папоротников. Роль и практическое значение папоротников.

Д. Различные представители папоротников.

С.64-67

27(14)

11.11

Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение.

Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Предки голосеменных растений.

Д. Схемы строения голосеменных.

С.68-70

28(15)

13.11

Лабораторная работа №4 Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Лабораторная работа №4

29(16)

14.11

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Многообразие видов голосеменных, их роль  в природе, значение в жизни человека.

Д. Различные представители голосеменных.

С.71-75

30(17)

18.11

Отдел Покрытосеменные. Изучение строения покрытосеменных растений Лабораторная работа №5

Особенности строения, происхождения голосеменных растений. Черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции.

Лабораторная работа №5

С.76-79

31(18)

19.11

Размножение покрытосеменных растений.

Двойное оплодотворение цветковых растений. Биологическое значение двойного оплодотворения.

Д. Цикл развития цветковых растений.

С.80-81

32(19)

21.11

Класс Двудольные.

Характерные особенности семейства Розоцветные.

Характерные признаки класса двудольных растений. Особенности строения растений семейства розоцветных.

Д. Представители растений семейства Розоцветные.

С.83-85

33(20)

24.11

Характерные особенности растений семейства   Крестоцветные и Пасленовые.

Особенности строения растений семейств   крестоцветных и пасленовых .

Д. Представители растений семейств Крестоцветные и Пасленовые.

С 85-86

34(21)

25.11

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Характерные признаки класса однодольных растений. Особенности строения растений семейства злаки.

Д. Представители растений семейства Злаки.

С.85-87

35(22)

27.11

Характерные признаки семейства Лилейные.

Особенности строения растений семейства лилейных.

Д. Представители растений семейства Лилейные.

С.85-87

36(23)

28.11

Классы покрытосеменных растений

Повторение

37(24)

02.12

Голосеменные и покрытосеменные растения. Обобщение.

Повторение

38(25)

04.12

Контрольная работа по теме «Голосеменные и покрыто семенные растения»

Контрольная работа

Раздел 4. Царство Животные (58ч)

39(1)

05.12

Общая характеристика царства животных.

Особенности строения и жизнедеятельности животных. Многообразие видов животных и сред их обитания. Систематика животных.

С.92

40(2)

09.12

Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация.

Особенности строения и жизнедеятельности простейших.

Д. Схемы строения амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки.

С.94-95

41(3)

11.12

Строение инфузории-туфельки Лабораторная работа №6

Лабораторная работа

 №6

42(4)

12.12

Многообразие и значение одноклеточных животных.

Разнообразие простейших. Роль одноклеточных в биоценозах  и в жизни человека.

Д. Представители различных групп одноклеточных.

С.96-99

43(5)

16.12

Многообразие и значение одноклеточных животных.

Разнообразие простейших. Роль одноклеточных в биоценозах  и в жизни человека.

С.96-99

44(6)

18.12

Особенности организации многоклеточных.

Особенности организации многоклеточных животных. Значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции

С.99-100

45(7)

19.12

Губки как примитивные животные.

. Особенности строения и жизнедеятельности губок.

Д. Типы симметрии у многоклеточных.

С.104-107

46(8)

22.12

Особенности организации кишечнополостных.

Систематика типа Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности. Бесполое и половое размножение.

Д. Схема строения гидры.

С.108-110

47(9)

23.12

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Значение кишечнополостных в природных сообществах и в жизни человека.

Д. Биоценоз кораллового рифа.

С.111-115

48(10)

25.12

Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви.

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей, их роль в биоценозах.

Д. Представители ресничных червей.

С.116-118

49(11)

26.12

Черви-паразиты.

Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Жизненный цикл. Многообразие плоских червей.

Д. Схемы жизненного цикла печеночного сосальщика

С.118-121

50(12)

13.01

Черви-паразиты.

Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Жизненный цикл. Многообразие плоских червей.

Д. Схемы жизненного цикла бычьего цепня.

С.118-121

51(13)

15.01

Тип Круглые черви, особенности их организации.

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические плоские черви..

С.122-124

52(14)

16.01

Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей

Цикл развития аскариды. Меры профилактики аскаридоза

Д. Схема строения и жизненного цикла аскариды человеческой

С.122-124

53(15)

20.01

Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей.

Особенности организации кольчатых червей, вторичная полость тела.

С.128-129

54(16)

22.01

Многообразие кольчатых червей.

55(17)

23.01

Многообразие кольчатых червей.

Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и  малощетинковые кольчатые черви. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Д. Различные представители типа кольчатые черви.

С.130-133

56(18)

27.01

Лабораторная работа №7

Строение дождевого червя

Лабораторная работа

 №7

57(19)

29.01

Контрольная работа по теме «Черви»

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела.

Контрольная работа

С.134-135

58(20)

30.01

Особенности организации моллюсков, их происхождение

Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах, роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Д. Схема строения брюхоногих двустворчатых и головоногих моллюсков.

С.136-143

59(21)

03.02

Многообразие моллюсков и их значение

Д. Схема строения брюхоногих двустворчатых и головоногих моллюсков.

60(22)

05.02

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

Происхождение и особенности организации членистоногих. Общая характеристика класса ракообразные на примере речного рака.

Д. Схема строения речного рака.

С.144-147

61(23)

06.02

Лабораторная работа №8

Изучение внешнего строение  и многообразия членистоногих

Лабораторная работа

 №8

62(24)

10.02

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Высшие и низшие раки.

Д. Представители высших и низших ракообразных.

С. 148-151

63(25)

12.02

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Общая характеристика паукообразных. Особенности строения и жизнедеятельности.

Д. Схема строения паука-крестовика.

С.152-153

64(26)

13.02

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

С.153-157

65(27)

Класс Насекомые.

Общая характеристика класса насекомых.

Д. Схемы строения насекомых различных отрядов.

С.158-164

66(28)

Размножение и развитие насекомых.

Размножение насекомых. Насекомые с полным и неполным метаморфозом.

С.164

67(29)

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Многообразие насекомых, их значение в биоценозах.

С.165-167

68(30)

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Многообразие насекомых, их значение в биоценозах.

С.165-167

69(31)

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе.

Общая характеристика типа Иглокожие. Многообразие иглокожих, экологическое значение.

Д.1 Схема строения морской звезды.

С. 168-173

70(32)

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Происхождение хордовых. Характеристика подтипа бесчерепных животных на примере строения ланцетника.

Д. Схема строения ланцетника.

С.174-175

71(33)

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб.

С.176-179

72(34)

Лабораторная работа №9 Особенности внешнего строения рыб

Лабораторная работа

 №9

73(35)

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение.

Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Д. Многообразие рыб.

С.180-185

74(36)

Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Первые земноводные. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки.

Д. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

С.186-190

75(37)

Лабораторная работа №10 Особенности внешнего строения лягушки

Лабораторная работа

 №10

76(38)

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе.

Многообразие, среда обитания и экологические особенности земноводных.

Д. Многообразие земноводных.

С.191-198

77(39)

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных  позвоночных.

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Организация пресмыкающихся на примере строения ящерицы.

Д. Схемы строения земноводных и рептилий.

С.199-200

78(40)

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Д. Многообразие пресмыкающихся.

С. 201-207

79(41)

Контрольная работа по темам «Классы Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся»

Контрольная работа

80(42)

Класс Птицы.

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы..

С.208-209

81(43)

Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованых позвоночных.

Особенности строения и жизнедеятельности птиц

С.210-215

82(44)

Особенности организации птиц, связанные с полетом.

Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц.

С.210-215

83(45)

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

С.216-224

84(46)

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

С.216-224

85(47)

Экскурсия «Птицы леса»

проекты

86(48)

Класс Млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных животных.

Происхождение млекопитающих. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.

С.227-228

87(49)

Лабораторная работа №11

Изучение строения млекопитающих

Лабораторная работа

 №11

88(50)

Класс Млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных животных. Первозвери.

Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.

Первозвери (утконос и  ехидна).

С.229-233

89(51)

Плацентарные и сумчатые млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности.

Низшие звери (сумчатые), настоящие звери (плацентарные). Основные отряды плацентарных млекопитающих.

С.234-237

90(52)

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

Низшие звери (сумчатые), настоящие звери (плацентарные). Основные отряды плацентарных млекопитающих.

Д. Многообразие млекопитающих.

С.234-237

91(53)

Многообразие млекопитающих

проект

92(54)

Значение млекопитающих животных в природе и жизни человека.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека.

С.230

93(55)

Охрана животных. Охрана  ценных зверей.

Подг. сообщ.

94(56)

Домашние млекопитающие. Животноводство.

Подг. сообщ.

95(57)

Контрольная работа по темам «Классы Птиц и Млекопитающие»

Контрольная работа

96(58)

Экскурсия «Млекопитающие леса»

Обработ.материал.

Раздел 5. Царство Вирусы (2ч)

97(1)

Общая характеристика вирусов. Взаимодействие вируса и клетки

Общая характеристика вирусов. История открытия вирусов.

Д. Модели вирусных частиц.

С.242

98(2)

Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека.

Происхождение вирусов. Профилактика вирусных заболеваний.

Д. Схема развития вирусных заболеваний.

С.243-245

Повторение (7ч)

99(1)

Особенности организации, многообразие живых организмов.

С.238-239

100(2)

Повтор.

101(3)

Царство Грибы

Повтор.

102(4)

Царство Растения. Низшие растения

Повтор.

103(5)

Царство Растения. Высшие растения

Повтор.

104(6)

Царство животные. Подцарство Одноклеточные

Повтор.

105(7)

Царство животные. Подцарство Многоклеточные

Повтор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...