Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) по теме

Колесникова Нина Александровна

Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.

Цель - оперативная проверка и достижение одинакового уровня усвоения учебного материала у всех учащихся группы. Под первичным закреплением понимается система разнообразных приемов учебной работы, обеспечивающая воспроизведение и углубление изученного учебного материала, а также прочное сохранение его в памяти учащихся. Чтобы первичное закрепление и текущее повторение принесли максимальную пользу, должны быть выполнены следующие педагогические требования:
-закрепление следует проводить сразу же после восприятия учащимися учебного материала;
-закреплять нужно не весь материал, а наиболее существенное из него, определяющее основную суть изучаемого;
повторение должно вносить в знания и умения учащихся четкость, ясность, точность, связывая между собой отдельные части предмета (внутрипредметные связи), а также знания, полученные по другим предметам (межпредметные связи), в органическое целое, систему;
-повторение следует проводить таким образом, чтобы оно приводило к рассмотрению изучаемых фактов, процессов, явлений с новых позиций, расширяло и углубляло знания учащихся;
-не следует задерживаться на первичном закреплении;
как только основа нового закрепилась, необходимо использовать эти знания;
-первичное закрепление и текущее повторение эффективно только при высокой активности и целеустремленности учащихся.

Наиболее распространенным приемом первичного закрепления и текущего повторения является устный опрос (развернутая беседа) учашихся после изложения или самостоятельного изучения нового материала урока. Возможно также сочетание текущего повторения с проверкой и оценкой знаний учащихся. Большое значение при первичном закреплении и текушем повторении имеет формулировка вопросов, которые должны требовать активной мыслительной деятельности учащихся. При этом следует помнить о следующих требованиях к вопросам:

-вопрос должен быть определенным по содержанию, реальным по характеру, кратким по форме и требовать четкого ответа;

-вопрос не должен предполагать односложного ответа или угадывания;

-нужно избегать таких вопросов, формулировка которых уже содержит ответ, а также "каверзных" вопросов.

 
В ходе первичного закрепления и текущего повторения перед учащимися ставятся различные по характеру вопросы:

- на воспроизведение изложенного и самостоятельно изученного материала,

-на сравнение,

 -сопоставление,

- обобщение,

-выделение главного,

-объяснение причин и следствий,

-доказательства. 

При проведении фронтальной беседы рекомендуется чаще применять методический прием, называемый проговариванием  во внешней речи

Цель данного приема: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях. На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

Методический прием комментирование:    учащиеся дают заключения на ответы своих товарищей, дополняют и расширяют их, вносят предложения о практическом использовании получаемых знаний.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

  • Построение алгоритмов.
  • Работа по карточкам.
  • Исследования или мини-проекты.
  • «Лови ошибку».
  •  «Щадящий опрос».

Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону или  алгоритму. Учащиеся выполняют небольшую проверочную работу на карточках.

Первичное закрепление и текущее повторение можно проводить и по карточкам-заданиям; это разнообразит учебную работу и помогает выявить индивидуальные возможности и уровень подготовки отдельных учащихся.

Пример такой карточки с выборочным ответом:

Выбери верное утверждение

  1. Группа клеток, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.
  2. Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.
  3. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
  4. Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.
  5. Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.
  6. Камбий относится только к покровной ткани.
  7. Основные ткани являются только проводником воды и питательных веществ.

 Выбери один правильный ответ

1.Сколько царств в органическом мире?

а) два б) четыре в) три г) восемь

2. К какому царству живой природы относятся водоросли?

а) животные б) грибы в) бактерии г) растения

3. К царству грибов не относится:

а) спирогира б) подосиновик в) мухомор г) волнушка

4. Древнейшими растениями на Земле являются;

а) водоросли б) сосны в) папоротники г) дубы

5. В берёзовом лесу видом строителем является:

а) рябина б) ель в) тополь г) берёз

ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». 

Этап первичной проверки понимания изученного.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

- правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

- привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

- постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

- постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1.Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3.Опорный текст

4.Использование

заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы организации интерактивного чтения на уроках английского языка.

В данной статье речь идет об обучении чтению на старшей ступени обучения....

Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...

Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии

Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии...