Статья "Система оценки качества современного урока и резульататов обучения"
статья по биологии на тему

Осипенко Елена Алексеевна

Статья посвящена организации и контролю учебного процесса на уроке в рамках  системно-деятельностного подхода ФГОС. Этим материалом  могут воспользоваться учителя-предметники при взаимопосещении уроков, заместители директора, руководители методических объединений и учащиеся старших классов основной и средней школы, при проведении самооценки и самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sistema_otsenki_kachestva.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки качества современного урока

Системно - деятельностный подход – основа стандартов общего образования нового поколения.

Требуется организовать обучение таким образом, чтобы оно целенаправленно вело за собой развитие. Т.к. основной формой организации обучения является урок, то необходимо понимать и использовать  не только принципы построения урока и его примерную типологию, но и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Система оценки качества современного урока необходима, прежде всего, для помощи в самоанализе урока педагога.

 В процессе разработки, утверждения и использовании системы оценки качества урока участвует весь  педагогический коллектив школы.

 Примерно эта схема может быть такова:        учитель-предметник  __ методическое объединение____творческая группа ( представители различных метод объединений)___ педсовет_____администрация(руководитель). На каждой из очередной ступени проработки происходит осмысление структуры и организации урока.  Открываются новые возможности в применении анализа.

 Технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечиваются системой дидактических принципов, которые находятся в основе системы оценки качества современного урока и  в тесной связи с типологией урока – формированием того или много учебного действия в структуре учебной деятельности.

Можно использовать следующие варианты

  1. Принцип минимакса

Выявление

  • Освоения  содержания образования на программном и  максимальном для ученика уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы)
  • Усвоения на базовом уровне

Степень освоения содержания образовательной программы (раздела, темы)

Кол-во учащихся из общего числа в классе

Степень освоения

достигнуто 100%

Частично достигнуто

Не достигнуто

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Необходимый уровень

(базовый)

Повышенный уровень (программный)

Максимальный уровень

(необязательный)

  • Отслеживание динамики  освоения содержания образовательной программы

Период

Кол-во уч-ся

освоивших 

базовый

уровень

Кол-во уч-ся

освоивших 

программный

 уровень

Кол-во уч-ся

освоивших максимальный

уровень

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

  • Степень освоения содержания образовательного раздела (темы, урока)

ФИ учащегося                                                                                                               класс

Степень освоения

достигнуто 100%

Частично достигнуто

Не достигнуто

Встреч.

ошибки

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Необходимый уровень

(базовый)

Повышенный уровень (программный)

Максимальный уровень

(необязательный)

  1. Принцип деятельности

Выявление

  • степени осознанности учащимися содержания и формы своей учебной деятельности.
  • способности понимает и принимает системы норм учебной деятельности.  
  • участия   в совершенствовании  деятельности.
  • готовности обучающегося получать знания не в готовом виде, а добывать их.
  • Отслеживание динамики качества освоения содержания образовательной программы по одному классу, по одному предмету на конкретном уроке

Тема урка:

Место урока в курсе …:

Цели:

Задачи урока:

Даты уроков

Кол-во уч-ся

активно вовлеченных в образ. процесс

Кол-во уч-ся

вовлеченных, но испытывающих затруднения

Кол-во уч-ся

не вовлеченных в процесс

Кол-во уч-ся

получивших за «4» и «5»

Кол-во учащихся освоивших материал урок

Кол-во учащихся не освоивших материал урока

17 марта 2014

Отслеживание динамики качества освоения содержания образовательной программы по одному классу, в отношении одного предмета в течение учебного года

Класс:

Предмет:

Период

Кол-во

уч-ся

активно вовлеченных в образ. процесс

Кол-во уч-ся

вовлеченных, но испытывающих затруднения

Кол-во уч-ся

не вовлеченных в процесс

Кол-во уч-ся,

обучающихся на «4» и «5»

Кол-во учащихся освоивших программу

Кол-во учащихся не освоивших программу

1

четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Отслеживание динамики качества освоения содержания образовательной программы по одному классу, по группе предметных областей

Класс:

Общеобразовательные предметы:

Период/

класс

Кол-во

уч-ся

активно вовлеченных в образ. процесс

Кол-во уч-ся

вовлеченных, но испытывающих затруднения

Кол-во уч-ся

не вовлеченных в процесс

Кол-во уч-ся,

обучающихся на «4» и «5»

Кол-во учащихся освоивших программу

Кол-во учащихся не освоивших программу

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

  1. Принцип непрерывности

Преемственность между ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.

Характеристика общеучебных умений при переходе из нач. школы в среднюю

Общеучебные умения

Научился на уроках по всем предметам

  Класс     5            «А»

До 10%

До 30%

До 50%

50-80%

90%

Умею формулировать цель урока после предварительного обсуждения

Могу составлять план решения проблемы

Умею работать по плану, сверять свои действия

Умею оценивать выполнения работы

Умею самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи

Умею отбирать источники информации

Умею находить информацию в раз. источниках

Умею сравнивать, группировать факты и явления

Умею определять причины явлений, событий

Умею делать выводы на основе обобщения знаний

Умею представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

Умею отделять поступки от самого человека

Умею отмечать конкретные поступки которые нельзя однозначно оценить

Умею оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом  учебных и жизненных речевых ситуаций

Умею высказывать свои мысли в устной и письменной речи

Умею высказывать свою точку зрения и ее обосновывать, приводя аргументы

Умею слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения

Умею читать вслух и про себя  тексты учебников

Веду диалог с автором

Отделяю новое от неизвестного

Выделяю главное

Составляю план

Умею выполнять роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы или задачи

Умею уважительно отнестись к позиции другого, пытаясь договориться

Общеучебные умения

Научился на уроках по  предмету______

  Класс     5            «А»

до 10%

до 30%

до 50%

50-80%

90%

Умею формулировать цель урока после предварительного обсуждения

Могу составлять план решения проблемы

Умею работать по плану, сверять свои действия

Умею оценивать выполнения работы

Умею самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи

Умею отбирать источники информации

Умею находить информацию в раз. источниках

Умею сравнивать, группировать факты и явления

Умею определять причины явлений, событий

Умею делать выводы на основе обобщения знаний

Умею представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

Умею отделять поступки от самого человека

Умею отмечать конкретные поступки которые нельзя однозначно оценить

Умею оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом  учебных и жизненных речевых ситуаций

Умею высказывать свои мысли в устной и письменной речи

Умею высказывать свою точку зрения и ее обосновывать, приводя аргументы

Умею слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения

Умею читать вслух и про себя  тексты учебников

Веду диалог с автором

Отделяю новое от неизвестного

Выделяю главное

Составляю план

Умею выполнять роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы или задачи

Умею уважительно отнестись к позиции другого, пытаясь договориться

Выведение диагностических кривых при анализе за несколько учебных лет

Общеучебные умения

Научился на уроках по всем предметам (отметить значком)

4 класс

5 класс

6 класс

Формулировать цель урока после предварительного обсуждения

Составлять план решения проблемы

Работать по плану, сверять свои действия

Оценивать выполнения работы

Самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи

Отбирать источники информации

Находить информацию в раз. источниках

Сравнивать, группировать факты и явления

Определять причины явлений, событий

Делать выводы на основе обобщения знаний

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

Отделять поступки от самого человека

Отмечать конкретные поступки которые нельзя однозначно оценить

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом  учебных и жизненных речевых ситуаций

Высказывать свои мысли в устной и письменной речи

Высказывать свою точку зрения и ее обосновывать, приводя аргументы

Слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения

Читать вслух и про себя  тексты учебников

Вести диалог с автором

Отделять новое от неизвестного

Выделять главное

Составлять план

Выполнять роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы или задачи

Уважительно относится к позиции другого, пытаясь договориться

5.Принцип психологической комфортности

Степень реализации

Степень реализации:

в полной мере – 5

частично-4-3

незначительно– 2-1

отсутствие -0

Психологические аспекты урока

Психология обучения

  • Мотивация
  • проблематизация
  • ориентировочная основа действий
  • формирование общеучебных умений

Психология учения

  • целепологание
  • планирование
  • внимание
  • запоминание
  • применение
  • самооценка, рефлексия

Отношения, психологический климат

  • коммуникативность учителя
  • отношение «учитель-ученик»
  • отношение «ученик-ученик»
  • личностный подход

Формирование личности  ребенка

  •  «я-концепция»
  • самостоятельность
  • творчество
  • свобода
  • ответственность

 6.Принцип вариативности и  творчества

Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Степень реализации:

в полной мере – 5

частично-4-3

незначительно– 2-1

отсутствие -0

Аспекты урока

Формирование знаний, умений, навыков:

  • понятия
  • содержательные сообщения
  • работа в зоне ближайшего развития
  • восхождение от абстрактного к конкретному
  • укрупнение дидактических единиц
  • повышенный темп
  • ориентировочные основы действий

Формирование способов умственных действий:

  • целенаправленная учебная деятельность
  • восхождение от абстрактного к конкретному
  • укрупнение дидактических единиц
  • обобщение
  • классификация
  • суждения, умозаключения
  • анализ
  • синтез

Формирование самоуправляющих механизмов личности

  • познавательна мотивация
  • нравственно-волевая мотивация
  • самообучение («я-концепция»)
  • саморегуляция

Другие качества личности

  •  творчество
  • эстетическая культура
  • этическая культура

7.Принцип целостности

Формирование  учащимися обобщенного системного представления о мире

 (природе, обществе, науке, самом себе)

Степень реализации:

в полной мере – 5

частично-4-3

незначительно– 2-1

отсутствие -0

Аспекты урока

Мировоззренческая направленность

  • личность учителя(пример)
  • оптимизм
  • отношение к людям
  • отношение к миру
  • отношение к вещам

Учебный труд на уроке

  • рабочее место учеников и учителя
  • планирование урока
  • активность учащихся
  • самостоятельность в работе
  • прилежание

Воспитание дисциплины

  • воспитанность учащихся
  • соблюдение порядка
  • ответственность
  • умение слушать

Требования на уроке

  •  тактичность, гибкость
  •  аргументированность требований
  • требования, основанные на доверии, успехе, интересе

Личностный подход  на уроке

  •  педагогическая любовь
  • понимание детей
  • приятие детей
  • помощь детям
  • оценивание детей

 Этим материалом  могут воспользоваться учителя при взаимопосещении уроков, заместители директора, руководители методических объединений и учащиеся старших классов основной и средней школы, при проведении самооценки и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества образования в современной школе

Почему сегодня проблема  оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...

Кластерная модель - современный метод оценки качества образования

В статье дается представение о кластерной модели как инновационном методе мониторинга качества образования, также представлен опыт внедрения кластерного метода в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ ...

Проблемы внутришкольной оценки качества работы современного учителя

В статье представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Рас...

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Система оценки качества в условиях предпрофильного обучения

Качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности ...

Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...