Открытый урок 6 класс «Цветок – его строение и значение».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Голованова Людмила Витальевна

Цель - угулубить знания учащихся о строении растительного организма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок:  «Цветок –  его строение и значение».

Учитель биологии :Голованова Л.В.29.11.2016г.

Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях; объяснить понятие соцветие и показать их разнообразие.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений.
  2. Начать формирование знаний о функциях частей цветка.
  3. Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека.
  4. Изучить строение соцветий.

Развивающие:

  1. Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, наблюдать, описывать и делать выводы.
  2. Развивать экологическое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство, продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Актуализация и контроль знаний

1. Дополнить предложение

Ползучие стебли у земляники называются _______(усы)

Усики гороха – видоизмененные ________(листья)

Стебель дерева состоит из коры, древесины и ________(сердцевины)

Между корой и древесиной находится ________(камбий)

У ландыша в почве имеются корни и ________(корневища)

Луковица – видоизмененный ________(побег)

Клубни развиваются на концах _________(столона)

Укороченный стебель у луковицы называется ______(донце)

2. Какие утверждения верны?

  1. Листья находятся на междоузлиях.
  2. Стебель состоит из междоузлий и узлов.
  3. Годичные кольца — это кольца камбия.
  4. Побеги бывают надземные и подземные.
  5. Ситовидные трубки находятся в лубе.
  6. Стебель — орган накопления питательных веществ для растения.
  7. В условиях яркого освещения стебель сильно вытягивается в длину.
  8. Рост стебля в толщину обусловлен делением клеток камбия.
  9. Клубень — это утолщенный подземный стебель растения.
  10. Корневище — видоизмененный побег.
  11. Чечевички — это дыхательные отверстия на стебле.
  12. Функции стебля — опорная и проводящая.

2.Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.

Сегодня на уроке мы:

Узнаем, какие органы растений называются генеративными

Изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием

Поговорим об охране цветущих растений и их значении

В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:

Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?

Какие части цветка самые главные?

А теперь мы с вами изучим строение цветка и узнаем, какие части цветка являются самыми важными на самом деле.

2.1.Понятие о цветке

Основная функция цветка – образование плодов и семян для размножения растительного организма

2.2.Цветок как целостная система, обеспечивающая половое размножение растений

2.2.1Строение и функции частей цветка (  Схема строения цветка на доске      )

Самостоятельня работа рис71 стр 61 учебника ; беседа по результатам работы

Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках – цветоножках. Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называют цветоложем. На узлах цветоложа располагаются все части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

На самой верхушке цветоложа находится пестик (один или несколько), чуть ниже его размещаются тычинки. Еще ниже на цветоложе располагаются лепестки. Их совокупность образует венчик. Под лепестками находятся чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка вместе создают самую яркую часть цветка- околоцветник.Околоцветник может быть простым и сложным (двойным). У простого околоцветника все листочки цветка одинакового цвета (тюльпан, ландыш). У сложного, или двойного, околоцветника они разделены на чашечку и венчик (роза, гвоздика).Околоцветник защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий окружающей среды и своей яркостью привлекает опылителей.Рассмотрим главные части цветка– пестик и тычинки.

3.Значение пестика и тычинок в цветке

Пестик состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца.

Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы.

Столбик поднимает рыльце, иногда высоко над околоцветником. При этом рыльце лучше улавливает пыльцу.

Завязь– самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки (семяпочки), в них формируются женские половые клетки– яйцеклетки. В завязи вишни развивается один семязачаток, а у тюльпана их много. Поэтому у вишни из цветка развивается односемянный плод, а у тюльпана– многосемянный.

Из завязи пестика после опыления цветка и оплодотворения яйцеклетки развивается плод, а из семязачатков образуются семена.

Тычинкиа состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужские половые клетки– спермии. В цветке  имеется много тычинок.

Цветок– это сложный генеративный орган. Составляющие его элементы обеспечивают половое размножение растения.

Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода.Пестик – женский половой орган растения, а тычинки– мужской половой орган.

3.1Цветки однополые и обоеполые,растения однодомные и двудомные

Цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки (как у вишни и тюльпана), называют обоеполыми . Но у некоторых растений развиваются однополые цветки (огурец, тополь, облепиха). Они содержат либо пестики, либо тычинки. На основе этого различают пестичные, или женские, цветки и тычиночные, или мужские, цветки .

У огурца, тыквы, а также кукурузы, ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными. Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива, крапива), у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными.

А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что на месте цветка образуется плод).

4.Соцветия простые и сложные. Биологическое значение соцветия растений(Сообщение  уч-ся с призентацией соцветий)

Цветки образуются на побегах. Часто ветвление побега в его верхушечной части приводит к тому, что на нем развивается не один, а несколько цветков и располагаются они в определенном порядке. Такая группа цветков называется соцветием.

Различают простые и сложные соцветия. В простых соцветиях цветки располагаются по одному на главной оси побега. В сложных соцветиях на главной оси располагаются не одиночные цветки, а разветвленные небольшие соцветия.В соцветия обычно объединены мелкие цветки. Собранные вместе, они придают большую яркость и ароматность цветоносной части побега, что важно для привлечения животных-опылителей.

Кроме того, в соцветии по сравнению с одиночными цветками всегда образуется больше плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения растений. В этом большое биологическое значение соцветия.

Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).

5.Понятие о цветении и опылении растений (Сообщение уч-ся с призентацией соцветий ,цветков  и опылителей)

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветка

( самоопыление и перекрестное опыление).

 Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка

 При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.

Приспособления к опылению насекомыми:

Наличие нектара Много пыльцы Яркий околоцветник Запах:

Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена.

Перекрестное опыление ветром:

Приспособления к опылению ветром: маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй,

мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия, пестики длинные или раздвоенные, опушенные, тычинки длинные,пыльца легкая, летучая,растения растут группами, зарослями ,в цветках нектар отсутствует.

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.

Перекрестное опыление водой.

У некоторых водных растений пыльца переносится по воде. Мужские бутоны открываются на поверхности воды. Одновременно над водой показываются женские цветки. После того как один из плавающих тычиночных цветков столкнется с пестичным и опылит его, цветоножка женского цветка скручивается спиралью, цветок погружается под воду, и там созревают семена.

Примеры: роголистник, элодея.

Другие способы опыления .

Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.

Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых и лесных цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).

Это интересно”

“Знаете ли вы…”

Знаете ли вы, что самое продолжительное цветение наблюдается у тропических орхидей. Так, у некоторых из них красивые цветки радуют глаз на протяжении 40 – 50 и даже 90 суток!

Знаете ли вы, что некоторые растения издают звуки во время распускания цветков, которые могут быть вызваны трением лепестков. В болотах острова Бугенвиль в Тихом океане растет “рыдающее” дерево, или заурауйя. Его цветки, раскрываясь, издают характерный рыдающий звук.

Знаете ли вы, что специальные красящие вещества – пигменты – придают красоту цветкам. Они находятся в хромопластах или клеточном соке вакуолей. Всего известно около 2 тысяч различных пигментов.

Знаете ли вы, что белый цвет цветочных лепестков обусловлен наличием в них обширных межклетников, заполненных воздухом.

Знаете ли вы, что абсолютно черного пигмента у растений нет. Черная окраска вызвана большим скоплением пигментов – антоцианов, придающих цветкам темную окраску.

Знаете ли вы, что изменения в окраске и форме лепестков у некоторых растений могут указывать на месторождения медной, железной или другой руды.

Знаете ли вы, что один цветок липы широколистной выделяет около 2,5 милиграммов нектара, а 1 гектар липовых деревьев – почти 1500 килограммов.

Знаете ли вы, что одним из самых красивых декоративных растений считается амхерстия благородная. У нее 30-сантиметровые соцветия, состоящие из 20 ярких цветков.

Знаете ли вы, что самые крупные цветки имеет паразитическая трупная лилия раффлезия Арнольди. Эти цветы вырастают на корнях дикого винограда в джунглях острова Суматра (Индонезия). Размеры цветков – почти целый метр в диаметре и 1,9 см в толщину. Вес этих цветков достигает 7 кг. Подтверждая свое название, цветки издают очень сильный неприятный запах, напоминающий гниющее мясо.

Знаете ли вы, что самые мелкие цветки и плоды имеет плавающая ряска из Австралии. Цветки этого растения в диаметре всего 0,1 мм, а плоды, напоминающие по форме миниатюрные плоды смоковницы, весят 0,00007 г (ноль целых, 7 стотысячных грамма).

Знаете ли вы, что самым крупным цветущим растением в мире является гигантская глициния в Сьерра-Мадре (США, штат Калифорния). Глициния была посажена в 1892 году, сейчас ее ветви достигают 152 метров в длину, в период цветения, который длится 5 недель, образуется до полутора миллионов цветков.

Итак, мы с вами знаем теперь строение цветка и ответили на проблемный вопрос нашего урока: какие части цветка являются главными.

3.Закрепление нового материала

З.1Тренажер

3.2  11 з1.3 тетрадь

1. Определить соцветие(      )

 2. Найти в стихах биологические ошибки .

1. Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на Солнечной поляне -

Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла,

И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои,

Цветики! Весною

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий.

Мушки, пчелки налетят,

Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

3.Строение цветка Строение тычинки и пестика

4. Домашнее задание: § 11 з.2.4 в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"

Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...

Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"

В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....

Урок биологии " Цветок, его строение и значение

Формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения....

Конспект урока в 6 классе "Цветок ,его строение и значение"

Данный урок составлен для учащихся 6 класса, соответствует всем требованиям ФГОС...