Интегрированный урок по географии "Атмосферное давление" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Киселева Елена Викторовна

Класс: 6

Предмет: география, биология

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, развития аналитических навыков.

Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой.

Дидактическая цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе в новых условиях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_1.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе.

Тема урока: «Атмосферное давление»

Класс: 6

Предмет: география, биология

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, развития аналитических навыков.

Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой.

Дидактическая цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе в новых условиях

Формирование УУД:

предметные: объяснить значение понятия атмосферное давление; измерять (определять) атмосферное давление;

метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом и приборами; устанавливать причинно-следственные связи;

 личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности)

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебники, тетради, карточки, барометр-анероид, презентация, ПК.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин) Проверяют готовность ребят к уроку, начинают урок.

- Сегодня мы проведём с вами необычный урок. Нас сегодня двое. На уроке мы рассмотрим связь между биологией и географией.

А девизом нашего урока будут слова:

«Думаешь –коллективно!

Решаешь – оперативно!

Отвечаешь – доказательно!

Борешься – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

2. Актуализация и проблемное учебное действие (3 минуты) учитель организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (воздушную оболочку-атмосферу)

- Какими свойствами обладает воздух?

- Какие различия в нагревании земной поверхности вы знайте?

- Причины, влияющие на изменение температуры.

- Как изменяется температура воздуха с высотой?

- Что называют суточной амплитудой температуры воздуха? Как ее определить?

  • У вас на столах листы самоконтроля, найдите 1 задание и определите амплитуду)
  • (Какая пара правильно и быстрее посчитает, спросить с каждого ряда, остальные сдадут в конце урока).

Учитель показывает прибор барометр и задаёт вопрос:

  • «Что это, по-вашему, и для чего предназначено?»
  • Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема нашего урока?
  • Какие задачи поставим перед собой на уроке?

Предлагает учащимся озвучить цели урока, задачи, пояснить важность данной темы. После выслушанных версий и предложений вместе с классом формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. 

- Все верно, сегодня нам надо определить понятие «атмосферное давление», как оно изменяется, объяснить изменения атмосферного давления и научиться решать задачи на его определение.

3.Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

1) Ребята, а вы знайте вес своего тела? Любое тело вокруг нас имеет вес?

2) Как вы считаете, воздух имеет вес? Если да, то какой?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ:

1) Если воздух имеет вес, значит, он давит на поверхность, над которой находится?

2) Чувствуете ли вы, как воздух давит на ладонь? Если нет, то почему?

3) Имеет ли воздух вес? Не спешите сказать «да» или «нет», подумайте.

Посмотрите на слайд

Взяли весы, положили на левую чашку весов детский воздушный шарик, а на правую небольшими порциями будем сыпать песок до тех пор, пока не наступит равновесие. Наполним воздушный шарик воздухом. Завяжем его, чтобы воздух не вышел, и положим на весы. Равновесие нарушилось – чашка с надутым шариком перевесила. Значит, воздух имеет вес.

i_060.jpg

Что произошло? Постарайтесь самостоятельно объяснить эксперимент.

Опыт показывает, что воздух имеет вес.

Итак, воздух имеет вес, масса 1 м3 воздуха над уровнем моря весит примерно 1кг 300г.

- Поскольку толщина атмосферы составляет более 1000 км, воздух оказывает значительное давление на земную поверхность: на 1 см2 поверхности Земли он давит с силой в 1 кг. Подсчитаем, какое давление воздуха испытывает человек (поверхность его тела составляет в среднем 1,5 м2, или 15 тыс. см2).

Получается, что на человека давит 15 т воздуха! Такого огромного давления, казалось бы, он не выдержит. Однако человек его не ощущает. Объясняется это тем, что кровь, другие жидкости и газы в организме сжаты до такого же давления и, действуя изнутри, уравновешивают внешнее давление.

-Так что же такое атмосферное давление? Дайте определение.

Воздух давит на все окружающие предметы со всех сторон.

Чтобы в этом убедиться, проделаем опыт.

Опыт со стаканом и водой:

Чтобы убедиться, что воздух давит на все предметы необходимо налить полный стакан воды и прикрыть его листом бумаги, прижать стакан ладонью. Затем перевернуть стакан и убрать ладонь от листа. 

  • Как вы думаете, что произойдет при этом? Объясните. 
  • Вода из стакана не выльется, хотя держать мы его будем вверх дном - Это давление воздуха прижимает лист к краям стакана и удерживает воду/.

Итальянский ученый Э. Торричелли в 1634 году изобрел прибор, который состоит из стеклянной трубки с ртутью длиной 1м (1000мм), запаянной с одной стороны, и чашки, в которую переворачивалась трубка с ртутью. Трубка имела шкалу делений через 1 мм. Если трубку переворачивали вверх запаянным концом, то часть ртути выливалась, а столбик ртути высотой 760 мм оставался. Он объяснил это явление тем, что воздух имеет давление, которое удерживает столбик ртути. Если давление падает, то и столбик ртути в трубке тоже падает, т.е. ртуть выливается из трубки. С таким ртутным барометром поднимались в горы, и всегда столбик ртути понижался, ртуть выливалась, т.е. атмосферное давление падало. При подъеме на 10 м атмосферное давление падало на 1 мм.рт.ст. При подъеме на 100м давление воздуха понижалось на 10 мм.рт.ст., на 1 км – на 100 мм.рт.ст.

Задание. Ответьте на вопросы к рис.73 на с.113 учебника. Работа с учебником.

(Столб воздуха в точке 4 самый маленький, значит, и давление на поверхность Земли он будет оказывать наименьшее. Кроме того, с увеличением высоты плотность воздуха уменьшается, т.е. молекул воздуха в 1 куб.м становится меньше. Атмосферное давление в точке 2 меньше, чем в в точке 3, так как в точке 2 столб воздуха, давящий на поверхность, меньше.)

Атмосферное давление на уровне моря на 45 градусов широты при температуре воздуха 0 градусов, как правило, 760 мм.рт.ст. Это давление принято за нормальное атмосферное давление.

Ртутный барометр не нашел широкого применения из-за чрезвычайной ядовитости ртути и неудобства его использования в полевых условиях. Поэтому был изобретен более удобный прибор – барометр-анероид.

-Что значит слово «анероид»?( без жидкости)

Прочитайте и расскажите о принципе действия барометра-анероида.

(Опрос учеников о принципе работы барометра)

Работа с учебником. 

  • Найдите показатели нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления. 
  • На доске данные атмосферного давления, выберите и распределите их по группам: повышенное и пониженное давление и запишите их в таблицу: 740, 765, 730, 776, 735, 750,

С помощью текста учебника установите ПСС между атмосферным давлением, высотой местности и температурой воздуха. Работа в группах(слайд с рисунком изменение давления закономерности с пропусками.)

-Сформулируем первую закономерность изменения давления: с увеличением высоты над уровнем моря давление снижается.

Слайд

- Вторая закономерность: Атмосферное давление меняется не только с высотой, но и при изменении температуры. Воздух при нагревании расширяется, становится легче холодного. Давление теплого воздуха меньше, чем холодного.

(Учитель рисует на доске весы с двумя уравновешенными одинаковыми пустыми колбами и объясняет условия опыта.)

Одну из колб нагревают на спиртовке. Равновесие нарушается. Нагретая  колба поднимается вверх, т.е. становится легче. Почему это происходит? В колбах был воздух. При нагревании воздух в одной колбе расширился и вышел из нее. В колбе воздуха стало меньше. Вывод. Воздух имеет вес. Давление теплого воздуха меньше, чем холодного.

- Физкульминутка

Вопрос: «Как резкие перепады давления влияют на здоровье метеочуствительных людей»?

Закрепление материала. (10 мин) Слайд задачи(алгоритм решения +две задачи на листе….)

  1. На уровне моря давление составляет 760 мм рт ст, на высоте 3000м… (460 мм)
  2. Какое давление будет на высоте 800 м, если у берега 760 мм (640 мм).
  3. Какое давление будет на высоте 1100м. если у берега моря 770мм (660мм).

Проверяем правильность ответов.

Контроль и самопроверка знаний (5 мин)

А теперь вернемся к фокусу с перевернутым стаканом. Нашли ли мы с вами научное объяснение этому фокусу?

  • Да, так как существует атмосферное давление и мы смогли это не только доказать, но и выяснили.

Выполнение самостоятельной работы на листах самопроверки. (Взаимопроверка результатов. Подсчитывают количество ответов «ДА»

Верите ли вы, что:

  1. Воздух имеет вес, поэтому давит на поверхность Земли и на все предметы на ней.
  2. Причина существования атмосферного давления - вес воздуха.
  3. С увеличением высоты атмосферное давление уменьшается.
  4. Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
  5. Барометр - это прибор для измерения атмосферного давления.

Итак, в этом задании все утверждения были верными. Количество выбранных вами утверждений и будет вашей оценкой за урок.

Подведение итогов занятия (2 мин)

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Все ли мы их выполнили?

С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

(Проговаривают задачи урока и результат на уроке)

Домашнее задание(2 мин)  

  1. п.28 прочитать, стр.118 вопросы 3,5 выполнить в тетради
  2. самим придумать задачу на высчитывание атмосферного давления. 
  3. По желанию. Ответить на вопрос:

«Почему дым из заводских труб поднимается вверх, а не остается на месте?»

Рефлексия 

Учитель просит вернуться к своим листочкам, и оценить свою работу на уроке.

Учитель географии: Ребята, как вы считаете, успешны ли вы были на уроке?

Перед вами лист самооценки. Попробуйте оценить себя сами. Отметьте галочками те этапы,  где вы можете себя похвалить. Выставьте себе отметку. Листы самооценки сдайте.

Ф.И. ______________________________________________

Сегодня на уроке я был успешен, потому что:

1

Активно участвовал в работе группы

2

Узнал больше, чем знал

3

Могу объяснить результаты опытов

4

Понял принцип решения задач

5

Легко прошел «квест»

                                                     Моя оценка

Критерий оценки:

VVVVV  - «5»       VVVV   - «4»      VVV   - «3»

Теперь закройте глаза и вспомните самые интересные моменты урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны (активны, инициативны)

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует, что может работать еще лучше, поаплодировали себе.

- Урок окончен. Спасибо, ребята, за то, что упорно и дружно трудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока в 11-ом классе

тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""

Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики  по теме "Умножение и деление дробных чисел".   Цель урок...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...