Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Савкова  Ирина  Николаевна

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

 Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

 Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

 Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

 Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

В свою очередь новые педагогические технологии требуют современной технологии оценки качества образования.

Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школы, а также школы и ведомства, проводящего образовательную политику.

Таким образом, концепция внешней оценки качества образования создает условия перехода в России от модели контроля качества к модели обеспечения качества, поскольку технология контроля качества неэффективна. На основе анализа мирового опыта создана такая концепция содержания и процедур внешней оценки, с помощью которой можно будет производить оценку образовательных программ, образовательных учреждений и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающих качественное образование. На основе созданной концепции следующим шагом должна стать разработка системы методических писем и рекомендаций, средств и способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, а также способов и форм их публичного предъявления обществу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Чайковского ул., д.2, г. Лобня, Московская область, 141733

Тел./факс (495)577-00-77, тел. 577-00-42. school4@lobnya.com

ОКПО 42257598 ОГРН 1025003082147 ИНН/КПП 5025014050/502501001

E:\ВСЁ\Разные анимашки\кисти\кисточка.gif

Выступление на заседании ШМО

учителей Изобразительного искусства:

"Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".

                                                              E:\ВСЁ\Разные анимашки\Анимашки\Новая папка\book1.gif    Разработал: Учитель ИЗО

Савкова И.Н.

Октябрь 2021 год.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

 Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

 Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

 Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

 Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

В свою очередь новые педагогические технологии требуют современной технологии оценки качества образования.

Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школы, а также школы и ведомства, проводящего образовательную политику.

Таким образом, концепция внешней оценки качества образования создает условия перехода в России от модели контроля качества к модели обеспечения качества, поскольку технология контроля качества неэффективна. На основе анализа мирового опыта создана такая концепция содержания и процедур внешней оценки, с помощью которой можно будет производить оценку образовательных программ, образовательных учреждений и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающих качественное образование. На основе созданной концепции следующим шагом должна стать разработка системы методических писем и рекомендаций, средств и способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, а также способов и форм их публичного предъявления обществу.

Разработка процедур и технологий оценки качества изобразительного образования:

  • Оценка качества ИЗО образования по итогам ступени начального и среднего образования.

Оценка результатов ИЗО образования рассматривается как определение конкурентоспособной личности.  Во всех рассматриваемых образовательных системах, кроме Великобритании, проведение такой оценки не является обязательным и не сопровождается получением специального сертификата. Однако школьные образовательные учреждения чаще всего проводят итоговую диагностику воспитанников, собирая портфолио, которое представляет развернутую качественную характеристику детских достижений. В портфолио могут входить характеристика развития по итогам школьного образования, диаграммы, иллюстрирующие продвижение ребенка в течение дошкольного возраста, видеозаписи и фотографии, демонстрирующие достижения ребенка, записи примеров чтения и письма ребенка. Особый интерес представляет характеристика, которая составляется при помощи особого инструмента - шкал наблюдения.

  • Параметры оценки качества школьного образования.

Параметры шкал формулируются в соответствии со стандартами результативности школьного образования. Акцентирование сквозных результатов на протяжении всего школьного возраста позволяет отследить развитие ребенка на протяжении школьного возраста.

Анализ параметров, по которым предлагается оценивать ребенка, показывает, что шкалы включают как умения адаптивные, позволяющие ребенку встроиться в уже существующее нормативное поле, так и творчески - готовность совершать творческое действие в разных сферах. Кроме того, оцениваются не только умения ребенка, но и его мотивация - насколько он с удовольствием включается в разные виды активности. Это очень важный момент, т.к. позволяет определить зону ближайшего развития ребенка: то действие, которое еще не освоено, но уже вызывает интерес.

  • Оценка динамики детских достижений.

Шкалы достижений делают возможным отследить продвижение ребенка: не только его соответствие-несоответствие возрастным результатам, но и появление-исчезновение отставания-опережения. Процедуры заполнения шкал наблюдений могут проводиться несколько раз в год - таким образом складывается картина динамики детского развития, которая несет информацию для школы.

Результаты обучения:

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
  • виды и жанры произведений изобразительного искусства;
  • чем и как работает художник;
  • что такое цветовой круг и как работать кистью;
  • как работать с карандашами, пластилином и т.д.;
  • что такое аппликация;
  • что такое украшения;
  • сложные формы в изображении и компоновки;
  • холодные и тёплые цвета, контрастные, дополнительные и т.д.

В конце обучения учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства;
  • определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов;
  • уметь украшать свои композиции;
  • рисовать с натуры различные предметы;
  • чувствовать и запоминать красоту.

Определение результативности ожидаемых результатов:

Предварительный учёт: выяснение наблюдательности перспективы, композиции, из области цветоведения, владение материалами с помощью разработанных упражнений-карточек.

Такой предварительный учёт даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подготовленности школьников.

Текущий учёт: проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учёта: непосредственно после выполнения (анализ выполнения работы учениками) и во время изложения материала (вопрос-ответ). Текущий учёт знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товарищей. Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, надо учитывать, что в первом классе работы учащихся не следует оценивать баллом, так как они только начинают учиться.

Периодический, или четвертной учёт: проводится просмотр рисунков каждого из учеников (мини-выставка). Даётся объективная оценка выполненной работы за четверть. Проводятся выставки учащихся кружка в конце 2 и 4 четверти.

Итоговый учёт: проведение итоговой выставки рисунков. Проведение конкурса-викторины по предмету с учётом возрастных особенностей.

Критерии определения результативности:

Такая система определения результативности и оценки вытекает из самой структуры рисунка или прикладной работы (грамотность и выразительность работы):

  • Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание;
  • Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях);
  • Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • Перспектива: как ученик усвоил правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы;
  • Передача объёма: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объёма предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, какова объёмно-пластическая выразительность изображения.
  • Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.
  • Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Также учитывается участие в выставках и конкурсах различных уровней (школьный, городской, областной, всероссийский), школьной и городской олимпиадах, участие в научных конференциях, создание проектов по предмету.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка результативности работы ученика во время обучения изобразительного искусства.

Октябрь 2021 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания

В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...

Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...

Выпускная дипломная работа НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В школах дети слабо владеют навыками устной речи, так как недостаточно развиваются грамматические навыки. На современном этапе обучения основное внимание уделяется формированию компетенций, в том числ...

Технология оценки качества образования и эффективности деятельности педагогов ОДОД ГБОУ школы № 297 Пушкинского района на основе метода педагогических измерений

Внутренняя система оценки качества дополнительного образования детей - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых педагогами с целью мониторинга результатов реализации общеобразовательн...