Разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Писеукова Елена Георгиевна

Методическая разработка урока биологии в 8 классе в формате технологии «Развитие критического мышления». Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости».Урок усвоения новых знаний. Методы обучения: частично-поисковые,  проблемные, объяснительно-иллюстративные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevarenie_v_rotovoy_polosti_1.doc963 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 8 классе

в формате технологии «Развитие критического мышления».

Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости».

Цель урока: Изучение начального этапа  процесса пищеварения.

Задачи:

  • Образовательная:   Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости, свойствах ферментов, рефлекторной регуляции пищеварения, строении и типах зубов.
  • Развивающая:  Продолжить работу над формированием у учащихся осмысления учебного материала (фактического и дополнительного), навыков частично-поисковой деятельности, умение вести диалог, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга. Работать в заданном темпе.
  • Воспитательная:  Воспитывать уважение к интеллектуальному труду, познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта и профилактикой зубных болезней.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, объяснительно-иллюстративные.

Приёмы технологии РКМ:  «Письмо по кругу», «Верите ли вы?», «Инсёрт», «Кластер».

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, групповая.

Оборудование:  мультимедийная презентация по теме, магнитная доска, карточки с глаголами, таблица по теме «Пищеварение в ротовой полости», тексты для приёма «Инсёрт»,  инструкции по выполнению лабораторного опыта.

Ход урока.

  1. Оргмомент.  Приветствие ребят, проверка готовности  уроку.
  2. Разминка. Используется приём «Письмо по кругу».

Ребята получают лист №1 с заданием.

Лист №1

Письмо по кругу  «Строение пищеварительной системы»  Слайд с изображением пищеварительной системы. Органы обозначены цифрами.

Задание:

1. Напишите один из органов, образующих пищеварительную систему, согласно нумерации.

2. Передай письмо по кругу.

3.  Тот, кто последний написал термин – делает вывод.

1.____________                                         7.__________________

2. ____________                                        8.__________________

3._____________                                        9.__________________

4._____________                                       10._________________

5._____________                                       11._________________

6._____________                                       11а._________________

                                                                    12.__________________

1-9 -это_________________________________________________

10-12-это________________________________________________

Вывод:__________________________________________________

  1. Объяснение нового материала.

Первый этап урока « Вызов».

  • Первым в пищеварительной системе указывается ротовая полость. Давайте поиграем  в игру «Верите ли вы?».  На магнитной доске прикреплены карточки с глаголами:
  1.  Измельчается
  2. Откусывается
  3. Смачивается
  4. Обезвреживается
  5. Расщепляется
  6. Анализируется
  7. Охлаждается
  8. Запасается
  9. Уничтожается
  10.  Перемешивается
  11. Портится
  12.  Направляется
  • Верите ли вы, что все действия происходят с пищей в ротовой полости?
  • Почему вы не можете точно ответить?
  • Какую цель вы определяете для изучения темы в связи с этим?

Идёт постановка цели урока – Изучение начального этапа процесса пищеварения (или что происходит с пищей в ротовой полости).

Второй этап урока  «Осмысление».

  • Какие составляющие части  образуют ротовую полость?
  • Какой вклад в пищеварение вносит каждый из них?

Составляем вместе с учащимися  кластер «Составляющие части ротовой полости"

                                                                                                                     

Далее кластер берём за план  изучения темы.

  1. Зубы.  Изучение пункта осуществляем с помощью приёма «Инсёрт»

 Памятка

Метод «Инсёрт» (Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления).

Зубы.

Полость рта делится на два отдела: преддверие рта и собственно рот. Вся полость выстлана слизистым эпителием. На верхней и нижней челюстях расположены зубы. У новорожденных зубов нет. Примерно к 6-му месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10—12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей по 28—32 постоянных зуба. Последние зубы — зубы мудрости — вырастают к 20—22 годам.

У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка и находящийся в глубине челюсти корень. Внутри зуба имеется полость. Коронка зуба покрыта твердой эмалью, служащей для предохранения зуба от стирания, проникновения микробов. Большую часть коронки, шейки и корня составляет дентин — плотное, похожее на кость вещество. В полости зуба разветвляются кровеносные сосуды и нервные окончания. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. Спереди на верхней и нижней челюстях располагаются по 4 плоских резца. Позади резцов находятся клыки — длинные, глубокосидящие зубы. Как и резцы, они имеют простые одиночные корни. Резцы и клыки служат для откусывания пищи. Позади клыков с каждой стороны имеются по 2 малых и по 3 больших коренных зуба?! У коренных зубов бугристая жевательная поверхность и корни с несколькими отростками. С помощью коренных зубов пища дробится и размельчается, т.е. происходит её механическая обработка.

Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться к стоматологу.

После еды необходимо тщательно прополаскивать рот. Полоскание удаляет остатки пищи между зубами, которые служат благоприятной средой обитания микробов. С зубов следует удалять желтоватый налет, содержащий различные микроорганизмы. Для этого нужно перед сном и утром чистить зубы, пастой или зубным порошком. Здоровые зубы — залог нормальной работы органов пищеварения.

Задание: Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

        После работы с текстом учащиеся активно проговаривают материал. Читают или воспроизводят по памяти сначала то, что они уже знают про зубы (где у них в тексте стоит «V»), затем  что им было интересно (в тексте «+») и т.д.

Делают вывод:  Функция зубов – механическая обработка пищи.

  1. Слюнные железы.

Предварительно учащимся даётся задание подготовить сообщение.

Заслушиваем и обсуждаем сообщения.

  • Слюнные железы.
  • Состав слюны и действие её на пищу.
  • Изучение слюноотделения.

Проводим лабораторный опыт «Наличие ферментом в слюне» согласно инструкции.

Инструкция по проведению работы

Лабораторный опыт

  «Наличие ферментов в слюне».

Задание:

1.  Возьмите 3 пробирки с крахмальным клейстером.

2.  Капните раствор йода в каждую из пробирок.

3.    В 1-ю пробирку капните свежую слюну,  

       во 2-ю - прокипяченную слюну,

       в 3-ю - воду

4.  Поставьте пробирки на водяную баню.

5.  Через 30 мин. посмотрите результат опыта.

6.  Объясните опыт.

7.  Сделайте вывод.

Вывод:   Под действием ферментов слюны происходит химическая обработка пищи. Начинают расщепляться углеводы до глюкозы.

  1. Язык.
  • В древние времена была страшная казнь – вырывали язык. Чего лишался человек?  Может язык нужен только для разговора?

Прогнозируем: в тетради каждый запишет всё, что он знает про язык.

На основании общих данных делаем вывод: Язык перемешивает, анализирует, участвует в глотании пищи – направляет её в глотку.

  1. Мягкое нёбо и глотка. Акт глотания.

Работа со слайдом.

Третий этап урока «Размышление».

Возвращаемся к   приёму «Верите ли вы?»

  • Уберите, что считаете лишним. Чего не происходит в ротовой полости?
  • Расставьте цифры, определяя последовательность действий.
  • Сделайте вывод.
  • Соотнесите вывод с поставленной целью.

Вывод: В ротовой полости  пища проходит механическую и химическую обработку. Под действием ферментов слюны идёт расщепление углеводов до глюкозы.

  1. Выставление оценок за работу на уроке.
  2. Домашнее задание:
  • Текст учебника стр. 152-155,
  • Записи в тетради
  • Составить синквейн с любым термином темы.

 

  • ние

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""

Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

Разработка урока "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

В разработке представлен конспект урока + презентация....

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...