Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов
проект по биологии (8 класс) на тему

Берестовая Тамара Сергеевна

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме

«Общая характеристика металлов».

1. ФИО (полностью) Берестовая Тамара Сергеевна

2. Место работы МКОУ Купинская школа-интернат Новосибирской области

3. Должность Учитель химии

4. Предмет химия

5. Класс 9

 6. Тема и номер урока в теме «Металлы» , 1 урок

 7. Базовый учебник «Химия», 9 класс, Габриелян О.С., издательство "Дрофа", 2010 год.

8. Цель и задачи урока

Цель: сформировать понятие «металлы» на основе знаний о строении атома и физических свойствах простых веществ.

 Задачи:

–обучающие:

 · продолжить формирование понятий металл – элемент, как определенный вид атомов, способный легко отдавать электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами;

· продолжить знакомство с химической связью; кристаллическим строением металлов;

· рассмотреть физические свойства металлов.

-развивающие:

 · развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать;

 · создать условия для развития самостоятельной работы учащихся при работе с ЭОР.

 - воспитывающие: вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.

- коррекционные:  развитие  памяти, мышления,  преодоление интеллектуальной пассивности, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе обучающихся

9. Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приёмыанализ, синтез, умозаключение, обобщение

10. Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, уметь давать общую характеристику металлов по их положению в периодической системе и строению атомов, объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки

 11. Тип урока: изучение нового материала

12. Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа

13. Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, компьютер, мультимедиа проектор

 14. Структура и ход урока

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организацио нный момент (мотивация)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

Настрой на работу

2

2

Постановка цели, сообщение темы, определение плана выполнения урока

История открытия и строение атомов металлов

 Ресурс №1

 План работы (Виды деятельности на уроке) размещены на слайде проекционного экрана.

Формулирует с учащимися цели и задачи урока.

Записывают тему урока. Определяют его цели, план, фиксации результата:

1.Записали тему урока 2.Выполнили тест №1 (Ресурс №2)

3.Записали вывод о причине общих свойств металлов(Ресурс №3)

4. Выполнили тест №2 (Ресурс №4)

5.Записали самый тугоплавкий металл (Ресурс №5) 6.Выполнили тест (Ресурс №6)

5

3

Актуализация опорных знаний

Положение металлов в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева 

Ресурс №2

Выполните самостоятельно тест.

Индивидуальная работа с тестом.

3

4

Решение учебных задач

Металлическая кристаллическая решетка 

Ресурс №3

Температура плавления некоторых металлов

 Ресурс № 4

Просмотрите анимацию, запишите в тетради ответ на вопрос: «Почему у металлов подобные физические свойства?»

В диаграмме представлены температуры плавления некоторых металлов. Запишите в тетради выводы о «самых, самых».

Знакомятся с анимацией и интерактивной моделью, записывают в тетради вывод о строении простых веществ — металлов.

Знакомятся с иллюстрацией, записывают в тетради самый тугоплавкий и самый легкоплавкий металл.

5

5

Обобщение и систематизация знаний, умений

Общая характеристика металлов. Их соединения. Значение металлов в природе и жизни человека

Ресурс № 5

Просмотрите анимацию, запишите в тетради 5 примеров применения металлов человеком.

Знакомятся с фрагментом, записывают в тетради примеры.

5

6

Рефлексия деятельности на уроке

Тесты по теме "Строение и физические свойства металлов»

 Ресурс № 6

Выполните самостоятельно тест.

Оцените свою деятельность на уроке по активности и правильности выполнения промежуточных работ.

Выполняют тест.

Оценивают свою активность на уроке и уровень усвоения учебного материала по критериям, обозначенным в начале урока.

15

7

Домашнее задание

Биологическое значение щелочных и щелочноземе льных металлов

Ресурс № 7

Прослушайте и просмотрите данный ЭОР, рассчитайте содержание любых 5 металлов в своем организме.

Запись домашнего задания

5

Приложение к плану-конспекту урока

Общая характеристика металлов.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

История открытия и строение атомов металлов

Информационный модуль

презентация

История открытия и строение атомов металлов

http://fcior.edu.ru/card/134/istoriya-otkrytiya-i-stroenie-atomov-metallov.html

 

2

Положение металлов в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева

Контрольный модуль

интерактивная модель

Положение металлов в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f178-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_008.swf

3

Металлическая кристаллическая решётка

Информационный модуль

анимация, интерактивная модель

Металлическая кристаллическая решётка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f17c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_012.swf

4

Температура плавления некоторых металлов

Информационный модуль

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab93f94-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_035.jpg

5

Общая характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека

ИнформационнЫй модуль

анимация


http://fcior.edu.ru/

6

Тесты по теме "Строение и физические свойства металлов"

Контрольный модуль

интерактивная модель

http://fcior.edu.ru/card/11755/testy-po-teme-stroenie-i-fizicheskie-svoystva-metallov.html

7

Биологическое значение щелочных и щелочноземельных металлов

Информацион ный модуль

анимация

http://fcior.edu.ru/card/4999/biologicheskoe-znachenie-shchelochnyh-i-shchelochnozemelnyh-metallov.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с с ограниченными возможностями здоровья

                                                Новосибирской области , г. Купино

Конкурс « Российский национальный конкурс  водных проектов старшеклассников -2012»

                                                          Авторы:

                                                          Казанцев Сергей

                                                         Мануйлов Иван

Руководитель: Берестовая Тамара Сергеевна

                                                    Педагог дополнительного образования

                 объединения «Юннат»


                             

 Содержание.

  1. Вода – обыкновенное чудо.
  1. Теплоемкость.
  2. Плотность
  3. Изменение объема при замерзании.
  4. Поверхностное натяжение воды.
  5.  Вода-растворитель.
  6. Вода- колыбель хранительница жизни.
  1. Вода определяет лик Земли.
  1. Эррозлонные  качества воды.
  2. Вода – хранительница и распределитель солнечной энергии на Земле.
  3. Круговорот воды.
  4. Вода регулирует климат.

  1. Родной уголок Земли – Купино.
  2. Водные ресурсы Купинского района.
  3. Климат Купинского района.
  4. Заключение.

Тема: « Моя Родина Купино-капелька гидросферы Земли» 

Цель: Привлечь внимание детей к пониманию влияния гидросферы Земли на климат в Купинском районе.

Задачи:

  1. Исследование аномальных свойств воды и их значение в результате климата на Земле.
  2. Выяснить особенности гидрологического режима в Купинском районе и его значение в формировании климатических и социальных факторов.
  3. Формирование чувства гражданской ответственности за экологическое состояние малой Родины.
  4. Методы  исследования проблемы.

1.Встреча с начальником отдела охраны окружающей среды Купинского района  Рябоволом

Цель: выяснить  причины строительства дамб  на озере Чаны.

2.Встреча с начальником отдела строительства, транспорта и связи администрации Купинского района  Лысенко А. Н.

Цель: выяснить ход гидротехнических работ по осушению заболоченных озёр в г. Купино.

3.Встреча

Цель: выяснить качество питьевой воды в Купинском районе.

4.Встреча с начальником гидрометеослужбы Купинского района Полшковой  О.Г.

Цель: выяснить количество осадков по Купинскому району  за последние 20 лет.

5.Посещение  памятника  природы « Озеро Горькое».

Цель: выяснить значение произведённых работ для сохранения чистоты и бальнеологических свойств водного бассейна, организации отдыха человека.

6. Самостоятельная работа с литературой в читальном зале районной библиотеке.

7.Анализ информации по избранной теме.

Актуальность проблемы .

Необходимость понимания взаимодействия гидросферы и климатических факторов, их влияние на экологические системы в Купинском районе. Человек-частица природы, он должен жить в гармонии с ней.

Результаты исследования.

Мы выяснили, что вода, обладая уникальными свойствами, регулирует климат, формирует  поверхность Земли,  экологические системы и является  хранительницей жизни в них. Именно мировой океан делает мою малую родину - Купино, которую можно сравнить  с капелькой гидросферы, пригодной для жизни, с характерными только для неё уникальными особенностями.

      Мы выяснили, что причиной заболачивания значительной территории г. Купина  является не только строение  рельефа Кулундинской низменной равнины, но и сам человек. Теперь ему же приходится спасать город  от подтопления, вкладывая огромные средства. Человек должен взаимодействовать с природой так, чтобы не нанести  ей вред.  

 Введение:

 « Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя  невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты  необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».

                                                Антуан де Сент-Экзюпери.

Первое из природных веществ, с которым встречается человек  в своей  жизни - это вода. Она становится его неразлучным спутником всю жизнь. Вода формирует лик Земли, лик моей малой Родины, создаёт  экосистемы, регулирует климат, обеспечивает жизнь. Задача человека – использовать водные ресурсы так, чтобы не мешать их самовосстановлению, заботиться об их охране.

 1.Вода – обыкновенное чудо.

      С точки  зрения современной науки, вода – одно из самых уникальных творений природы. Химическая формула этого вещества настолько проста, что остаётся только удивляться тем сюрпризам, который она преподносит учёным различных направлений науки в процессе знакомства с ней,  ибо большинство физических и химических свойств воды оказалось исключениями  в природе. Они являются аномальными по сравнению со свойствами,  как химических аналогов воды, так и других простых жидкостей, состоящих из одноатомных или многоатомных сферических молекул. Такими аномалиями воды являются её теплоёмкость, высокие температуры плавления и кипения, теплота парообразования аномалии плотности, изменение объёма при замерзании и т.д.

         Удельная теплоёмкость воды,  характеризующая количества тепла, необходимого для увеличения температуры единицы её массы на 1˚С, самая высокая из всех известных твёрдых и жидких  веществ, за исключением аммиака. Этим определяются относительное постоянство и равномерность  распределения температуры в водной среде. Даже в небольших озёрах суточные колебания температуры поверхностных слоёв воды не выходят за пределы нескольких градусов, тогда как перепады температуры окружающего воздуха,  теплоёмкость и теплопроводность которого во много раз меньше, могут достигать десятков градусов. Именно благодаря аномалиям тепловых свойств воды  Мировой океан превратился гигантский термостат, аккумулирующий избытки тепловой энергии. Разносимое течениями по всему океану тепло  постепенно отдаётся атмосфере, что способствует формированию  относительной устойчивости температуры и влажности воздуха.

Кроме большой теплоёмкости,  на смягчение климата  и  выравнивание температуры воздуха в переходные сезоны  года  оказывают влияние огромной величины скрытой теплоты плавления и испарения воды. Благодаря этим аномалиям таяние снега и льда происходит достаточно медленно, что избавляет людей от ежегодных катастрофических наводнений весной и обеспечивает накопление в почве влаги, необходимой для растений.

Обыкновенное для нас явление – лёд, плавающий на поверхности воды, тоже аномалия.  Как правило, твёрдые тела имеют плотность выше, чем жидкости, образующиеся при их плавлении. Вода и в этом отношении – редкое исключение  в природе, так как в твёрдом состоянии её объём увеличивается примерно на 10%. Эта аномалия воды имеет большое значение для природы районов с умеренным и холодным климатом. Лёд, плавая на воде, изолирует её от холодного воздуха, замедляет дальнейшее замерзание и тем самым защищает жизнь в водоёме. Если бы вода замерзала как « нормальная» жидкость, то  образовавшийся на поверхности водоёма лёд опускался бы ко дну, способствуя новому его образованию на поверхности, и процесс этот длился бы до тех пор, пока весь водоём не заполнился льдом от поверхности до дна.

           Не менее важными оказываются аномалии изменения плотности воды при изменении её температуры. При нагревании любой жидкости кинетическая энергия её молекул возрастает и соответственно увеличивается расстояние между ними,  в результате чего плотность жидкости уменьшается.  Плотность пресной воды, однако, возрастает  с повышением температуры от 0 до 4 ˚С, достигая при этом температуры своего максимума. Роль такой аномалии для жизни пресных водоёмов трудно переоценить. Зимой, как только вода на поверхности водоёма охладится, она становится  более плотной, чем нижележащие слои воды,  и поэтому опускается ко дну, а на её место поступает более тёплая и менее плотная вода. Процесс перемешивания вод  будет продолжаться до тех пор, пока температура воды водоёма  не станет равной 4 ˚С. Дальнейшие охлаждение воды  на поверхности не будет приводить  к её опусканию,  и температура воды на глубине будет становиться равной 4 ˚С, хотя на поверхности могут быть более холодная вода и даже лёд.   Не обладай вода этой аномалией, большинство наших рек и озер промерзали бы до дна со всеми  вытекающими отсюда последствиями для их обитателей.

          Ещё одной важной особенностью  воды являются высокие величины её поверхностного натяжения. Толь ртуть, находясь в жидком состоянии, обладает высоким поверхностным натяжением, чем вода. Ненарушенная водная поверхность способна удерживать на себе предметы, которые значительно тяжелее воды,  например стальную иголку или лезвие бритвы. Высоким поверхностным натяжением воды пользуется большое число видов насекомых, которые скользят  по её  поверхности, словно это не жидкость, а твердое тело. Поверхностное  натяжение воды – важное  свойство , приводящее к образованию капель в атмосфере и очень маленьких капиллярных  волн на поверхности океана. Эта особенность воды имеет и существенное биологическое значение- с ним тесно связаны циркуляция воды в почвах, движение жизненных соков  по корням  и стеблям  растений, перенос воды и   кровообращение в тканях живых организмов.

         Помимо замечательных физических свойств, воде присуще не менее важные химические свойства. Из всех природных веществ вода с наибольшим основанием может быть названа универсальным растворителем. Благодаря этой особенности  она в природе нигде не встречается в виде химически чистого вещества. Вода на Земле вездесуща, и в процессе своего круговорота она взаимодействует с различными минеральными и органическими веществами в твёрдом и газообразном состояниях, частично растворяя их.

В любой воде из естественных источников содержатся растворённые вещества. Они присутствуют даже в дождевой воде, попадая в неё с частицами пыли и брызгами морской воды. Большинство рек содержит от 100 до 200 мг растворённых веществ в 1 л воды. Эти вещества в конечном счёте попадают в моря и океаны, в которых соли и другие неорганические соединения, накапливаясь на протяжении тысячелетий, достигают в среднем концентрации 35 г на 1кг морской воды. Океаны представляют собой огромные по масштабам скопления концентрированных растворов тысяч различных веществ  в ионной форме, металлов  и неметаллов, органических и неорганических компонентов. Необыкновенные свойства вода как универсального и инертного растворителя способствовали  превращению океана в колыбель всего живого. Именно в океанском «бульоне», содержащем все необходимые для жизни химические компоненты, возникли первые живые клетки. Да и вышедшие затем на сушу, животные до сих пор несут в себе следы морского происхождения  в виде крови, циркулирующей в артериях и венах. Кровь человека,  например, очень близка по химическому составу к морской воде.

        Все живые существа буквально  пропитаны водой. Сама по себе вода для нашего организма не имеет  никакой питательной ценности, но все жизненные процессы в нашем организме связаны с ее распределением  и перемещением. Процесс пищеварения, обмена веществ, синтеза тканей и т. П. совершаются в водных растворах и при активном участие воды. Не даром содержание воды в организме взрослого человека составляет 65-70% живого веса. Она является растворителем в организме органических и неорганических веществ, необходимых для поддержания его функций. Вода удаляет из нашего организма вредные  шлаки, остающиеся после усвоения необходимых веществ, регулирует температуру тела, содержание солей в тканях и жидкостях и участвует во множестве других процессов, без которых невозможно нормальное функционирование живых клеток. Вода наряду с воздухом является тем совершено необходимым элементом природной среды, без которого само существование высокоорганизованных форм жизни невозможно. Недаром для поддержания жизни человек должен ежедневно пополнять запасы воды, потребляя её около 2,5 л в сутки; за 60 лет жизни человек прокачивает через себя более 50т воды! Таким образом, вода для человека не только «колыбель», но и хранительница жизни.  

2. Вода определяет лик Земли.

      В жизни нашей планеты с момента её рождения вода – мощный геологический фактор, существенно влияющий на лик Земли. В течение сотен миллионов лет вода неустанно трудится над формированием поверхности нашей планеты, разрушая горы, разрушая и растворяя материки, стремясь сгладить, полностью выровнять поверхность земной коры. Замечательные физические свойства замерзающей воды и самого льда способствуют разрушению самых твёрдых горных пород и образованию почвенного покрова.          Эрозионные качества воды усиливаются особенностями её поверхностного натяжения и способностью проникать в мельчайшие трещины и капилляры, удивительными свойствами как растворителя, а также необычной подвижностью во всех фазах её существования. В жидком состоянии в виде рек, ручьёв и подземных вод, в твёрдом – в виде ледников, в газообразном – через атмосферу вода ежегодно перемещает многие миллиарды тонн растворённого, рыхлого и обломочного материала горных пород.  

       Одновременно вода выступает и в роли главной хранительницы и распределителя основного источника энергии на Земле – солнечной энергии. Водяные пары атмосферы тропической зоны частично поглощают приходящийся на её долю избыток солнечной энергии, который затем системой циркуляции воздушных масс переносится в высокоширотные зоны. Здесь атмосферная влага переходит в жидкую или твёрдую фазу, отдавая воздуху около 600 кал. тепловой энергии при конденсации каждого грамма водяного пара. Не будь этого процесса, климат большинства районов земного шара был бы совершенно не пригоден для жизни людей. И всё-таки самым необыкновенным свойством обыкновенной воды остаётся её абсолютная незаменимость в нашей жизни.

        Солнечная энергия – главный источник жизни на планете. Из общего количества солнечной энергии, поступающей на Землю, 23% тратится на испарение воды с поверхности океанов и морей, а также суши, и снова высвобождается при конденсации водяного пара.  Таким образом, круговорот влаги сопровождается также круговоротом тепловой энергии, а испарение выступает в роли связующего звена водного и теплового балансов Земли. Испарение морской воды является первой фазой круговорота воды.

        Солнце, океан и атмосфера представляют собой гигантский, вечнодействующий перегонный аппарат, а солёная морская вода служит единственным источником всей пресной воды на Земле: часть испарившейся воды в виде пара переносится воздушными течениями – ветрами – на сушу, при благоприятных условиях – охлаждении воздуха и наличии в нём ядер конденсации, пар конденсируется, превращаясь в водяные капельки или ледяные кристаллы, образуются облака, из которых на сушу выпадают дождь или снег, осадки просачиваются в почву, пополняя запасы почвенных и подземных вод, стекают по поверхности земли, образуя ручьи и реки, наполняют озёра, увеличивают запасы воды в ледниках и в конечном счёте вода снова без остатка возвращается в океан.

         Круговорот воды объединяет в единую физическую систему все водные ресурсы планеты, где бы они ни находились,- в атмосфере, океане, земной коре, биосфере. Природные воды на Земле  едины.

      В круговороте воды участвует лишь часть гидросферы, а именно 577 тыс. км3 из 1386 млн. км3 , или 0,04% запасов воды на Земле.

       Благодаря этому процессу вода является единственным возобновимым материалом на нашей планете. Она находится в постоянном движении, всё время расходуется и восстанавливается.

        Исключительно высокая теплоёмкость воды привела к тому,  что океан стал регулировать климат Земли.

       Вода – самое теплоёмкое вещество в природе, она может поглощать большое количество тепла, не нагреваясь при этом так сильно, как другие вещества. Поэтому об огромных пространствах, занятых водой на Земле, следует не сожалеть, а радоваться им, так как океан, аккумулировав тепловую энергию, отдаёт её постепенно и этим способствует смягчению и выравниванию климата в приморских районах и от сезона к сезону. Именно океан делает нашу планету пригодной для жизни.

      Соотношение теплоёмкости воды и воздуха таково, что если стометровый слой воды в океане охлаждается на 0,1˚С то воздух над ним нагреется на 6 ˚С. Смягчающее влияние на климат оказывает не только водная масса самого океана, но и поступающий с океана в атмосферу водяной пар – он, создавая мощный «парниковый эффект», задерживает до 60% теплового излучения нашей планеты, не даёт ей охлаждаться (отеплительный эффект создаёт и находящийся в атмосфере углекислый газ, перехватывающий до 18% теплового излучения Земли).

      Кроме большой теплоёмкости воды и парникового эффекта водяного пара, на смягчение земного климата, в частности на выравнивание температуры воздуха в переходные сезоны – весну и осень, заметное влияние оказывает огромные величины скрытой теплоты плавления и испарения воды. Благодаря высокой скрытой теплоте плавления и испарения воды у нас на Земле, в сущности, и возникают осень и весна.

 3.Родной уголок Земли – Купино

  Купинский район образовался в 1924 году. Он расположен в юго-западной части Кулундинской  Новосибирской  области.

 На юге район граничит с Казахстаном, а на остальной территории с Чистоозерным, Чановским, Барабинским, Здвинским,  Баганским районами.

    Площадь района составляет 580892км2.

                                                    Мой край – благодать.

Нахожу, что край мой просто Благодать.

Я могу о том уверенно сказать.

Все в нем есть: озера, колки и поля,

Белые березы, клены, тополя,

Горькие осины и ковыль степной,

Травы луговые с запахом цветов,

Песни удалые из красивых слов.

Все-то в нем прекрасно, любо посмотреть.

О моем бы крае только песни петь!

Мне не нужен в жизни лучший край, другой.

Мне и свой хороший милый, дорогой.

Он моя отрада. В нем мой отчий дом.

Все, что сердцу надо,- есть в краю родном.

                                                                            Анна   Христосенко

Климат.

 Среднегодовая температура воздуха измеряется от нулевых значений  на севере до +0,60 на юге. Средняя  температура июля +19,40, января -19,40. Годовое количество осадков равно 280-300 мм. Заморозки начинаются с середины второй декады сентября, прекращаются в последней декаде мая. Холодный период продолжается 178 дней.

 Вероятность снижения урожая от засух равна 30-35%, от неблагоприятных условий уборки- 20-25%.

Рельеф.

       Территория района представляется волнистую равнину. Сглаженные гривы небольшой высоты и протяженности более четко выражены на севере и северо-востоке. Абсолютные отметки 105-110м.  Равнины  на юге и юго-востоке  имеют более сглаженный характер.

Реки, озера.

      Речная сеть практически отсутствует. В северной части расположено несколько озер: Чиняхинский плес, оз. Чаны (площадь 409км2), Яркуль (39,4км2), Тухлое. Есть еще несколько мелких озер. На низменных участках южной части расположены группы минерализированных озер.

     Вода в озере Чаны   слабоминерализированна, относится к хлоридному классу группы магния, ограниченно   допустима для питья.

    Вода озеро Яркуль хлоридного класса группы магния  высокоминерализированна (4000-5500мг\л), не пригодна для питья, можно использовать для водопоя скота. Аналогичные  по составу воды Чиняхинского плеса минерализированны до 12 г\л. Для пития не пригодны. Большие озера имеют промысловое значение.

Подземные воды  приурочены к отложениям четвертичного, неогенового, палеогенового и мелового возрастов.

   В районе имеется 77 действующих скважин, суммарный среднегодовой водоотбор из которых составляет   5216   м3 в сутки.

    Грунтовые воды в современных и четвертичных отложениях залегают на глубинах 1,5-6м, имеют повышенную  минерализацию ( от 0,20-2,3 г\дм3 и более).

  Воды неогеновых отложений имеют также повышенную минерализацию (от 0,9до16 г\см3), чаще до 2-5 г\см3.

    В палеогеновых отложениях минерализация воды составляет 1,5-3 г\см3, преимущественно хлоридно-натриевые, используются для разных нужд. Пресные воды  распространены локально.

    Водоносный слой меловых отложений наиболее перспективен для водоснабжения. Он залегает на глубинах 745-1000м, вскрыт на глубинах 95-395м. Воды  - высоконапорные , уровни устанавливаются на 0,5-25м от поверхности земли. Длительная эксплуатация вод в районе г. Купино привела к снижению уровня вод по всей территории. По химическому составу воды гидрокарбонатные и хлоридно- гидрокарбонатные натриевые, пресные и слабосолоноватые  (минерализация до 1,3г-дм3), очень мягкие, щелочные. Содержание железа в воде доходит до 0,3, реже – до 0,9 мг\дм3, фтора- 0,5-0,7 мг\дм3.

       В районе 10 скважин с нерегулированным самоизливом вод олигоценовых меловых отложений. Ежесуточно бесполезно сбрасывается около 3,3 тысяч м3 воды. В целях охраны подземных вод от истощения необходимо эти скважины оборудовать крано-регулирующими устройствами и ограничить самоизлив.

 Инженерно-геологические условия.

     Геологические  строения района двухъярусное : верхний слой- покровные супеси и суглинки, мощностью 4,6-10,0м, нижний- павлодарские глины, являющиеся  водоупором.

      Грунтовые воды, сформированные на павлодарских глинах, в целом по району залегают на глубине 2,1-10м, в Купино -на глубине 2,8-5,1м.

      На повышенных участках с уровнем грунтовых вод более 5 м супеси и суглинки обладают просадочными свойствами  при замачивании и дополнительной нагрузке. Мощность просадочной толщи  изменяется от 2,5 до 7,5 м, в Купино - от 2,5 до 5м. В зоне насыщения и ниже уровня грунтовых вод,  грунты сильно сжимаются под нагрузкой, обладают слабой несущей способностью.  

    Водоснабжение в г. Купино производят 13 глубоководных скважин (более 950м).  Они  выносят  воду на поверхность, а использованная вода просачивается лишь на глубину 2,5-5 м и поднимает  грунтовые воды. По этой причине в течение последних  40 лет происходит заболачивание значительной территории г. Купино. Подтоплено более 800 строений. Назрела проблема осушения территории города. Осушение состоит из трех очередей:

  • Первая очередь – переброска воды из озера Садовое в озеро Моховое
  • Вторая очередь- переброска воды из озера Моховое в озеро Галютино
  • Третья очередь-из озеро галютино в озеро Горькое

Первая очередь работ  началась в 2005 году. Был прорыт спускной  канал и шлюзовая камера от озера Галютино до озера Горького и вода самотеком ушла в озеро Горькое. Уровень воды в озере Галютино понизился на 1,5 м.

Вторая очередь работ была продолжена в 2006 году. Построена насосная станция на озере Маховом. Под давлением насоса по трубопроводу вода из озера Мохового переброшена на 80% в озеро Галютино.

Третья очередь работ произведена в 2007 году. Вода из озера Садовое на 100% откачена в озеро Маховое. В результате проделанных работ грунтовые воды понизились. Затраты на проведенные работы составили 28 мил. Руб.

    За пределами города ( юго-западная часть) в низине расположено о. Горькое, а в самом городе- три озера, уровень воды в которых выше, чем в Горьком: озеро Садовое- на 5м, оз. Моховое – на 4м, озеро Галютино -на 3м, поэтому возможна откачка воды из этих озер в Горькое. Работы начаты в 2003 году. В 2005 году спустили воду из о. Галютино. В 2007 году началась откачка воды из Мохового и Садового. Работы будут продолжены. Конечная  цель- понизить уровень грунтовых вод на территории г. Купино не менее, чем на один метр, затем ликвидировать камыш и использовать освободившуюся землю для огородов, строительства , благоустройства города.

    По гидротехническим расчетам после откачки воды из озер города  уровень воды в озере Горьком повысится на 10 см. Оно   будет продолжать использоваться для  выращивания водоплавающей птицы.

    На территории  района существует более 50 мелководных озер, которые относятся  к пресным и горько-соленым водоемам.

     Одно из крупнейших озер Новосибирской  области – озеро Чаны – остаток древнего водоема. Оно состоит  из трех  частей соединенных между собой протоками: Большие Чаны, Малые Чаны и Яркуль. К озеру прилегают Чановский район, Барабинский, Здвинский, Чистоозерный и наш Купинский районы.  В пределы района входили Чиняхинский плес Больших Чанов, соединенное с ним  искусственной узкой протокой озеро Яркуль и почти целиком озеро Малые Чаны. Это бессточный бассейн , питается за счет впадающего в него  рек Чулым и Каргат, атмосферных осадков и грунтовых вод.

    Озеро Чаны имеет реликтовое происхождение. А.В. Шинтников (1957г.)  утверждает, что озеро Чаны в   XVII веке занимало большую часть окружающего его низменность. В него впадали реки Чулым, Каргат, Баган, Карасук. Двумя протоками оно соединялось с озером Сартлан и занимало площадь 10-12 тыс. км2. Из    озера был сток  в реку Иртыш, по древнему руслу реки Карасук Чаны  соединялись так же с озером Гандово.

   В   XVII веке, после потери стока реки Карасук  площадь Чанов сократилась. В 30-е годы XIX  века прекратился сток и реки Баган, что привело к дальнейшему  сокращению площади озера до 800 с лишним  тыс. га. Озеро было богато рыбой.

      Очень метко об этом сказал Новосибирский поэт Иван Ветлугин:

Сверкают на солнце осколки

Разбросанных щедро озер,

Седая равнина, да колки,

Степной необжитый простой.

Лучатся речные изгибы,

Сияет обширная ширь.

Здесь столько птицы и рыбы-

Хватило на всю бы Сибирь!

 За последние 150 лет площадь Чанов уменьшилась в 5 раз.

      В западной части озера   Чаны расположен Юдинский плес площадью 700 кв. км., глубиной более 5 м, в восточной – Ярковский.

     В Купинском районе находится Чиняихинский плес: длина 45км, ширина -34 км. В водоеме много островов. Озеро Малые Чаны соединено с большими Чанами узкой протокой Кожурлой. Длина озера 23 км, ширина 12,5 км. На озере 58 небольших островов. Озеро Яркуль (длина 8км, ширина -7км), площадь 39,4 км2 . Наиболее  глубоководная часть водоема. Оно соединено с Большими Чанами каналом в 1,5 км, прорытым в 1903 г. Глубина его достигает 9м.  В настоящее время оз. Яркуль соединено с Большими Чанами тремя каналами: два – в северной части и один – в восточной части озера Яркуль.

   Основным фактором, определяющим все стороны жизни озера Чаны являются  периодические колебания уровня воды  в нем. Они обусловлены изменениями общей увлажненности Барабы, частотой и интенсивностью засух. Подъемы и спады водного уровня повторяются через 25-30 лет.

  Вопрос о строительстве дамб отчленения Юдинского плеса о.Чаны впервые поднимался в 30-е годы XX века, когда в течении 20 лет (начиная 1915г.) шло  постоянное понижение уровня за этот период составило 2,8м.

   В 1938 г. отмечен самый низкий уровень воды за всю  историю о.Чаны. понижение уровня воды приводило к массовой гибели рыбы. Уловы рыбы снизились более чем в 20 раз.

    За последующие 12 лет (до 1950г.) уровень воды повысился почти на 2 м и в  значительной мере восстановились рыбные запасы  и уловы рыбы.

    Однако с 1950 г. вновь начался период весьма интенсивного понижения уровня воды.  С 1953г. возобновилось обсуждение вопроса о строительстве дамб. Понижение уровня воды в о.Чаны продолжалось до 1970 года и составило 1,8м.

    Окончательное решение о строительстве дамб было принято в 1956 и уже в 1959 г. институтом «Сибгипроссельхозстрой»  был разработан технический проект строительства дамб и шлюза- регулятора (главный инженер Кицис М.И.).

    В 1971 г. от основной акватории озера был отделен Юдинский плес площадью в 67 тыс.га.  В 1974 г.  построен шлюз-регулятор, предназначенный для сброса излишней вода из основной акватории о.Чаны ( при отметках выше 107,0 м)  в Юдинский плес.

    В течение  последующих лет эксплуатации разделительных дамб местами были размыты и не удерживали уровень воды в о.Чаны.  Из-за отсутствия финансирования ремонтные работы велись локально.

    В 2001 г. проведено гидротехническое обследование дамб Юдинского плеса НИИ «Запсибгидроводхоз» и на основании проекта построено 10 основных дамб и 3 дополнительных, в том числе 4 дамбы на территории  Купинского района. Затраты  по Купинскому району составили 50 млн. руб.

      Проведенные работы удерживают уровень воды в о. Чаны (107,0 м). Озеро спасено. Если бы это не было  сделано, то понижение  уровня воды привело бы к полной потере его как рыбопромыслового водоема, в том числе и в водах Купинского района.

     На территории Новоключевского МО расположено  горько-соленое озеро, площадью 6,562км2 , имеющее лечебное значение (грязи, рапа). Озеро Горькое  редкий для области тип водоема, не имеет прямых аналогов. На берегу построена база отдыха: 60 деревянных домиков, налажено питание. Летом здесь много отдыхающих. Памятник природы «Озеро Горькое» ценен  как бальнеологический и рекреационный объект.

    Мелководные озера района, занимающие небольшую площадь, не имеют хозяйственного значения, являются лишь местом обитания  водоплавающей дичи.       Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения района осуществляется  из 77 глубоководных скважин, пробуренных на глубине 950 м. Все скважины имеют ограждения зон санитарной охраны строгого  режима 1 пояса диаметром не менее 30 м. В районе 1  коммунальный  водопровод   и 39 ведомственных водопроводов в сельской местности  и   на  территории промышленных объектов г. Купино. Протяженность водопроводных сетей составляет 300,044 км.

      По микробиологическим показателям качество воды в коммунальном  водопроводе ухудшилось с 8.61 % в 2005 г. до 20,5 в 2006 г. Качество  воды ведомственных водопроводов улучшилось: удельный вес нестандартных проб снизился с 7,6% в 2005г. до 6.7% в 2006г.

   Качество воды по санитарно-химическим показателям коммунального водопровода  улучшилось с 8,3% в 2005 г. до 0% в 2006 г., в основном нестандартные пробы из-за повышенного содержания железа (до 1,1 мг\дм3) допускается до 0,3 мг\дм3.

Сравнительная характеристика проб по микробиологическим  и санитарно- химическим показателям в районе за 2005-2006 год.

Показатели

Источники централизованного водоснабжения

Источники дезатрализованного

водоснабжения

Число источников

Число проб

Число нестандартных

Число источников

Число проб

Число нестандартных

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

микробиологические

77

77

221

159

12

6

-

-

-

-

-

-

санитарно-химическим

77

77

162

103

25

20

1

1

-

-

-

 Нестандартные пробы  обусловлены ветхостью водопроводных сетей и не всегда надлежащим состоянием смотровых колодцев и водопроводных колонок.     Земельный фонд района составляет 580892га, из них болот 26000га, под водой 78000га.

   Из-за отсутствия в райцентре канализационного коллектора все сточные канализационные воды в объеме 977 тыс. м3 попадают на городскую свалку. Сточные воды и очень высокие грунтовые воды  (от 0,5 до 1,5м) вызывают подтопление. Это явление характерно более чем для 70% площади, находящейся 7-8 мес. В году подтопленном состоянии. Вместе  со сточными водами сбрасываются загрязняющие вещества: сульфаты, хлориды, фосфаты, азот аммонийный, нефтепродукты, которые загрязняют почву.

Климат Купинского района обусловлен его географическим положением внутри материка Евразии с соответствующим циркуляционным и радиационным  режимом.

     С севера территория области доступна воздействию арктических масс воздуха  с его сухостью и низкими температурами. Открытость с юга способствует выносу  прогретого континентального умеренного и даже тропического воздуха.

   Ярко выражены четыре времени года: продолжительная и холодная зима, сравнительно короткое тёплое лето и краткие переходные сезоны – весна и осень. Годовое количество осадков 300 – 350 мм невелико и неравномерно распределено по сезонам года с максимумом в летние месяцы. На территории района, как и области, климат континентальный. Формирование климата происходит под воздействием солнечной радиации, циркуляции воздушных масс, подстилающее поверхности.

     Летом на поверхность земли поступает большое количество солнечного тепла, так как в это время увеличивается угол падения солнечных лучей, в полдень он достигает 58,5 ˚. Увеличение суммарной радиации способствует большая продолжительность дня, слабо развитая в летнее время облачность, уменьшение величины отражённой радиации до 16 - 18% зелёной подстилающей поверхности в июле –  августе.  

     Большое распространение озёр в Купинском районе связано с преобладанием плоского рельефа, который определяет слабый поверхностный сток и отсутствие рек. Уровень воды в озёрах значительно колеблется в течение года. Самые высокие уровни воды в озёрах – в мае, реже – в июне. Весенний подъём в среднем составляет   20 - 30 см, а для озера Чаны – 60 см.   В течение лета – осени отмечается понижение уровня, так как расход воды на испарение превышает её поступление. Озёра играют важную роль составляют в январе  природе. Они влияют на климат прилегающей к ним территории, на уровень грунтовых вод, на почвы и растительность приозёрных пространств.

    С приходом континентального тропического воздуха температура воздуха летом может повышаться иногда до 30˚ С и более. Охлаждающее влияние воздушных масс Арктики и Атлантического океана в это время резко ослаблено, так как хорошо прогретой поверхностью материка они быстро транспортируются в континентальный умеренный воздух.

    Снижение температуры воздуха в летнее время связано чаще всего с происхождением фронтов, так как при этом употребляется облачность и уменьшается приход солнечной радиации, увеличиваются затраты тепла на испарение выпадающих осадков.

   Зимние температуры воздуха по всей территории района отрицательные -19,6˚ С…-20,3˚С. Самые низкие температуры отмечаются в декабре, январе и достигают в отдельные годы -40…-50˚С.

   Низкие температуры воздуха в зимние месяцы обусловлены небольшими значениями суммарной радиации, сильным отражением снежным покровом поступающей солнечной радиации (70-75%), а также частым вторжением холодных арктических воздушных масс, не неуспевающих прогреться над охлажденной поверхностью Сибири.

    Повышение температуры зимой связано с циклонами, которые нередко переносят теплый умеренный воздух с поверхности Атлантического океана или европейской части страны в Сибирь. Прохождение фронтов увеличивает облачность, что способствует задержанию излучаемого земной поверхностью тепла и выделением его при конденсации влаги.

   Значительные колебания поступающей солнечной радиации в течение года обусловливают большие различия температур воздуха и приводят к сезонным изменениям в природе.

Заключение.

Гидросфера и атмосфера не знают границ. Любая страна – это всего лишь часть нашего общего дома – биосферы планеты Земля, на которой вода регулирует климат, является колыбелью и хранительницей жизни. Моя малая родина Купино - капелька жизни в биосфере. Пусть вода будет хрустально чистой, как создала ее сама природа, вечно живой и самообновляющейся системой, обеспечивающей жизнь на Земле.


Список литературы.

Бернякович Т.В. Сборник стихов купинских поэтов. Мой край лебединый. Сибирское книжное издательство, 2007.

Гаджиев И. М. Района и города Новосибирской области. Новосибирское издательство, 1996.

Гидротехническое обследование дамб Юдинского плёса озера Чаны  Новосибирской области  |ФГУП ЗАПСИБГИППРОВОДХОЗ Новосибирск 2001.

Кравцов В. М., Донукарова Р.П. География Новосибирской области. Учебное пособие – 3-е изд. испр. и допл.- Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс, 2000.

Лосев К.С. Вода. -  Л.: гидрометеоиздат, 1989.

Шубников В.Н. Территория больших надежд. Ведомости № 27, 8 июня 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по химии 9 класс "Получение металлов"

Технологическая карта урока для 9 класса по химии по УМК О.С.Габриеляна на тему "Получение металлов"...

Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕТАЛЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.

Тип урокаУрок усвоения новых знанийЦели деятельности учителяСформировать представление о металлах; способствовать усвоению материала о положении металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева, особ...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения...