Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

7 класс (основное общее образование) Рабочая программа составлена на основании Программы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2013г.) Авторы программы по биологии 7 класс - Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 7 классах определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 7 классах 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов. Учебно-методический комплект по предмету Рабочая программа ориентирована на использование: 1. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2013. 2. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2013. 3.Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 20013. 4. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_._7kl.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса составлена на основе: Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта, Положения о рабочей программе, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015), Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 18. 09. 2015 № 696-3, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника.

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии.      

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень   лабораторных работ.

Школьный курс «Биология. Животные» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения».

  Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
  • понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
  •  сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
  •  дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;
  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ села имени Восьмое Марта   на освоение программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; органов, систем органов и организмов животных; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и распространение животных.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;  
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за внешним видом и поведением животных;  
  • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных; на живых объектах морфологию животных, животных разных систематических единиц; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

        Содержание учебного предмета

Введение (1час)

 История развития зоологии. Современная зоология.

Многообразие животных (43 часов)

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. Многоклеточные животные. Беспозвоночные: Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы Кольчецов.

  Тип Моллюски. Классы Моллюсков. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряды насекомых.  Позвоночные: Тип Хордовые. Классы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Отряды пресмыкающихся. Класс Птицы. Отряды птиц. Класс Млекопитающие или Звери. Отряды Млекопитающих.

Лабораторные работы.

№1. Знакомство с многообразием водных простейших.

№2. Знакомство с многообразием круглых червей.

№3. Внешнее строение дождевого червя.

№4. Особенности строения и жизни моллюсков.

№5. Знакомство с ракообразными.

№6. Изучение представителей отрядов насекомых.

№7. Внешнее строение и передвижение рыб.

№8. Изучение внешнего строения птиц.

Эволюция строения и функций органов и их систем (13 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращение и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные работы.

№9. Изучение особенностей покровов тела.

№10. Изучение способов передвижения животных.

№11. Изучение способов дыхания животных.

№12. Изучение ответной реакции животных на раздражения.

№13. Изучение органов чувств животных.

№14. Определение возраста животных.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции животных. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часа)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России. Об охране животных. Рациональное использование животного мира.

Повторение

Многообразие животных. Эволюция строения и функций органов и их систем. Эволюция животных.

Тематическое планирование по биологии 7 класса 2 часа в неделю

Название тем и уроков

Кол.ч.

Дата план.

Дата

факт.

Введение(1часа)

1

Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии. История развития зоологии. Современная зоология

1

06.09

Многообразие животных(43часов)

2

Простейшие (Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики) Лабораторные работы №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

08.09

3

Простейшие (Жгутиконосцы, Инфузории)

1

13.09

4

Тип Губки.

1

15.09

5

Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни гидры пресноводной.

1

20.09

6

К. р. по теме «Простейшие и кишечнополостные»

1

22.09

7

Тип Плоские черви

1

27.09

8

Тип Круглые черви. Лабораторные работы №2 «Знакомство с многообразием круглых червей». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

29.09

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

1

04.10

10

Классы кольчецов (Олигохеты и Пиявки). Лабораторные работы №3 «Внешнее строение дождевого червя». Т/Б при л/р Инструкция № 9

К. р. по теме «Разнообразие червей»

1

06.10

11

Тип Моллюски. Лабораторные работы №4 «Особенности строения и жизни моллюсков». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

13.10

12

Классы моллюсков.

1

18.10

13

Тип Иглокожие

1

20.10

14

 К. р. по теме «Тип Моллюски и Иглокожие»

1

25.10

15

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные. Лабораторные работы №5 «Знакомство с ракообразными». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

27.10

16

Класс Насекомые Лабораторные работы №6 «Изучение представителей отрядов насекомых». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

01.11

17

Отряды насекомых (Таракановые, Прямокрылые…)

1

03.11

18

Отряды насекомых (Стрекозы, Жуки, Вши, Клопы)

1

08.11

19

Отряды насекомых (Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые…)

1

10.11

20

Отряд Перепончатокрылые. Беседа о Типе Членистоногих занесенные в Красную Книгу Башкортостана.

1

15.11

21

К. р. по теме «Тип Членистоногие»

1

17.11

22

Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные.

1

29.11

23

Класс Рыбы. Беседа о рыбах занесенные в Красную Книгу Башкортостана. Лабораторные работы №7 «Внешнее строение и передвижение рыб». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

01.12

24

Подкласс Хрящевые рыбы.

1

06.12

25

Подкласс Костные рыбы.

1

08.12

26

Класс Земноводные, или Амфибии. Беседа о амфибиях занесенные в Красную Книгу Башкортостана.

1

13.12

27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые. Беседа о пресмыкающихся занесенные в Красную Книгу Башкортостана.

1

15.12

28

Отряды пресмыкающихся (Черепахи и крокодилы).

1

20.12

29

К. р. по теме «Класс Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся»

1

22.12

30

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Беседа о птицах занесенные в Красную Книгу Башкортостана. Лабораторные работы №8 «Изучение внешнего строения птиц». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

27.12

31

Птицы отряда Пингвины.

1

29.12

32

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Каузарообразные, Гусеобразные.

1

10.01

33

Отряд Хищные птицы.

1

12.01

34

Отряд Куриные.

1

17.01

35

Отряд Воробьинообразные.

1

19.01

36

К. р. по теме «Птицы»

1

24.01

37

Класс Млекопитающие. Подкласс Однопроходные и Сумчатые.

1

26.01

38

Подкласс Плацентарные. Отряд Насекомоядные и Рукокрылые.

1

31.01

39

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

1

02.02

40

Отряды Китообразные, Ластоногие.

1

07.02

41

Отряды Хоботные, Хищные.

1

09.02

42

Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные. Рассказ о животных встречающие в Ермекеевском районе.

1

14.02

43

Отряд Приматы

1

16.02

44

К. р. по теме «Тип Хордовые»

1

21.02

Эволюция строения и функций органов и их систем(13часов)

45

Покровы тела. Лабораторные работы №9 «Изучение особенностей покровов тела». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

28.02

46

Опорно-двигательная система

1

02.03

47

Способы передвижения животных. Полости тела. Лабораторные работы №10 «Изучение способов передвижения животных». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

07.03

48

Органы дыхания и газообмен. Лабораторные работы № 11 «Изучение способов дыхания животных». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

09.03

49

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

14.03

50

Кровеносная система. Кровь.

1

16.03

51

Органы выделения.

1

21.03

52

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Лабораторные работы № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

23.03

53

Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Лабораторные работы № 13 «Изучение органов чувств животных». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

28.03

54

Продление рода. Органы размножения.

1

30.03

55

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

04.04

56

Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторные работы № 14 «Определение возраста животных». Т/Б при л/р Инструкция № 9

1

06.04

57

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

18.04

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

58

Доказательства эволюции животных.

1

20.04

59

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

25.04

60

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

27.04

61

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1

02.05

Биоценозы (4 часа)

62

Естественные и искусственные биоценозы.

1

04.05

63

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

11.05

64

Цепи питания. Поток энергии.

1

16.05

65

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

18.05

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часа)

66

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

23.05

67

Одомашнивание животных.

1

25.05

68

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса.

1

30.05

Лабораторных работ- 14, контрольно-обобщающих уроков - 7, региональный компонент – 6.  

Приложение

Контрольные работы по биологии в 7 классе

ТЕСТ «Простейшие и кишечнополостные»

1. Простейшие были открыты:

а) Д.Менделеевым;     б) А.Левенгуком;    в) К.Линнеем;      г) Г.Менделем.

2. Цитоплазматические выросты на теле амебы называются:

а) ложноножками;     б) ресничками;    в) жгутиками;       г) клешнями.

3. Полужидкое студенистое содержимое клетки простейшего называется:

а) вакуолью;     б) цитоплазмой;    в) ядром;      г) порошицей.

4. Укажите, кто из перечисленных ниже простейших может питаться фотосинтетически:

а) амеба;      б) лямблия;    в) инфузория туфелька;     г) эвглена зеленая.

5. Укажите, кто из перечисленных ниже простейших – паразит:

а) инфузория бурсария;   о) амеба обыкновенная;    в) лямблия;   г) эвглена зеленая.

6. К саркодовым относится:

а) амеба;    б) инфузория бурсария;    в) эвглена зеленая;    г) сувойка.

7. Укажите, какое из перечисленных ниже кишечнополостных представляет собой колониальный организм:

а) красный коралл;    б) гидра;    в) медуза;    г) актиния.

8. Железистые клетки в полости гидры:

а) защищают организм от механического повреждения;    б) выделяют пищеварительные соки;   в) защищают организм от поедания хищниками;

г) передают нервные импульсы.

9. Из перечисленных ниже организмов выберите тот, который не относится к типу кишечнополостных:

а) актиния;   б) инфузория;   в) гидра;    г) медуза.

10. Восстановление организмом утраченных частей тела называется:

а) редукцией;   б) рефлексом;    в) оплодотворением;    г) регенерацией.

Контрольная работа по теме «Разнообразие червей»  

Вариант 1.

1) Кожно-мускульный мешок – это совокупность:

А) эпителиально-мускульных клеток, образующих сплошной покров тела      Б) покровного эпителия и гладких мышц

В) эпителия покровов, разнообразных мускульных волокон и паренхимы       Г) мышечных волокон.

2) Как устроена пищеварительная система у плоских червей?

А) рот – передняя – средняя – задняя кишка       Б) ротовое отверстие – глотка – слепо замкнутый кишечник

В) ротовая полость с челюстями – глотка – кишка      Г) рот – глотка – зоб – желудок – средняя кишка – задняя кишка.

3) Какой организм называют основным хозяином паразита?

А) в котором проходит большая часть цикла развития    Б) в котором проходит большая часть цикла развития и бесполое размножение

В) хозяин, в котором происходит половое размножение     Г) организм, которому паразит приносит наибольший вред.

4) Пищеварительной системы нет у:

А) белой планарии                                    В) бурой планарии

Б) печеночного сосальщика                     Г) бычьего цепня.

5) Дыхание паразитических червей: а) осуществляется через всю поверхность тела

б) через дыхательные овтерстия в коже  в) безкислородное, кислород в организм не поступает

6. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником? 

 а) Круглые черви   б) Плоские черви   в) Кольчатые черви   г) Кишечнополостные 
7) У кольчатых червей нервная система состоит из:

А) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки    Б) окологлоточного нервного кольца и спинной нервной цепочки

В) из брюшной и спинной нервной цепочки       Г) из окологлоточного кольца и брюшной и спинной нервной цепочки

8) Кольчатые черви обитают в:

А) в водоемах и тканях живых организмов  Б) в различных водоемах и в почве

В) в пресных водоемах и морях     Г) исключительно почвенные и паразитические животные.

9. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является… 
а) медуза   б) человек   в) малый прудовик   г) корова

10.  Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у

а )моллюсков       б)плоских червей  в)кольчатых червей          г)кишечнополостных

11. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с… 
а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом 
б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

12. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо? 
а) Круглые черви     б) Плоские черви   в) Кольчатые черви      г) Кишечнополостные

Задание 2. Опишите приспособления ленточных червей для паразитического образа жизни в организме хозяина.

Задание 3.  Вставьте пропущенные слова:

1.       Тело планарии снаружи покрыто…

2.       Сосальщики удерживаются при помощи…

3.       Тело ленточных червей состоит из огромного числа…

4.       Организмы, в которых живут взрослые паразитические черви и в нем размножаются, называются…

5.       Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называются…

6.       Движение крови по кровеносным сосудам происходит благодаря сокращению….

Контрольная работа по теме «Разнообразие червей»

Вариант 2

1) Плоские черви имеют нервную систему:

А) типа нервной сети      Б) есть один нервный ствол      В) нервные стволы, связанные перемычками, есть головной ганглий

Г) окологлоточное кольцо и отходящие от него нервные стволы

2) У каких червей в цикле развития промежуточный хозяин прудовик?

А) бычий цепень                                                 В) широкий лентец

Б) печеночный сосальщик                                  Г) эхинококк.

3) Кожно-мускульный мешок у круглых червей образуют:

А) кутикула, эпителий, опорная пластинка, кольцевые и продольные мышцы    Б) кутикула, эпителий, опорная пластинка, продольные мышцы

В) эпителий, опорная пластинка, кольцевые и продольные мышцы         Г) эпителий, опорная пластинка, кольцевые и продольные мышцы

4) К круглым червям относится:

А) сибирская двуустка                                     В) острица

Б) эхинококк                                                     Г) нереида.

5) Круглые черви отличаются от плоских:

А) симметрией тела                                       В) количеством слоев клеток

Б) наличием анального отверстия                Г) наличием нервной системы.

6) У круглых червей мускулатура:

А) кольцевая и продольная                         В) только продольная

Б) кольцевая, продольная, поперечная      Г) только кольцевая.

7) Пищеварительная система дождевого червя состоит из:

А) глотки, пищевода, зоба, мускульного желудка, средней и задней кишки с анальным отверстием

Б) глотки, мускульного желудка, средней и задней кишки с анальным отверстием

В) рта, глотки, слепо замкнутого кишечника    Г) отсутствует.

8) Кольчатые черви:

А) гермафродиты   Б) раздельнополые         В) есть гермафродиты и раздельнополые

9) Какие кольчецы имеют более позднее происхождение и более специализированы?

А) многощетинковые и пиявки                      В) многощетинковые

Б) многощетинковые и малощетинковые      Г) малощетинковые и пиявки

10) К раздельнополым животным относится:

А) дождевой червь                                          В) аскарида

Б) белая планария                                            Г) печеночный сосальщик

11. Тип Круглые черви произошли от… 
а) кишечнополостных   б) древних плоских червей   в) кольчатых червей

12. Аскарида не переваривается в кишечнике человека, так как а)отличается огромной плодовитостью  б)может жить в бескислородной среде  в)быстро двигается в направлении, противоположном движению пищи  г)тело покрыто оболочкой, на которую не действует

Задание № 2 Каковы приспособления к передвижению у дождевого червя?

 

Задание № 3. Распредели червей

Тип червей                                                          виды червей.

А- Плоские черви                    1- цепни   2- аскарида человеческая  3-ришта  4- печеночный сосальщик  5- нереис

Б- Круглые черви                    6- дождевой червь  7- острица  8- трубочники  9- бычий цепень 10- медицинская

В –Кольчатые черви               пиявка  8- белая планария  9- широкий лентец 10- свиная аскарида

Контрольная работа по темам «Тип Моллюски, Тип Иглокожие»

  Вариант 1.

  1. Выберите правильные утверждения. Обозначьте +/-
  1. Моллюски — это в основном водные, реже наземные животные.
  2. Все представители иглокожих – наземные животные.
  3. У водных и сухопутных моллюсков жаберное дыхание.
  4. Тело всех моллюсков сегментировано: состоит из головы, туловища и ноги.
  5. У морских звезд есть кровеносная система, представленная сердцем и кровеносными сосудами.
  6. Фильтрующие пищу сифоны есть у всех моллюсков, кроме двустворчатых.
  7. В типе Иглокожие 3 класса: Морские звезды, морские лилии и офиуры.
  8. Терка моллюсков — это приспособление к ловле добычи.
  9. Туловище моллюсков окружено большой кожной складкой — мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость.
  10. У представителей типа Иглокожих есть амбулакральная система.
  11. Раковина моллюсков образуется из веществ, выделяемых мантией.
  12. У иглокожих хорошо развита регенерация тела.
  13. Прудовики и катушки дышат легкими.
  14. Морские звезды – растительноядные животные.
  15. Самые большие по размерам иглокожие встречаются в классе морских огурцов.
  1. Выберите правильный ответ:
  1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:
  1. беззубка;
  2. кальмар;
  3. виноградная улитка.
  1. Раковина моллюска образована:
  1. выделениями мантии;
  2. песком и другими частицами, приклеившимися к телу;
  3. выделениями пищеварительных желез.
  1. К типу Иглокожих относятся:
  1. Морские звезды и медузы;
  2. Осьминоги и морские огурцы;
  3. Морские звезды и офиуры;
  4. Морские ежи и каракатицы.
  1. К морским моллюскам относятся:
  1. кальмар и каракатица;
  2. беззубка и малый прудовик;
  3. осьминог и перловица.
  1. Мантийная полость — это:
  1. внутреннее пространство в пищеварительном тракте;
  2. пространство между мантией и телом;
  3. пространство между раковиной и мантией.
  1. Среди иглокожих прикрепленный образ жизни ведут:
  1. Морские звезды;
  2. Морские огурцы;
  3. Офиуры;
  4. Морские лилии.
  1. У беззубки нет головы, так как:
  1. у моллюсков вообще нет головного отдела;
  2. беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно;
  3. это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.
  1. Реактивный способ передвижения характерен:
  1. для беззубки;
  2. для мидии;
  3. для змеехвосток;
  4. для морских ежей;
  5. для кальмара.
  1. Легочное дыхание характерно:
  1. для перловицы;
  2. для осьминога;
  3. для слизня.
  1. Дыхание беззубки обеспечивается за счет поступления кислорода через
  1. жабры
  2. вводной сифон
  3. всю поверхность тела
  4. легкие
  1. Брюхоногие моллюски дышат за счет поступления кислорода через
  1. всю поверхность тела
  2. жабры
  3. легкие
  4. имеются как жабродышащие, так и легочные виды
  1. К брюхоногим моллюскам относятся
  1. голый слизень
  2. кальмар
  3. змеехвостка
  4. верны все ответы
  1. К двустворчатым моллюскам относятся
  1. беззубка
  2. мидия
  3. модиола
  4. верны все ответы
  1. Головоногие моллюски передвигаются
  1. при помощи мускулистой ноги
  2. при помощи мускулистой ноги и щупалец
  3. только при помощи щупалец
  4. за счет воды, выбрасываемой из мантийной полости
  1. К головоногим моллюскам относятся
  1. наутилус
  2. каракатица
  3. кальмар
  4. верны все ответы
  1. Головоногие моллюски, обитающие в соленых водоемах
  1. служат промежуточными хозяевами для ленточных червей
  2. являются объектом промысла для получения перламутра
  3. являются объектами промысла для получения мяса
  4. верны все ответы
  1. Самые крупные животные среди современных беспозвоночных - это
  1. осьминоги
  2. ленточные черви
  3. морские огурцы
  4. глубоководные кальмары
  5. Медузы
  1. Прудовики, живущие в пресных водоемах
  1. фильтруют воду и очищают ее от одноклеточных водорослей
  2. очищают водоемы от зарастания водными растениями
  3. являются хищниками, поедая мелких беспозвоночных животных
  4. паразитируют на рыбах
  1. Составьте характеристику моллюсков, дописав недостающие слова.

Моллюски имеют… симметрию. В отличие от кольчатых червей их тело не…. Тело моллюсков делится на три отдела: … Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих… образ жизни. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать…. Тело моллюска покрыто кожной складкой —…. Защитная раковина моллюсков состоит из…. На щупальцах осьминогов и кальмаров расположены…. По способу питания беззубок и перловиц относят к…. Активно плавающие моллюски потеряли…. Моллюски, обитающие в воде, дышат…, наземные формы дышат с помощью…. Между мантией и телом находится…. Из органов чувств моллюски имеют…, у некоторых есть…. Представители типа моллюсков обитают в разных средах: … Основные классы типа Моллюски:..

 

Контрольная работа по темам «Тип Моллюски, Тип Иглокожие»

Вариант 2.

  1. Выберите правильные утверждения. Обозначьте +/-
  1. Моллюски — это в основном водные, реже наземные животные.
  2. Все представители иглокожих – наземные животные.
  3. У водных и сухопутных моллюсков жаберное дыхание.
  4. Тело всех моллюсков сегментировано: состоит из головы, туловища и ноги.
  5. У морских звезд есть кровеносная система, представленная сердцем и кровеносными сосудами.
  6. Фильтрующие пищу сифоны есть у всех моллюсков, кроме двустворчатых.
  7. В типе Иглокожие 3 класса: Морские звезды, морские лилии и офиуры.
  8. Терка моллюсков — это приспособление к ловле добычи.
  9. Туловище моллюсков окружено большой кожной складкой — мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость.
  10. У представителей типа Иглокожих есть амбулакральная система.
  11. Раковина моллюсков образуется из веществ, выделяемых мантией.
  12. У иглокожих хорошо развита регенерация тела.
  13. Прудовики и катушки дышат легкими.
  14. Морские звезды – растительноядные животные.
  15. Самые большие по размерам иглокожие встречаются в классе морских огурцов.

  1. Выберите правильный ответ:

  1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:
  1. беззубка;
  2. кальмар;
  3. виноградная улитка.
  1. Раковина моллюска образована:
  1. выделениями мантии;
  2. песком и другими частицами, приклеившимися к телу;
  3. выделениями пищеварительных желез.
  1. К типу Иглокожих относятся:
  1. Морские звезды и медузы;
  2. Осьминоги и морские огурцы;
  3. Морские звезды и офиуры;
  4. Морские ежи и каракатицы.
  1. К морским моллюскам относятся:
  1. кальмар и каракатица;
  2. беззубка и малый прудовик;
  3. осьминог и перловица.
  1. Мантийная полость — это:
  1. внутреннее пространство в пищеварительном тракте;
  2. пространство между мантией и телом;
  3. пространство между раковиной и мантией.
  1. Среди иглокожих прикрепленный образ жизни ведут:
  1. Морские звезды;
  2. Морские огурцы;
  3. Офиуры;
  4. Морские лилии.
  1. У беззубки нет головы, так как:
  1. у моллюсков вообще нет головного отдела;
  2. беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно;
  3. это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.
  1. Реактивный способ передвижения характерен:
  1. для беззубки;
  2. для мидии;
  3. для змеехвосток;
  4. для морских ежей;
  5. для кальмара.
  1. Легочное дыхание характерно:
  1. для перловицы;
  2. для осьминога;
  3. для слизня.
  1. Дыхание беззубки обеспечивается за счет поступления кислорода через
  1. жабры
  2. вводной сифон
  3. всю поверхность тела
  4. легкие
  1. Брюхоногие моллюски дышат за счет поступления кислорода через
  1. всю поверхность тела
  2. жабры
  3. легкие
  4. имеются как жабродышащие, так и легочные виды
  1. К брюхоногим моллюскам относятся
  1. голый слизень
  2. кальмар
  3. змеехвостка
  4. верны все ответы
  1. К двустворчатым моллюскам относятся
  1. беззубка
  2. мидия
  3. модиола
  4. верны все ответы
  1. Головоногие моллюски передвигаются
  1. при помощи мускулистой ноги
  2. при помощи мускулистой ноги и щупалец
  3. только при помощи щупалец
  4. за счет воды, выбрасываемой из мантийной полости
  1. К головоногим моллюскам относятся
  1. наутилус
  2. каракатица
  3. кальмар
  4. верны все ответы
  1. Головоногие моллюски, обитающие в соленых водоемах
  1. служат промежуточными хозяевами для ленточных червей
  2. являются объектом промысла для получения перламутра
  3. являются объектами промысла для получения мяса
  4. верны все ответы
  1. Самые крупные животные среди современных беспозвоночных - это
  1. осьминоги
  2. ленточные черви
  3. морские огурцы
  4. глубоководные кальмары
  5. Медузы
  1. Прудовики, живущие в пресных водоемах
  1. фильтруют воду и очищают ее от одноклеточных водорослей
  2. очищают водоемы от зарастания водными растениями
  3. являются хищниками, поедая мелких беспозвоночных животных
  4. паразитируют на рыбах

  1. Составьте характеристику моллюсков, дописав недостающие слова.

Моллюски имеют ... симметрию. В отличие от кольчатых червей их тело не ... Тело моллюсков делится на три отдела: ... Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ... образ жизни. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать ... Тело моллюска покрыто кожной складкой — ... Защитная раковина моллюсков состоит из ... На щупальцах осьминогов и кальмаров расположены .... По способу питания беззубок и перловиц относят к ....Активно плавающие моллюски потеряли ... Моллюски, обитающие в воде, дышат ..., наземные формы дышат с помощью ... Между мантией и телом находится ... Из органов чувств моллюски имеют ..., у некоторых есть ... Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ... Основные классы типа Моллюски: ... .

Ответы на контрольную работу:

Задание I.

1

+

6

-

11

+

2

-

7

-

12

+

3

-

8

+

13

+

4

-

9

+

14

-

5

-

10

+

15

+

Задание II.

1

В

7

Б

13

Г

2

А

8

Д

14

Г

3

В

9

В

15

Г

4

А

10

А

16

В

5

Б

11

Г

17

Г

6

Г

12

А

18

Б

Задание III.

Моллюски имеют двустороннюю симметрию. В отличие от кольчатых червей их тело не сегментировано. Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище, ногу. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих малоподвижный образ жизни. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать туловище. Тело моллюска покрыто кожной складкой — мантией. Защитная раковина моллюсков состоит из минеральных веществ. На щупальцах осьминогов и кальмаров расположены присоски. По способу питания беззубок и перловиц относят к фильтраторам. Активно плавающие моллюски потеряли раковину. Моллюски, обитающие в воде, дышат жабрами, наземные формы дышат с помощью легких. Между мантией и телом находится мантийная полость. Из органов чувств моллюски имеют органы равновесия, осязание, химическое чувство, у некоторых есть органы зрения. Представители типа моллюсков обитают в разных средах: водной, наземно-воздушной, организменной. Основные классы типа Моллюски: двустворчатые, брюхоногие, головоногие .

Контрольное тестирование по теме «Тип Членистоногие»

Вариант 1

1.Дыхальца (органы дыхания) насекомых располагаются в
1) груди          2) головогруди     3) голове        4) брюшке

 2. Крылья у насекомых располагаются на

1) брюшке      2) груди    3) голове        4) головогруди

 3. Ходильные конечности у насекомых находятся на

1) голове        2) головогруди    3) груди          4) брюшке

 4. Где начинается переваривание пищи у пауков?

  1. в желудке        2) в кишечнике    3) в ротовой полости       4) вне организма

 5. К какому классу относят клещей?

  1. ракообразных    2) насекомых    3) паукообразных        4) брюхоногих

 6. Хитиновый покров у членистоногих представляет собой скелет, так как он

  1. не растягивается      2) служит местом прикрепления мышц   3) находится в полости тела  4)предохраняет животных от высыхания

 7. Членистоногих, у которых к грудному отделу тела прикрепляются три пары ног, относят к классу

1) ракообразных       2) паукообразных     3) насекомых          4) головоногие

8. Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?                                

  1. яйца      2) личинки    3) куколки       4) взрослого насекомого

 9. Какие насекомые снижают численность вредителей растений?

  1. вши, блохи, клопы, мухи       2) наездники, лесные муравьи     3) оводы, слепни, майские жуки, короеды      4) белянки, цветоеды

 10. С полным превращением развиваются:

  1. саранча и медведка    2) майский жук и бабочка белянка        3) пчела и кузнечик      4) таракан и клоп

 11.На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:

1) речного рака    2) паука-каракурта           3) клеща    4) мухи

12.Наличие паутинных желез — это признак:

1) скорпионов       2) пауков        3) клещей      4) клопов

13. Продукты обмена у насекомых выделяются через:

1) трахеи;    2) зеленые железы       3) почки;          4) мальпигиевы сосуды.

14. Замкнутой кровеносной системой обладает:

1) речной рак;     2) пескожил;       3) таежный клещ;       4) тарантул.

  15. К ракообразным не относятся:

  1. мокрицы;       2) дафнии;       3) циклопы;      4) водомерки.

 16. Жить под водой способен:

  1. паук-крестовик;      2) паук-серебрянка;   3) паук-птицеед;     4) каракурт.

 17. Возбудителей сонной болезни переносят:

  1. простейшие;           2) клещи;          3) насекомые;         4) гельминты.

18. К перепончатокрылым относятся:

1)наездники;      2)яйцееды;        3)термиты;        4)все перечисленные.

 19. Мухи и комары:

 1)относятся к одному отряду насекомых;     2)развиваются с неполным превращением;      3)имеют одинаковые по типу ротовые органы;

4)верны все ответы.

 20. Трахеи являются органами дыхания у:

 1) стрекозы       2)острицы       3)речного рака       4)устрицы

 21. Ротовые органы божьей коровки по типу строения относятся к:

 1)грызущим;   2)лижущим;      3)грызуще-лижущим;                 4)грызуще-сосущим.

22. Какое насекомое стало только «домашним»?

1)пчела     2)таракан        3)муха      4)тутовый шелкопряд

 В 1    Установите, в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы.

A)Плоские черви     Б)Членистоногие      B)Кишечнополостные       Г)Кольчатые черви

В 2. Укажите признаки класса насекомых.

A)Незамкнутая кровеносная система     Б)Легочное дыхание     B)Замкнутая кровеносная система        Г)Трахейное дыхание     Д)Развитие только с полным превращением        Е)Развитие с полным и неполным превращением

В 3. Выберите трех представителей класса «Насекомые», развивающихся с полным превращением.

A)Майский жук    Б) Саранча    B)Кузнечик    Г)  Бабочка капустница    Д) Таракан    Е)   Муха домовая

В 4. К отряду чешуекрылых относятся:

А)тля;  Б) божья коровка;    В) комнатная моль;    Г) капустная белянка;    Д) азиатская саранча;     Е) березовая пяденица.

 В 5. Какие органы выделения встречаются у членистоногих

1)протонефридии;   2)метанефридии;    3)зеленые железы;    4)жировое тело;   5)мальпигиевые сосуды;    6)почки.

В 6. Найдите соответствие между классами типа Членистоногих и их представителями:

 1)Циклоп;   2)Балянус;    3)Каракурт;   4)Паутинный клещ;    5)Поцелуйный клоп;

 В 7. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами развития.

тип РАЗВИТИЯ

А) с полным превращением;

Б) с неполным превращением,

ОТРЯД     1)Жесткокрылые(Жуки);      2)Полужесткокрылые(клопы) 3)Двукрылые;    4)Прямокрылые;   5)Таракановые;  6)Чешуекрылые (Бабочки).

С 1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.Класс ракообразных - является самым многочисленным классом типа Членистоногие.

2.Тело ракообразных состоит из головогруди и брюшка.

3.Имеется 3 пары ходильных ног.

4.Перед ходильными ногами располагаются клешни.

5.Все ракообразные ведут водный образ жизни.

 С 2. Какое значение в жизни растений имеет выставление пчеловодами ульев на поля гречихи?

Контрольная работа по теме: «Птицы»
       Вариант 1.

Часть А.1.  Сколько видов птиц живёт сейчас на Земле:
А.5 тыс.     Б. 7 тыс.    В. 9 тыс.      Г. 12 тыс.
2. Дикие птицы распространены:

A. На всех материках и островах Земли     Б. На всех островах и материках, кроме Антарктиды      B. По всей поверхности Земли
Г. По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

3. Средняя температура тела у птиц равна:

A. Примерно 30 градусам    Б. Температуре тела человека     B. Примерно 40 градусам     

Г. Примерно 45 градусам
4. Самое большое количество яиц содержат кладки:

А. Фазана          В. Страуса
Б. Воробья         Г. Орла
5. Яйца птиц покрыты:

A. Мягкой пергаментной оболочкой     Б. Твердой известковой оболочкой только белого цвета     B. Твердой известковой оболочкой разной окраски          Г. Твердой и мягкой оболочкой
6. Пингвины питаются:

A. Только рыбой     Б. Рыбой, ракообразными, моллюсками    B. Рыбой, ракообразными, насекомыми            Г. Водорослями
7. Главные особенности скелета страусов:

A. Только отсутствие киля грудины   Б. Только отсутствие скелета крыльев  B. Только мощный скелет лап  Г. Мощный скелет лап и отсутствие киля

8. Все гусеобразные хорошо плавают и добывают корм в воде; но к этим способностям не имеют отношения:

A. Плотное оперение, регулярно смазываемое секретом копчиковой железы   Б. Длинная шея      B. Мощные грудные мышцы
Г. Кожистые перепонки на лапах, соединяющие три передних пальца
9. Наиболее развитые органы чувств у сов:
А. Зрение    В. Обоняние
Б. Слух    Г. Осязание

10. Для большинства куриных птиц характерны:

A. Одинаковые размеры самцов и самок  Б. Одинаковая окраска самцов и самок     B. Более яркая окраска более крупных самок   Г. Более яркая окраска более крупных самцов
Часть В 

Вставьте пропущенное слово.
11. Больше всего видов птиц в отряде ...
12. Самая быстро бегающая птица — ...
13. Самая быстро плавающая птица — ...
14. Более столетия общепризнанным прародителем современных птиц считался ..., но за последние два десятилетия обнаружены остатки ... и некоторых других наиболее вероятных предков ныне живущих пернатых.
15. Пингвины великолепно плавают благодаря перепончатым лапам и крыльям, похожим на ...
Контрольная работа по теме: «Птицы».
Вариант 2.

Часть А.

1. Тело птиц покрыто:

А. Только перьями   Б. Перьями и роговыми чешуями    В. Только чешуями  

  Г. Перьями и шерстью
2. Лапа птиц не бывает:

А. Двупалой    В. Четырехпалой
Б. Трехпалой    Г. Пятипалой
3.Птицы не строят гнезда:     

А. На зданиях    В. В воде
Б. На деревьях    Г. В норах
4.  Кожные железы у птиц:

A. Имеются у всех видов       Б. Отсутствуют у всех видов     B. У всех видов имеется копчиковая железа    Г. У некоторых видов имеется копчиковая железа

5. Главные враги пингвинов:

А. Акулы                            В. Морские змеи
Б. Акулы и касатки             Г. Люди
6.Характерные признаки дневных хищных птиц:

А. Длинные крылья       Б. Длинные лапы    В. Крючковатый клюв и острые когти        Г. Яркая окраска оперения
7.Совы отличаются от дневных хищных птиц:

А. Острым крючковатым клювом    Б. Острыми когтями     В.Рыхлым оперением    

 Г. Основными объектами питания
8. Наиболее развитые органы чувств у дневных хищных птиц:

А. Зрение          В. Обоняние
Б. Слух             Г. Осязание
9. Воробьинообразным птицам свойственно широкое разнообразие; например, по весу самые крупные (назовите) и самые мелкие (назовите) различаются:

А. Вдвое       Б. В 10 раз             В. В 100 раз               Г. В 300 раз
10. Какие признаки не характерны для большинства голенастых птиц:

А. Длинный клюв    В. Длинный хвост    Б. Длинная шея     Г. Длинные лапы
Часть В. Вставьте пропущенное слово.
11. Меньше всего видов птиц в отряде ...
12. Самая крупная ныне живущая птица — ...
13. Самая быстро летающая птица — ...
14. Крупные специализированные контурные перья крыльев (...) обеспечивают полет птиц, а перья хвоста (...) — его маневренность.
15. Регулярная, 1—2 раза в год, смена перьевого покрова называется ...

Контрольная работа по теме «ТИП ХОРДОВЫЕ»


  1. К хордовым НЕ относятся

А. Хамелеоны.

Б. Черепахи.

В. Кальмары.

Г. Ланцетники.

  1. У всех хордовых есть

А. Головной мозг.

Б. Конечности.

В. Хитиновый покров.

Г. Желудочно-кишечный тракт.

  1. Только у рыб есть

А. Костный скелет.

Б. Плавники.

В. Плавательный пузырь.

Г. Хвост.

  1. Боковая линия  отвечает за определение

А. глубины погружения

Б. температуры воды

В. направления течения

Г. Концентрации солей в воде

  1. У рыб кругов кровообращения

А. нет

Б. один

В. два

Г. три.

  1. Морские рыбы выходят в реки

А. во время нереста

Б. зимой при сильном остывании воды

В. защищаясь от хищников

Г. При перенаселении морей

  1. У хрящевых рыб нет

А. Плавников

Б. Позвоночника.

В. Жаберных крышек

Г. Боковой линии.

  1. Лягушка дышит

А. жабрами

Б. легкими

В. кожей.

Г. Легкими и кожей

  1. В отличие от рыб у лягушки есть

А. Кожные железы, выделяющие слизь

Б. Слюнные железы

В. Позвоночник

Г. Кора головного мозга

  1. В скелете лягушки нет

А. конечностей

Б. шейных позвонков

В. тазового и плечевого поясов

Г. ребер.

  1. У головастика в отличие от лягушки

А. Двухкамерное сердце.

Б. Трехкамерное сердце

В. Есть кровеносная система.

Г. Нет сердца.

  1. Предками земноводных были древние

А. Хрящевые рыбы.

Б. Пресмыкающиеся.

В. Ланцетники.

Г. Кистеперые рыбы.

  1. К пресмыкающимся не относятся

А. Крокодилы.

Б. Черепахи.

В. Ящерицы.

Г. Тритоны.

  1. Орган осязания и теплочувствительности у ящерицы

А.Кожа.

Б. Глаза.

В. Язык.

Г. Кожа и язык.

  1. В нервной системе пресмыкающихся

А. отсутствует кора полушарий головного мозга

Б. нет полушарий головного мозга.

В. отсутствует мозжечок

Г. имеется кора полушарий без извилин

  1. Не является приспособлением к наземному образу жизни у пресмыкающихся

А. кожистая оболочка яйца

Б. внутреннее оплодотворение

В. самокалечение

Г. конечности и пояса конечностей

  1. Первыми пресмыкающимися, появившимися в ходе эволюции были

А. Динозавры

Б. Котилозавры

В. Ихтиозавры

Г. Птерозавры

  1. У птиц имеется мощный киль, это приспособление к

А. Добыванию пищи.

Б. Полету.

В. Защите от хищников.

Г. Размножению

  1. Мелкие камешки в пищеварительной системе птиц находятся в

А. зобе.

Б. железистом желудке.

В. мускульном желудке.

Г. кишечнике

  1. У птиц к органам и тканям поступает кровь

А. Венозная

Б. Артериальная

В. Смешанная

Г. Артериальная с примесью венозной

  1. Артериальная кровь у птицы находится

А. Только в артериях.

Б. Только в венах.

В. В правом предсердии и желудочке.

Г. В левом предсердии и желудочке.

  1. К гнездовым птицам относят

А. Куропатку.

Б. Тетерева.

В. Голубя.

Г. Утку.

  1. Сходством птиц и рептилий НЕ является

А. Роговая чешуя на конечностях

Б. Наличие коры головного мозга

В. Роговые зубы

Г. Внутреннее оплодотворение и откладывание яиц

  1. У млекопитающих, как и у пресмыкающихся, зубы

А. Имеют костное происхождение.

Б. Служат для пережевывания пищи.

В. Делятся на три группы

Г. Служат для захвата и удержания добычи.

  1. Млечные железы млекопитающих произошли от

А. Копчиковой желез.

Б. Пахучих железы.

В. Сальных желез.

Г. Потовых желез.

  1. У млекопитающих над диафрагмой находятся

А. Печень, кишечник.

Б. Поджелудочная железа, почки.

В. Сердце, легкие.

Г. Желудок.

  1. У всех млекопитающих сердце

А. Четырехкамерное.

Б. Двухкамерное.

В. Трехкамерное.

Г. Однокамерное.

  1. К яйцекладущим млекопитающим относится

А. Коала.

Б. Кенгуру.

В. Ехидна.

Г. Опоссум.

  1. Сумчатые млекопитающие в отличие от яйцекладущих

А. Выкармливают детенышей молоком.

Б. Имеют млечные железы.

В. Имеют непостоянную температуру тела.

Г. Являются живородящими.

  1. Для отряда Китообразные НЕ характерно

А. Отсутствие кожных желез.

Б. Отсутствие волосяного покрова.

В. Передние конечности преобразованы в ласты.

Г. Задние конечности преобразованы в хвост

  1. Почему млекопитающих считают самыми развитыми животными? Назовите основные черты высокой организации и объясните их преимущества

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет

1)отсутствует    2)наружный     3)внутренний хрящевой или костный      4)в течение всей жизни представлен хордой

 2. Клетка простейших

1)выполняет определенную функцию  2)представляет собой самостоятельный организм      3)является составной частью тканей

4)имеет плотную оболочку

 3. Приспособлением к расселению и перенесению неблагоприятных условий у многих простейших служит способность

1)активно передвигаться  2)образовывать цисту 3)размножаться путем деления    4)восстанавливать поврежденные органоиды

 4. Беспозвоночных животных с лучевой симметрией тела, добывающих пищу и защищающихся от врагов с помощью стрекательных клеток, относят к типу

1)членистоногих         2)моллюсков     3)кольчатых червей    4)кишечнополостных

 5. С помощью боковой линии рыба воспринимает

1)запах предметов     2)окраску предметов  3)звуковые сигналы     4)направление и силу течения воды

 6. Какой фактор среды оказывает существенное влияние на распространение пресмыкающихся?

1)свет       2)температура       3)влажность     4)атмосферное давление

7. Аскарида не переваривается в кишечнике человека, так как

1)отличается огромной плодовитостью     2)может жить в бескислородной среде    3)быстро двигается в направлении, противоположном движению пищи    4)тело покрыто оболочкой, на которую не действует  пищеварительный сок

 8. Членистоногих, у которых к грудному отделу тела прикрепляются три пары ног, относят к классу

1)ракообразных     2)паукообразных      3)насекомых      4)сосальщиков

 9. Преодолевать сопротивление воды при движении окуню помогает

1)боковая линия   2)хороший слух    3)покровительственная окраска     4)черепицеобразное расположение чешуи

 10. Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у

1)моллюсков   2)плоских червей     3)кольчатых червей       4)кишечнополостных

11. Что предохраняет птиц от перегревания?

1)кожа    2)легкие         3)желудок        4)воздушные мешки

 12. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них

1)полового размножения, влажной кожи      2)питания готовыми органическими веществами        3)приспособлений к дыханию кислородом воздуха и передвижению по суше       4)костного или хрящевого внутреннего скелета

 13. У каких животных в процессе эволюции появляется второй круг кровообращения?

1)хрящевых рыб     2)костных рыб        3)земноводных       4)пресмыкающихся

 14. Где начинается переваривание пищи у пауков?

1)в желудке     2)в кишечнике       3)в ротовой полости       4)вне организма

 15. Высокая интенсивность обмена веществ у птиц и млекопитающих — следствие возникновения у них в процессе эволюции

1)четырехкамерного сердца и теплокровности    2)разнообразных тканей    3)легочного дыхания     4)развитой пищеварительной системы

 16. Признаки усложнения в строении дыхательной системы млекопитающих (по сравнению с пресмыкающимися)

1)появление правого и левого легких  2)наличие трахеи и бронхов   3)увеличение  дыхательной  поверхности  благодаря многочисленным легочным пузырькам  4) формирование ноздрей и носовой полости

 17. Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?                                

1)яйца     2)личинки         3)куколки     4)взрослого насекомого

18. Какие приспособления, защищающие организм от перегревания, сформировались у млекопитающих в процессе эволюции?

1)наружные слущивающиеся клетки кожи     2)потовые железы  3)сальные железы      4)роговые образования на теле

 19. Какие насекомые снижают численность вредителей растений?

1)вши, блохи, клопы, мухи     2)наездники, лесные муравьи     3)оводы, слепни, майские жуки, короеды      4)белянки, цветоеды

 20. Определите последовательность этапов эволюции позвоночных животных

1)рыбы – земноводные – пресмыкающиеся – птицы – млекопитающие    2) рыбы – земноводные - пресмыкающиеся

 3)рыбы – пресмыкающиеся - земноводные - птицы – млекопитающие     4) рыбы - земноводные - пресмыкающиеся - млекопитающие – птицы

 21. К какому типу относят беспозвоночных животных, тело которых, как правило, находится в раковине?

1)плоских червей     2)круглых червей        3)моллюсков       4)членистоногих

 22. Нервная система хордовых животных

1)представляет   собой   трубку,   расположенную   на спинной стороне тела     2)представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела     3)состоит из нервных стволов и нервных узлов        4)состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть

 23. У каких животных в процессе эволюции впервые сформировался внутренний скелет?

1)паукообразных      2)насекомых       3)головоногих       4)хордовых

 24. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию

1)волосяного покрова и ушных раковин   2)голой кожи, покрытой слизью    3)рогового панциря или щитков    4)сухой кожи с роговыми чешуями

 25. Предками древних амфибий были, скорее всего:

1) акулы        2)осетровые            3)лососевые         4)кистеперые

 В 1. В чем состоит сходство грибов и животных?

1) размножаются при помощи спор    2)питаются гетеротрофно    3)состоят из тканей и органов      4)образуют гликоген как запасное вещество

5) растут в течение всей жизни     6)не имеют в клетках хлоропластов

 В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: какие признаки характерны только для млекопитающих?

A) два круга кровообращения  Б) теплокровность  B)четырехкамерное сердце  Г) наличие диафрагмы  Д) левая дуга аорты

Е) развитие коры больших полушарий головного мозга

 В 3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

            ПРИЗНАК                

А) растут в течение всей жизни     Б) активно перемещаются в пространстве   В) питаются готовыми органическими веществами                   

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза    Д) имеют органы чувств     

 Е) являются основным поставщиком кислорода на Земле         

ЦАРСТВО

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

                 1)Растения

                  2)Животные

 В 4. Установите соответствие между признаками круглых и плоских паразитических червей.

Признаки      

А) Паразитируют в тонком кишечнике человека

Б) В стадии развития есть промежуточный хозяин        

В) Паразитируют в желчных протоках и печени животных и человека

Г) Раздельнополы    

Д) Гермафродиты    

Е) Промежуточного хозяина нет   

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Представители

1) Круглые черви   2) Плоские черви

 В 5. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам:

Особенности системы        

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

А) В сердце венозная кровь           

Б) В сердце четыре камеры

В) Два круга кровообращения        

Г) Один круг кровообращения       

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким

Е) В сердце две камеры

В 6. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен.

Признаки животных

1)тело состоит из двух слоев клеток

2)имеют лучевую симметрию тела

3)покровы и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

4)через  тело  можно  провести одну плоскость симметрии

5)между органами расположена паренхима

6)формируется третий слой тела

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

          Типы беспозвоночных животных

                   А) Кишечнополостные

                                                                                                                         Б) Плоские черви

В 7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей.

A)род        Б) вид          B)класс     Г)семейство       Д)отряд

В 8. Выстройте путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:

А) глотка     Б) желудок      В) толстая кишка    Г) клоака     Д) тонкая кишка        Е) пищевод

В 9. Укажите последовательность, в которой возникали организмы в процессе эволюции:

A)Инфузории        Б) Бактерии      B)Кишечнополостные    Г) Жгутиковые     Д) Плоские черви   Е) Кольчатые черви

В 10. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

А) паук   Б) скворец   В) наездник   Г) растение   Д) тля    Е) ястреб

С 1. Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?

 С 2. Какие меры применяют для борьбы с паразитическими червями?

 С 3. В Красную книгу России включены 65 видов млекопитающих и 122 вида птиц. Объясните, какие антропогенные факторы привели к резкому сокращению их численности в настоящее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...