Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.
материал на тему

Олейникова Валентина Александровна

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulyaya_v_tenistoy_roshche.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?

      В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно. Сегодня учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает целый ряд вопросов:

Как помочь усвоить этот материал. 

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?

Как вовлечь учеников в образовательный процесс?

Как научить учиться?

   Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать, не только чему учить, но и как учить на строго научной основе.

Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания.

В настоящее время и общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Много различных подходов и технологий перепробовала в своей многолетней практике. И остановила свой выбор на технологии развития критического мышления, она как никакая другая подходит к нашей классно-урочной системе, не требует глобальной перестройки урока.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология РКМ, в полной мере отвечает этим этапам.

Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.

Что же такое «Развитие критического мышления через чтение и письмо»?

Программу изначально  разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Они сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями. Особенно важно, что базовая модель технологии стла практическим отражением закономерностей познаваетльной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др.

Использование РКМ предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин- всё можно обсуждать или подвергать анализу.

   В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Структура технологии КМ:
3 стадии (этапа):


Первая стадия -  вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
  • побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.
  • Вызов -(восстановление в памяти — пробуждение любопытства) готовит, настраивает на ту информацию и тот процесс, которые будут получены и используемы в следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.
  • C:\Users\Yurii\Desktop\картинки школка2010\i (29).jpg

Вторая стадия – осмысление, позволяет:

  • Получить новую информацию; 
  • Осмыслить ее;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.
  • Осмысление — осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.

 Третья стадия – рефлексия:

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • Присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.
  • Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.


Технологическая карта урока по технологии  ТРКМ 

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.


Приёмы  стадии «ВЫЗОВ»

  • Верные и неверные утверждения
  • Инструкции
  • Подсказка
  • «Мозговой штурм»
  • «Лови ошибку»
  • «Согласен - Не согласен»
  • Наводящие вопросы
  • «Нестандартный вход в урок»
  • Проанализируйте факты
  • Проблемные ситуации

Приёмы стадии « ОСМЫСЛЕНИЯ»»

  • Кластеры
  • Таблица «ЗХУ»
  • Логические цепочки
  • Корзина идей
  • Покопаемся в памяти
  • Приём «Маркировочная таблица»
  • Приём «Лист решения проблем»
  • Приём «Таблица аргументов»
  • Приём «Ромашка Блума»
  • «Инсценировка»
  • Просмотр видеофильмов
  • Изучение текста или его отдельных частей
  • Прослушивание аудиозаписи
  • Рассказ, лекция учителя
  • Парное и групповое чтение
  • Прием «Пометка на полях»

Приёмы стадии « РЕФЛЕКСИЯ»

  • Приём «Кластер»
  • Приём «Синквейн»
  • Приём «Эссе»
  • Приём «Самоанализ»
  • Приём«6 шляп критического мышления»
  • Приём «Ключевые слова»
  • Приём «Взаимообучение»
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы»
  • Приём Хайку
  • Схемы, таблицы
  • Десятиминутное сочинения
  • Карты познания
  • Разработка мини-проектов
  • Рисунки
  • Дискуссия «совместный поиск»
  • Перекрестная дискуссия
  • Общеклассная полемика

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов,  направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Мне хотелось бы подробно остановиться на тех приемах технологии развития критического мышления, которые я применяю на  своих уроках.

На стадии вызова учитель должен не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На данной стадии ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Главная задача учителя – актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

Прием «Верите ли вы, что…». Позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Я предлагаю каждому учащемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке  ставят знак «+», если они согласны с утверждением и  « - « если нет. Например, тема урока «Вирусы» 7 класс:  

  1. Тела растений и животных состоят из клеток.
  2. Вирусы открыл Л.Пастер.
  3.  Д. И. Ивановский описал свойства возбудителя болезни табака.
  4. Вирусы – это особые безъядерные клетки.
  5. Вирусы – это внутриклеточные паразиты.
  6. Вирусы способны размножаться вне клетки.
  7. Вирусы состоят из  нуклеиновой кислоты и белковой оболочки.
  8. Вирусы вызывают заболевания только животных и человека.
  9. Грипп и СПИД – вирусные заболевания.

Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает  возвращение к таблице на стадии рефлексии.

  • Прием «Ассоциации».  Например, на уроке по теме  «Селекция  растений, животных, микроорганизмов» в 9 классе,  учащимся предлагаю задание «Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:  О чем может пойти речь на уроке?  Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово «Селекция»?»   Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. А мне как учителю важно все их мысли зафиксировать на доске и  определиться  тем, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения.

На стадии  осмысления идёт непосредственная работа с информацией, источниками  которой являются  тексты. Деятельность учителя на этой стадии: заключается в сохранении интереса  учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном  продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное восприятие текстов, анализ и выбор информации с последующим представлением в графическом виде. 

Прием «Фишбоун», представляет собой схему, в которой  изученная информация систематизируется и конкретизируется. Основой схемы является рыбий скелет. Например, при изучении зрительного анализатора в 8 классе, мы рассуждаем следующим образом: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного  анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках  функции зрительного анализатора 

                       

                 

Использование приема «Кластер» развивает у учащихся умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.  Например, при изучении темы  «Корень» (6 класс), предлагаю учащимся заполнить соответствующий кластер и указать взаимосвязи.  

        

Прием «Концептуальная таблица» позволяет учащимся систематизировать информацию, выделить черты сходства и отличия. При изучении темы «Членистоногие» (7 класс)  предлагаю  учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы. 

Линии сравнения

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешний вид

Представители

Среда обитания

Количество конечностей

При изучении биологии считаю важным использование приема «Тонкие и толстые вопросы», ведь именно этот прием развивает навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Тонкие» вопросы требуют воспроизведения знания материала (Кто? Что? Когда?), а «толстые» вопросы – проблемные (дайте объяснение, почему ? а что будет, если…? почему вы считаете … ?).  В своей практике пытаюсь в большей степени  уделять внимание на толстые вопросы, т.к. считаю, что моя задача,  научить  учащихся обосновывать свои ответы, а не давать краткие выводы и утверждения.

Прием «Чтение с пометками INSERT» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.  Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Ученики,  работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки: «V» - мне это известно;  «-» - это противоречит тому, что я знал;   «+» - это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше. Затем совместно обсуждаем проблемные вопросы и делаем соответствующие умозаключения.

На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, либо анализируют  и систематизируют учебный материал в виде синквейна.

Каждый учащийся в течение  3-5 минут составляет синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества. Например, на уроке «Многообразие и распространение покрытосеменных» в 7 классе учащийся составил  синквейн:

Покрытосеменные

Красивые, ароматные

Цветут, привлекают,  опыляются

Берегите цветы!

Восхищение

Прием «Письмо в будущее» позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. Например, В 9 классе, заканчивая урок по теме « Наследственная изменчивость», предлагаю учащимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков.

И на последок, хочу отметить, что благодаря технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

- появилась возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик»;

- повышается ответственность учащихся за качество собственного образования;

- формируются навыки работы с информационными источниками разных типов;

-раскрывается творческий потенциал школьников.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках биологии   позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы, а также технологию в целом, я буду продолжать использовать  в дальнейшей работе.  

Литература:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.- С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
  2. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
  3. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
  4. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.
  5. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19