Конспект интегрированного урока "Вес воздуха и атмосферное давление".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Разработка открытого интегрированного урока по природоведению по теме "Вес воздуха и атмосферное давление". Урок разработан с учетом требований системно-деятельностного подхода к организации учебной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0597-0000402e-61ba9cac_1.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вес воздуха и атмосферное давление»
Цель: создать условия для понимания понятий «вес воздуха» и «атмосферное давление».
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования понятия о существовании веса воздуха, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть значение атмосферного давления в природе и использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.
Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, флипчарт «Вес воздуха и атмосферное давление»; раздаточный материал «Инструктивные карты для проведения лабораторных опытов»; кристаллизационная чаша, свеча в металлическом корпусе, спички, цилиндр с делениями, вода, физические весы, песок, воздушный шарик, бутылка с широким горлом, яйцо.
Для лабораторных опытов: лучина, лист бумаги, пипетка, шприц, стакан с водой, стеклянная трубочка.
Ход урока.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Ожидаемая деятельность учащихся |
1 | Организация начала занятия (3 мин) | Подготовка учащихся к работе на занятии Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! | Полная готовность класса к работе. |
2 | Актуализация знаний (2 мин) | Учитель природоведения. Что такое воздух? Какие газы входят в состав воздуха? Какие свойства воздуха вам известны? | Активно отвечают на поставленные вопросы. |
3 | Подготовка к основному этапу занятия (3 мин) | Учитель природоведения. Сегодня мы продолжим изучение воздуха. А чтобы изучить воздух с точки зрения физики, я пригласила на урок учителя физики Дацкевич Надежду Федоровну. Она поможет нам разобраться в новых понятиях и свойствах воздуха. Постановка проблемы: Демонстрация опыта «Как достать монету из воды не замочив рук?». ? Почему погасла свеча? ? Какой газ в составе воздуха поддерживает горение? ? Каково процентное содержание кислорода в составе воздуха? ? Почему вода в цилиндре поднимается? ? Какие силы действуют на жидкость? Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, изучим тему «Вес воздуха и атмосферное давление». Какие задачи поставим перед собой на уроке? Познакомиться с понятием вес тела и атмосферное давление. Узнать как измеряется давление воздуха и какое значение оно имеет в природе и жизни человека. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пытаются решить поставленную проблему.
Записывают в тетрадь тему урока. Самостоятельно формулируют задачи урока. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин) | Учитель природоведения. Нас окружает воздушный океан. И перед учеными с давних пор встал вопрос имеет воздух вес или нет: Аристотель утверждал, что воздух ничего не весит. Галилей опровергал его. Кто же прав? Любое теоретическое утверждение нужно доказывать практикой. Предлагаю нам провести эксперимент. Учитель физики. Демонстрация опыта «Взвешивание воздушного шара». ? С помощью какого прибора измеряют массы тел? Посмотрите на чаши весов – они уравновешены. А после того, как воздух покинет шар, равновесие нарушено: в чем причина? ? Какой можно сделать вывод? Учитель природоведения. Задание. Работа с учебником на стр. 71. Прочтите текст в учебнике и ответьте на вопрос: Почему нарушается равновесие чаш весов? Вес воздуха очень мал. 1 м3 имеет массу 1290г. На доске размещается лист с записью понятия «вес воздуха». Учитель физики. Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой. С высотой вес воздуха уменьшается, т.к. он более разряжен и менее плотен. Тем не менее, имея вес, он давит на поверхность Земли и все тела, находящиеся на ее поверхности. Чтобы доказать, что воздух оказывает давление проведем ряд экспериментов: Демонстрация опытов: «Стакан и лист бумаги», «Яйцо и бутылка». Объяснение учителя понятия «атмосферное давление». Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление». На 1 см2 поверхности Земли воздух давит с силой в 1 кг. Ученые подсчитали, что на человека давит 15 т воздуха! Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма. Прибор, для измерения давления называется барометр. На доске размещается лист с записью понятия «барометр». Демонстрация прибора. На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление», «барометр». Физ. минутка «Ветер качает деревья» Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клён. Учитель природоведения. В природе атмосферное давление широко используется. Так например, слон, всякий раз, когда хочет пить опускает хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой. Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле. Человек также научился использовать атмосферное давление. Например, при употреблении жидкостей, при дыхании. Многие медицинские приборы работают именно с использованием атмосферного давления. |
Учащиеся наблюдают за проведением опыта, высказывают свои предположения. Воздух имеет вес. Читают текст в учебнике, отвечают на вопрос. Делают вывод: воздух имеет вес. (запись в тетради) Наблюдают за проведением эксперимента. Записывают определения в тетрадь. Рассматривают иллюстрации в учебнике и на слайде флипчарта. Учащиеся встают и выполняют несложные физические упражнения на наклоны туловища и рук. |
5 | Первичная проверка понимания (5 мин) | Выполнение задания в РТ № 64, стр. 38. | Учащиеся письменно выполняют задание, затем проверяем устно записи. |
6 | Закрепление знаний и способов действий (10 мин) | Проведение лабораторных опытов в группах. 1 группа: деревянная лучина и лист бумаги. 2 группа: деревянная лучина и лист бумаги. 3 группа: стеклянная трубка и вода. 4 группа: пипетка и вода. 5 группа: шприц и вода. | Самостоятельно выполняют опыты, объясняют происходящее. |
7 | Контроль и самопроверка знаний (5 мин) | Выполнение самостоятельной работы на листках. Верите ли вы, что…
Итак, в этом задании все утверждения были верными. Количество выбранных вами утверждение и будет вашей оценкой за урок. | Взаимопроверка результатов. Подсчитывают количество ответов «да». |
8 | Подведение итогов занятия (2 мин) | Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы их выполнили? С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? | Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке. |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | §18, вопросы № 1-4 (устно). РТ № 63 (письменно). Провести эксперимент № 4, оформить результаты с рисунком и выводами на отдельных листах. Творческий подход приветствуется. | Открывают дневники и записывают домашнее задание. |
10 | Этап рефлексии (3 мин) | Продолжите предложения.
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | Учащиеся высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"
Конспект интернет - урока в 7 классе...
конспект урока физики по теме "Атмосферное давление" 7 класс
Урок изучения нового материала. На уроке используются проблемно- поисковая деятельность учащихся. Учащиеся учатся составлять опорный конспект, который поможет им лучше запомнить изуенную тему....
Урок «Вес воздуха и атмосферное давление».
На уроке показано применение методов ФГОС 2 -го поколения...
Презентация по природоведению "Вес воздуха и атмосферное давление"
Презентация по природоведению "Вес воздуха и атмосферное давление"...
Интегрированный урок (физика, география)"Атмосферное давление как один из климатообразующих факторов"
Нестандартный интегрированный урок ( физика, география) для 7 класса....
Интегрированный урок по географии "Атмосферное давление" 6 класс
Класс: 6Предмет: география, биологияТип урока: урок открытия новых знаний.Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, прод...
Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса
Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...