Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) по теме
Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.
Цель - оперативная проверка и достижение одинакового уровня усвоения учебного материала у всех учащихся группы. Под первичным закреплением понимается система разнообразных приемов учебной работы, обеспечивающая воспроизведение и углубление изученного учебного материала, а также прочное сохранение его в памяти учащихся. Чтобы первичное закрепление и текущее повторение принесли максимальную пользу, должны быть выполнены следующие педагогические требования:
-закрепление следует проводить сразу же после восприятия учащимися учебного материала;
-закреплять нужно не весь материал, а наиболее существенное из него, определяющее основную суть изучаемого;
повторение должно вносить в знания и умения учащихся четкость, ясность, точность, связывая между собой отдельные части предмета (внутрипредметные связи), а также знания, полученные по другим предметам (межпредметные связи), в органическое целое, систему;
-повторение следует проводить таким образом, чтобы оно приводило к рассмотрению изучаемых фактов, процессов, явлений с новых позиций, расширяло и углубляло знания учащихся;
-не следует задерживаться на первичном закреплении;
как только основа нового закрепилась, необходимо использовать эти знания;
-первичное закрепление и текущее повторение эффективно только при высокой активности и целеустремленности учащихся.
Наиболее распространенным приемом первичного закрепления и текущего повторения является устный опрос (развернутая беседа) учашихся после изложения или самостоятельного изучения нового материала урока. Возможно также сочетание текущего повторения с проверкой и оценкой знаний учащихся. Большое значение при первичном закреплении и текушем повторении имеет формулировка вопросов, которые должны требовать активной мыслительной деятельности учащихся. При этом следует помнить о следующих требованиях к вопросам:
-вопрос должен быть определенным по содержанию, реальным по характеру, кратким по форме и требовать четкого ответа;
-вопрос не должен предполагать односложного ответа или угадывания;
-нужно избегать таких вопросов, формулировка которых уже содержит ответ, а также "каверзных" вопросов.
В ходе первичного закрепления и текущего повторения перед учащимися ставятся различные по характеру вопросы:
- на воспроизведение изложенного и самостоятельно изученного материала,
-на сравнение,
-сопоставление,
- обобщение,
-выделение главного,
-объяснение причин и следствий,
-доказательства.
При проведении фронтальной беседы рекомендуется чаще применять методический прием, называемый проговариванием во внешней речи
Цель данного приема: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях. На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
Методический прием комментирование: учащиеся дают заключения на ответы своих товарищей, дополняют и расширяют их, вносят предложения о практическом использовании получаемых знаний.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
- Построение алгоритмов.
- Работа по карточкам.
- Исследования или мини-проекты.
- «Лови ошибку».
- «Щадящий опрос».
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону или алгоритму. Учащиеся выполняют небольшую проверочную работу на карточках.
Первичное закрепление и текущее повторение можно проводить и по карточкам-заданиям; это разнообразит учебную работу и помогает выявить индивидуальные возможности и уровень подготовки отдельных учащихся.
Пример такой карточки с выборочным ответом:
Выбери верное утверждение
- Группа клеток, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.
- Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.
- Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
- Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.
- Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.
- Камбий относится только к покровной ткани.
- Основные ткани являются только проводником воды и питательных веществ.
Выбери один правильный ответ
1.Сколько царств в органическом мире?
а) два б) четыре в) три г) восемь
2. К какому царству живой природы относятся водоросли?
а) животные б) грибы в) бактерии г) растения
3. К царству грибов не относится:
а) спирогира б) подосиновик в) мухомор г) волнушка
4. Древнейшими растениями на Земле являются;
а) водоросли б) сосны в) папоротники г) дубы
5. В берёзовом лесу видом строителем является:
а) рябина б) ель в) тополь г) берёз
ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».
Этап первичной проверки понимания изученного.
Образовательные задачи этапа учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия | Показатели выполнения образовательных задач этапа | Условия выполнения образовательных задач этапа | Возможные методы и приемы обучения |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала 2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | - проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания; - проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий; - выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала; - ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала | - правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; - привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся; - устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока | - постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся; - постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика | 1.Ассоциативный ряд 2. «Пчелиный улей» 3.Опорный текст 4.Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 5. «Опрос эксперта» 6.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 7. «М |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/12/picture-406672-1402547068.jpg)
Приёмы организации интерактивного чтения на уроках английского языка.
В данной статье речь идет об обучении чтению на старшей ступени обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-139362-1418914799.jpg)
Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.
Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....
Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии
В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/22/picture-70150-1532269187.jpg)
Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии
Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-391595-1392062145.jpg)
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1209621-1579621969.jpg)
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1426964-1670246283.jpg)
Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии
Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии...