Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии.
статья по биологии на тему

В последнее время часто слышу от коллег, что стремление к учению у современных учеников  снижается, они не хотят учиться.. Несмотря на все усилия по повышению уровня образования, принятое множество новых законов, парадигм, стратегий, которые направлены, в первую очередь на изменение подходов к образованию самих учителей, на их действия по отношению к ученику, порой эти усилия разбиваются о «камни» нежелания следовать этим усилиям самих объектов этого воздействия, то есть учащихся. За  последнее  время  личность  ученика  сильно  изменилась. главное  отличие  заключается  в  отсутствии  интереса  к  учению. Оно  перестало  быть  самоцелью,  и  часто   рассматривается  исключительно  с  меркантильных  позиций: имеют  ли  полученные знания  ценность  на  рынке  труда? Стоит ли учиться, если нет гарантии поступления  и, главное, оплаты учёбы в дальнейшем по выбранному направлению?  Разумеется, это относится не ко всем учащимся, многие, напротив, имеют массу возможностей проявить себя в учении, самосовершенствовании, продвижении, но у многих учащихся мотивация очень низка. Стоит ли с этим мириться, есть ли пути повышения этой самой мотивации и какова роль учителя в её формировании? Рассуждения об этом и пути решения проблемы представлены в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_motivatsii_na_urokah_biologii.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

       В последнее время часто слышу от коллег, что стремление к учению у современных учеников  снижается, они не хотят учиться.. Несмотря на все усилия по повышению уровня образования, принятое множество новых законов, парадигм, стратегий, которые направлены, в первую очередь на изменение подходов к образованию самих учителей, на их действия по отношению к ученику, порой эти усилия разбиваются о «камни» нежелания следовать этим усилиям самих объектов этого воздействия, то есть учащихся. За  последнее  время  личность  ученика  сильно  изменилась. главное  отличие  заключается  в  отсутствии  интереса  к  учению. Оно  перестало  быть  самоцелью,  и  часто   рассматривается  исключительно  с  меркантильных  позиций: имеют  ли  полученные знания  ценность  на  рынке  труда? Стоит ли учиться, если нет гарантии поступления  и, главное, оплаты учёбы в дальнейшем по выбранному направлению?  Разумеется, это относится не ко всем учащимся, многие, напротив, имеют массу возможностей проявить себя в учении, самосовершенствовании, продвижении, но у многих учащихся мотивация очень низка. Стоит ли с этим мириться, есть ли пути повышения этой самой мотивации и какова роль учителя в её формировании? В соответствии с требованием ФГОС учитель обязан создать условия для успешного освоения образовательного материала всеми учащимися.  Этим умением и будет отличаться  новый учитель.

В младших  классах  мы  видим  стихийный  интерес  ребёнка  к  познанию  мира. Но   и  здесь ситуация  меняется. Если  у  взрослого  человека  имеются  «информационные  фильтры» - его  мировоззрение, убеждения, позволяющие  отбрасывать  ненужную   информацию, то  у  младшего   школьника  этого  нет. Он   как  губка  впитывает  любые  знания, однако  возможности  ребёнка  не  беспредельны. В  результате  перегрузки  информацией  современные  школьники  быстро  утомляются, интерес   к  учению  пропадает. В  том  же  направлении  действует  и  природная любознательность  человека. Она  явно  уменьшается  при  переходе  из  класса  в  класс. Особенно   это   характерно  для  подростков. Снижается  любознательность, падает  интерес  к   учебным  предметам, уровень  полученных  знаний оказывается  низким. Среди  многих  причин  нежелания  школьников  учиться можно выделить  недостаток  внутренней  мотивации.

В  сложившейся  ситуации «задача  каждого  учителя заключается  в  том, чтобы  обеспечить  возникновение, сохранение  и  преобладании в  душе  школьника  учебно-познавательного  мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том , что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний. Содержание   учебного  предмета  «Биология» представляет  большие  возможности  для  развития мотивации  его  изучения.

1.1. Понятие  «мотивация»

Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации (Ильин, 2000) Устойчивый познавательный  интерес  школьников,  их  мотивация – один  из  критериев  эффективности  педагогического  процесса.

В  настоящее  время  мотивация  как  психическое  явление  трактуется  по-разному. Но в основном  психологи  группируются  вокруг  следующих  точек  зрения  на  мотив: как  на  побуждение, на потребность, на  цель, на  намерение, на  свойства  личности, на  состояния.

Таким  образом, в  понимании  сущности мотивации  и  её  роли  нет  единства  взглядов. Выход  из  создавшегося  положения  видится  в  том, чтобы  рассматривать  мотивацию как  динамический  процесс формирования  мотива.

1. 2.  Мотивационная  сфера  учения.

Мотивационная  сфера  учения  определяется (Маркова, 1983):

  • характером  и  сформированностью  компонентов  учебно-познавательной  деятельности;
  • взаимодействием ученика  с  учителем  и одноклассниками;
  • смыслом  для  каждого  ученика;
  • характеристиками мотивов учения;
  • зрелостью целей;
  • особенностями эмоций;
  • наличием познавательного  интереса.

Другой   вариант  классификации  мотивов  характеризует  отношение  к  самой  деятельности. Это  внешняя  и  внутренняя  мотивация. Для  формирования  внешней  мотивации  используется  целый  ряд  приёмов   и  средств  обучения, способствующий развитию   интереса к обучению. Формирование  внутренней  мотивации – проблема  более  сложная, но  именно этот процесс  создаёт  основу  для  успешного  продвижения  от  незнания  к  знанию.

Психологи  выделяют  четыре  вида  внутренней  мотивации :

  • Мотив  по  результату.
  • Мотив  по  процессу.
  • Мотив  на  оценку.
  • Мотив  на  избежание  неприятностей.

Наиболее  значимы  первые  два  вида. Если  используемые  учителем  технологии  создают  условия  для  личной  заинтересованности  ученика  не  только  в  конечном результате, но  и  в  самом  процессе  его  достижения, и  эта деятельность  личностно значима  для  ученика, то  есть  все  основания  утверждать, что  таким  образом  будет  формироваться  внутренняя  мотивация.

Целеполагание.

Реализация   мотивов  во  многом  зависит  от  того, умеют  ли  школьники  ставить  цели  и  достигать  их. Умение  ставить  цель – показатель  зрелости  мотивационной  сферы. Эта способность  в  будущем  составит  успешность профессиональной  деятельности.

Реализация мотива  в поведении.

Школьник   с  внутренним  мотивом  с  удовольствием   работает  над  основанием  учебных  предметов, активно  ищет  дополнительные  знания.

Эмоциональный  компонент.

Главная  его  характеристика – переживания  школьников, эмоциональное  отношение.

Положительные  эмоции  могут  быть  связаны  со  школой  в  целом  и  пребывание  в  ней, обусловлены    равными взаимоотношениями  с   учителями  и   одноклассниками, отсутствием   конфликтов, с  успешностью  в  учёбе, с  радостью  преодоления  трудностей, удовлетворение  от  справедливой  оценки  и т.д. Всё  это  усиливает  внутреннюю   мотивацию. Роль  эмоционального  комфорта  важна, если  у  ученика  сложилась  стрессовая ситуация  длительного неуспеха, порождающего   постоянную  тревожность.

В своей статье  я буду рассматривать мотив (от фр. motif- побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому – либо действию) как причину, побуждающую деятельность, и опираться на опыт работы Марковой А.К (1983) по формированию мотивации.

  1. 1. Организационно – диагностическая деятельность.

Методика и материалы.

Специалисты – психологи  полагают, что  формирование  мотивации, а также изучение  и  диагностика  мотивационной  сферы  составляют  две стороны единого  процесса В  решении  данной  проблемы  выделяют  два  основных  направления: организационно – диагностическое  и   содержательно – деятельностное .

Организационно  диагностическая  деятельность  направлена  на изучение  индивидуально – психологических   особенностей учащихся, с  целью   оптимизации  учебно-воспитательного  процесса. При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель, но и учесть структуру мотивационной сферы школьника.

2. 2.   Содержательно – деятельностное  направление

Итак, развитие  мотивации  выступает средством  выведения  учащихся  на  необходимый  уровень самоорганизации  в  учебной  деятельности.

Надеяться  на  то, что  мотив  учения  возникает сам  по  себе, стихийно, не  приходится. А.К.Маркова отмечает, что  учебно-познавательные  мотивы  формируются  в  ходе самой  учебной  деятельности, поэтому  важно  как  эта  деятельность  осуществляется.

Основными  факторами, влияющими  на  формирование  положительной  устойчивой  мотивации  к  учебной   деятельности, являются:

  • Содержание  учебного  материала;
  • Организация  учебной  деятельности;
  • Коллективные  формы  учебной  деятельности;
  • Оценка  учебной  деятельности;
  • Стиль  педагогической  деятельности  учителя.

Содержание учебного  материала. Содержание  обучения  выступает  для  учащихся в первую  очередь  в  виде  той  информации, которую  они  получают. Однако  сама  по  себе информация вне  потребностей  ребёнка  не  имеет для  него  какого – либо   значения, а  следовательно  не  побуждает  к учебной  деятельности. Поэтому, давая  учебный материал, я  учитываю потребности,  имеющихся  у  школьников  данного  возраста.  Учебный  материал  подаю  в  такой  форме, чтобы  вызвать  у  школьника  эмоциональный   отклик.

Содержательно  и  иллюстративно  бедный  материал на уроках биологии  не  обладает  мотивирующей силой,  и  не способствует побуждению интереса  к  учению. В качестве иллюстративного материала я использую таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др.

Организация  учебной  деятельности.  А.К.Маркова (1983) и  соавторы  отмечают, что  изучение  каждого раздела  или  темы  учебной  программы должно состоять  из  трёх основных  этапов.

Мотивационный  этап – это  сообщение, почему  и  для  чего  нужно  знать  данный  раздел  программы, какова  основная  учебная  задача  данной  работы.

Этот  этап  состоит  из трёх  учебных действий:

  1. Создание  учебно-проблемной  ситуации.
  2. Формулировка  основной  учебной  задачи  как итога  обсуждения  проблемной  ситуации.
  3. Рассмотрение  вопросов  самоконтроля  и  самооценки  возможностей  по  изучению   данной  темы.

Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется. Примером может служить урок – практикум «Решение генетических задач» в 9 классе. Учащиеся перед уроком получают маршрутную карту, в которой задан  мотивирующий вопрос, для чего вам понадобятся эти знания в будущем. Решая практико - направленные задачи на уроке, учащиеся понимают значение этих знаний и большинство легко отвечают на данный вопрос.  

 2.3.  Критерии  сформированности  мотива  учения школьников

В   теории  учебной   деятельности  в качестве  основного  рассматривают  учебный  мотив. Для  учителя биологии  показателями  развития  учебных  мотивов  являются  следующие критерии (Коростелева, 2005):

  • Познавательная  активность  на  уроке;
  • Использование  дополнительной  литературы;
  • Умение  активно  работать  с  учебным  материалом;
  • Самостоятельность  в  решении  задач;
  • Стремление  к  выполнению заданий  повышенной   трудности;
  • Понимание   значимости  биологических   знаний;
  • Интерес  к  профессии  типа  «Человек – Природа».

  Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения  рекомендуются различные формы познавательных заданий.

          Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные
  • наглядные и практические методы
  • репродуктивные и поисковые методы
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ,  лекция, беседа с использованием яркой, наглядной презентации  позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Все эти методы нетрудно реализовать в процессе изучения биологии практически на каждом уроке.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние практических работ, работ научно –исследовательского характера, лабораторных и иных видов практической направленности. При этом особенно мотивируются мальчики, известные своим познавательным, исследовательским характером.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим более подробно  пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися.  В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

  • «Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

-На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

-Что тебе нужно сделать для этого?

-Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

-Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

-Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

-Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом  в дневник. Некоторых это стимулирует.

В. Записать не менее 3  ответов на вопросы:

-Чего не случиться, если я буду изучать биологиюя?

-Чего не случиться, если я не буду изучать биологию?

  • Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы рассказать этот вопрос, написать эту работу на «5»?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

  • Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

     - Что вы уже знаете об этой теме?

     - Приведите об этом или на эту тему примеры.

     - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

     (Не правда ли, звучит как открытие!)

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.  Необходимо широко использовать:

вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия. 
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. (Диспут: «А прав ли Дарвин?»).

вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; Например,  изучи и докажи, что сустав-это рычаг, найди соответствие.

вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются
действия выбора, работа по желанию. (Например, найти материал по малоизвестным фактам, подготовка презентаций.

Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения закономерностей.
Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников
исправления биологических ошибок. (Неправильный диктант)
      Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных
«обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика  требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода.

Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса:обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения,  использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и  т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках

Можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Оценка – не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

  • Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта 

и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Заключение

Сегодня  наиболее  острые  проблемы  в  области  обучения  и  воспитания  связаны   с  демотивированностью основной  массы  школьников,  следовательно,  со  снижением  базовых  показателей  их  обученности  и  воспитанности.

В  важности  изучения  мотивации  учения  никого  убеждать  не  надо, но можно прийти   к  выводу, что:  

1) учебная деятельность школьника полимотивирована;

2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;

3) сформированная мотивация влияет на  повышение качества обучения;

4) в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника  и типологию  предметной деятельности.

Результатом  развития  мотивированности  может  быть, конечно же,  и  выбор  профессии, но  и  знания; которые  нужны  ребёнку  «здесь   и  сейчас» тоже важны.  В  процессе  формирования  мотивации  важно  показать  учащимся   ценность  Знания, Образования, Культуры  для  отдельного  человека  и  общества  в  целом. Таким образом, выбор средств мотивации велик, какой будет целесообразен в вашем случае, решать вам. Главное, сформировать личность, которая научиться находить мотивацию в любой жизненной ситуации!.

 

Библиографический список

  1. Андреева  Н.Д. Профориентация  при  обучении ботаники  и  зоологии // Биология в школе. – 2004, № 1.
  2. Гликман И. З. Стимулы обучения. // Химия в школе 2003 № 8 –С. 23
  3. Ильин Е.П. Мотивация  и  мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.
  4. Кучменко В.С., Калинова Г.С. проблемы  модернизации  биологического  образования //. Биология  в  школе. 2003. № 5
  5. Коростелева Т.В. Типология  предметной  деятельности // Биология  в  школе. – 2005, № 2.
  6. Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика  учебной  мотивации // Биология  в  школе. – 2005, № 4.
  7. Лукьянова М. Учебная  мотивация  как  показатель качества  образования // Народное  образование. – 2001, № 8.
  8. Маркова А.К. Формирование  мотивации  учения  в  школьном  возрасте. М.: Просвещение, 1983.

Интернет ресурсы:

                     1.rubschool7.ucoz.ru…FGOS…FGOSOOO…obrazovatelnogo…

                     2. infourok.ruformirovanie…motivacii…na_urokah…kak…

                     3.900igr.net…osnovnoe…uslovijakh-realizatsiifgos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках биологии

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследователь...

Методы, формы и средства обучения на уроках биологии

При изучении материала всем классом используются разные формы работы: лекционные занятия, диспуты, конференции, интегрированные уроки. Но лекции в чистом виде учащиеся воспринимать не готовы – о...

Формы и методы обучения на уроках биологии и химии

Активные формы обучения на уроках биологии и химии...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...