Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Маслова Елена Анатольевна
Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы успешного обучения ученика на уроках биологии»

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в нежелании воспринимать учебный материал, не понимая, что биология имеет прекрасные перспективы развития.

В процессе обучения перед каждым учителем встаёт вопрос: «Как обеспечить высокий уровень преподавания? Какие наиболее эффективные приёмы развития способностей применить на уроке?»

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному обучению в рамках ФГОС, возникает потребность в перестройке методической работы учителя.

Известны пять принципов педагогической техники:

– принцип свободы выбора (в любом обучающем действии предоставлять ученику право выбора, который уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор);

– принцип открытости (не только давать знания – но и показывать их границы);

– принцип деятельности (освоение знаний, умений, навыков в форме деятельности);

– принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью системы приёмов обратной связи);

– принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности).

В работе можно использовать различные приёмы, методы активного обучения, направленные на повышения уровня обучения, формирование знаний, интереса к предмету, расширению кругозора и развитие мышления у учащихся. Например:

1) «Удивляй!», изучая тему «Неорганические вещества. Вода». Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительные свойства.

2) «Фантастическая добавка», при изучении темы «Абиотические факторы». Предположим, среднегодовая температура Антарктиды понизится на 10 градусов, что ещё смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

3) «Мозговой штурм», при изучении темы «Мезозойская эра» предложить найти возможные причины вымирания динозавров.

4) «НИЛ». Одна группа учеников на уроке получают задание – разработать проект исследования: как зависит рост лука от состава воды? (нужно отобрать 10 одинаковых луковиц, посадить луковицы парами: 1 пара в дистиллированную воду, 2 пара в водопроводною воду, 3 пара в талую воду, 4 пара в подсолённую морской солью воду, 5 пара в подсахарённую воду), наблюдать и измерять результаты проращивания луковиц. Вторая группа параллельно проводят эксперимент: как зависит рост лука от количества воды? Как зависит рост лука от освещения?

5) «Да и нет». При изучении темы «Микроорганизмы», «Оптические приборы» можно предложить решить задачу. «Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулёза. Что же подарила Коху его супруга?»

6) Проблемные задания. «В плену у крокодилов. Во время второй мировой войны наши лётчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает. Экипаж одного гидроплана, пленный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолёт удачно приводнился, и тут - о ужас! – лётчики заметили, что озеро кишит крокодилами. Немедленно взлетать! – решили лётчики. Но вот прямо по курсе крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним сейчас не всплывёт ещё один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолёта попасть на животное, аварии избежать. Как быть?»

7) Заполнение «слепого» текста пропущенными словами или пропущенными числами.

Г.Мендель, скрещивая растения_______, отличающиеся по______, установил следующие закономерности:

Наследование_______определяется_______;

Каждый признак контролируется двумя _______, которые в одном организме могут быть_______ или _______;

Если два _______ одинаковые, то организм называется _______ и производит _______ гаметы;

Если _______ разные, то организм называется _______ и производит _______типы гамет;

Если организм _______, то фенотип можно безошибочно определить его _______;

Если организм _______, то в фенотипе проявится только _______аллель этого гена;

Два аллеля одного гена распределяются при образовании половых клеток по гаметам с _______вероятностью, независимо друг от друга.

8) Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор. Например:

А) заяц, лев, подосиновик, берёза, папоротник

Б) хлоропласт, вакуоль, оболочка, ядро

Письменные работы позволяют более адекватно проверить знания, поэтому также можно использовать различные приёмы как, например: фактологический диктант, выборочный контроль, тренировочная контрольная работа, каждому своя делянка (каждый ученик получает свой вариант контрольной), диктант «Шифровальщик».

Моя позиция как учителя:

– терпение и вера в ребенка;

– поиск и стимулирование лучших черт ребенка;

– радость от общения с детьми; сопереживание ребячьей радости и горести;

– мудрое сочетание строгости и доброты;

– учение и воспитание без принуждения.

Используя разнообразные методы, приёмы помогает делать обучение современным и динамичным, способствует формированию важных коммуникативных умений, обеспечивает освоение новых компетенций, формирует активное поведение на рынке труда. Японская пословица гласит: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня, а научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Литература:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 2. М: НИИ школьных технологий, 2006

 2. Гин Анатолий. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: «Вита» - Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Юрченко Е.Ф. "Приёмы и формы успешного обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрывается содержание методических приёмов обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии.

Приёмы организации первичного закрепления на уроках биологии....

Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...

Выступление по теме "Современные педагогические технологии - залог успешного развития ученика на уроке математики”

Выступление по теме "Современные педагогические технологии - залог успешного развития ученика на уроке  математики” для использования в методических советах...