календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Савоста Наталья Владимировна

календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС  Учебник  Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_5_kl.docx73.24 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Основные виды деятельности обучающихся

Форма организации образовательного процесса

Планируемые результаты

Материально-техническое оснащение

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение (6 ч)

1

Биология - наука о живой природе.

Определять понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывать значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества.

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы».

-работать с информацией , содержащейся в учебнике.

- различать многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Обучающийся получит возможность научиться:

- -определять понятия  флора, фауна

- науки, изучающие живую природу;

.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

2

Методы исследования в биологии.

Определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии. Изучать правила техники безопасности в кабинете биологии

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- основным методам исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием.

Обучающийся получит возможность научиться:

- современным  методам изучения  биологии;

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

3

Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого от неживого.

Определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составлять план параграфа

Учебное занятие

Обучающийся научится:

-характеризовать  царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- определять

 понятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»»;

- отличать живые организмы от неживых;

Обучающийся получит возможность научиться:

-- определять понятия низшие растения, высшие растения

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД.

 умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Презентация «Отличие живого от неживого».

4

Среды обитания живых организмов.

Определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализировать связи организмов со средой обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу

Учебное занятие

Обучающийся научится:

-различать основные среды обитания живых организмов: водная среда, на-земно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

-характеризовать среды обитания организмов;

Обучающийся получит возможность

узнать:

- отличие среды обитания от местообитания;

-причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

- определять понятия  абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно –следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Презентация

 «Среды обитания живых организмов»

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом учебника

Учебное занятие, исследовательская работа

Обучающийся научится:

- определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»;

- характеризовать экологические факторы;

- о многообразии живой природы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.

Обучающийся получит возможность

узнать:

- причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

- научиться:

определять понятия  абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

6

Обобщающий урок.

Готовить  отчет по экскурсии. Вести  дневник фенологических наблюдений

Практическая работа №1

««Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Ведение дневника наблюдений.

Обучающийся научится:

- основным  методам исследования в биологии: наблюдению, эксперимент, измерение;

- правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- проводить фенологические  наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательный интерес к естественным наукам

2. Клеточное строение организмов (11 ч)

7

Устройство увеличительных приборов

Определять понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работать  с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывать правила работы с микроскопом

Лабораторная работа №1«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Обучающийся научится:

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Обучающийся получит возможность

узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Лупа, световой микроскоп.

8

Строение клетки

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Лабораторная работа№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Обучающийся научится:

- определять понятия: «клетка», «оболочка»,

 « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Обучающийся получит возможность

узнать:

-  функции основных частей клетки;

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Таблица «Строение растительной клетки», презентация

«Растительная клетка»

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

 Готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их

Лабораторная работа№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Обучающийся научится:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро».

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Обучающийся получит возможность

-- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Микроскоп, стекло, иглы, пипетка.

10

Пластиды

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов»

Обучающийся научится:

-разбираться в  строение клетки;

- определять понятия: «клетка», «оболочка»,

 « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»,

 « пластиды»,

« хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микро-скопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

 - распознавать различные части клетки.

Обучающийся получит возможность

- узнать, что клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты».

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Микроскоп, готовые препараты «Лист элодеи», томат

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать

органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Учебное занятие, исследовательская работа.

Обучающийся научится:

- определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества».

Обучающийся получит возможность

- узнать, о макро- и микроэлементах;

-научиться доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Презентация

«Химический состав клетки»

12

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учиться работать с лабораторным оборудованием

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества».

Обучающийся получит возможность

- узнать, о макро- и микроэлементах;

-научиться доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Лабораторное оборудование.

13

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Обучающийся научится:

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки;

- строение клетки;

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Обучающийся получит возможность узнать, что

клетка – единица строения и жизнедеятельности,

-космическую роль зеленых растений

- определять понятия «мембрана»

-объяснять отличия молодой клетки от старой,

-доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь.

Микроскоп, готовые препараты «Лист элодеи».

14

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять понятия: «клетка», «оболочка»,

« цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли».

Обучающийся получит возможность  узнать, что

клетка – единица строения и жизнедеятельности,

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

 -доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

15

Деление клетки

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять понятия: «клетка», «оболочка»,

 « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы».

Обучающийся получит возможность  

узнать:

-что клетка обладает всеми признаками живого организма.

 - функции основных частей клетки.

 

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Деление клетки»

16

Понятие «ткань»

Определять понятие «ткань». Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывать умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Обучающийся научится:

- характеризовать признаки различных растительных тканей.

- определять понятия: «клетка», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Обучающийся получит возможность:  

- определять понятия «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- находить отличительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный мате-риал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками ин-формации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Микроскоп,

Готовые препараты тканей растения.

17

Обобщающий урок

Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнять таблицы. Демонстрировать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

тестирование

Обучающийся научится:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма»,

 « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды»,

 « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические ве-щества», «органические  вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Тетрадь для контрольных работ, тест.

3. Царство Бактерии. Царство Грибы.  (7 ч)

18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Выделять существенные признаки бактерий.

Учебное занятие.

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику бактериям;

- отличать бактерии от других живых организмов;

Изучит:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий.

Обучающийся получит возможность изучить:

-значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку.

Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Строение бактерий»,

Таблица «Клетка бактерий»

19

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- объяснять роль бактерий  в природе и жизни человека.

Обучающийся получит возможность узнать

значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Многообразие и роль бактерий»

20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Изучит:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Обучающийся получит возможность узнать

-жизнедеятельность грибов-хищников

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Строение грибов»

21

Шляпочные грибы.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Учебное занятие

Практическая работа №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Обучающийся получит возможность

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Плакат «Шляпочные грибы», презентация

«Строение и многообразие шляпочных грибов»

22

Плесневые грибы и дрожжи

Готовить микропрепараты и наблюдать  под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Лабораторнаяработа № 7

 « Строение дрожжей»;

Лабораторная работа №8

«Плесневый гриб мукор»

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Микроскоп, готовые препараты «Гриб мукор»,

23

Грибы-паразиты

Определять понятие «грибы-паразиты». Объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Обучающийся получит возможность

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный мате-риал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Плакат «Грибы паразиты»,

Презентация

«Многообразие и роль грибов паразитов в природе и жизни человека»

24

Обобщающий урок

Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнять таблицы. Демонстрировать  умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовить  сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Проверочная работа

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Обучающийся получит возможность  узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Тетрадь для контрольных работ, тест.

4. Царство Растения. (10 ч)

25

Ботаника — наука о растениях

Определять понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделять существенные признаки растений. Выявлять  на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённые растения, опасные для человека. Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

Изучит:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека.

Обучающийся получит возможность  

-  выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни человека

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Выделять существенные признаки водорослей. Работать  с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовить  микропрепараты и работать  с микроскопом

Лабораторная работа № 9

«Строение зеленых одноклеточ-

ных водорослей»

Обучающийся научится:

- давать характеристику водорослям;

Изучит:

-строение и многообразие водорослей.

 

Обучающийся получит возможность  

- выявлять приспособления водорослей к среде обитания,

 - половое и бесполое размножение водорослей.

Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

Формируется  познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Строение водорослей»

Плакат «Строение зеленой водоросли хламидомонады»

Микроскоп, готовые препараты «Хламидомонада»

27

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Объяснять  роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны водорослей

Учебное занятие

Обучающийся научится

- объяснять роль водорослей биосфере;

- давать характеристику основным группам водорослей;

 - роль водорослей жизни человека;

Обучающийся получит возможность  

- выявлять приспособления водорослей  к среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной

деятельности

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Многообразие и роль водорослей в природе и жизни человека»

28

Лишайники

Определять понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находить лишайники в природе

Учебное занятие

Обучающийся научится

- давать характеристику лишайникам.

- изучит особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

 

Обучающийся получит возможность  

- выявлять приспособления лишайников к среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Гербарий

Презентация «Многообразие и роль лишайников в природе»

29

Мхи

Выполнять лабораторную работу. Выделять существенные признаки высших споровых растений. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека

Лабораторная работа  № 10

«Строение мха»

Обучающийся научится

- давать характеристику мхам;

- изучит особенности строения и жизнедеятельности мха.

Обучающийся получит возможность  узнать

- жизненные циклы мхов;

-  выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши;

- редкие и охраняемые растения Новосибирской области

- выявлять приспособления мхов к среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Гербарий,

Презентация

«Многообразие и роль мхов в природе и жизни человека»

30

Папоротники, хвощи, плауны

Выполнять лабораторную работу. Выделять существенные признаки высших споровых растений. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить  их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Лабораторная работа № 11

«Строение споронося-щего папоротника»

Обучающийся научится

- давать характеристику хвощам, плаунам, папоротникам;

-изучит особенности строения и жизнедеятельности хвощей, плаунов, папоротников.

Обучающийся получит возможность  узнать

- жизненные циклы папоротников,

- древовидные папоротники,

- редкие и охраняемые растения Новосибирской  области

-  выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Гербарий, микроскоп, готовый микропрепарат

«Споры папоротника»

31

Голосеменные растения

Выполнять лабораторную работу. Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

Лабораторная работа № 12

«Строение хвои и шишек хвойных»

Обучающийся научится

- давать характеристику

голосеменным растениям;

-изучит особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений.

Обучающийся получит возможность  узнать

- жизненный цикл сосны,

- редкие и охраняемые растения  Новосибирской области

- выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Гербарий «Хвоя сосны», шишки сосны и ели.

Презентация

«Строение голосеменных растений, многообразие, значение»

32

Покрытосеменные растения

Выполнять практическую работу. Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Описывать представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Практическая работа № 3

«Жизненные формы покрытосеменных растений»

Обучающийся научится

- давать характеристику

покрытосеменным растениям;

-изучит особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, их многообразие.

Обучающийся получит возможность  узнать

- покрытосеменные – господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения Новосибирской  области;

-выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши;

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их

строении.

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Покрытосеменные растения, многообразие, значение», таблица «Жизненные формы растений»

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Определять понятия «палеонтология»«палеоботаника»

«риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растительного мира

Учебное занятие

Обучающийся научится

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

- изучит основные методы изучения растений;

Обучающийся получит возможность  узнать

- древовидные папоротники,

- покрытосеменные –господствующая группа растений,

- выявлять усложнения растений в связи с освоением  ими суши.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции

В.В. Пасечник

Биология.

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь

Презентация

«Основные этапы развития растительного мира», видео-урок.

34

Обобщающий урок

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

Итоговая работа.

Обучающийся научится

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений в биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Обучающийся получит возможность

-  выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания.

 - различать лекарственные и ядовитые растения.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Тетрадь для контрольных работ, тест.

Резерв 1 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...

Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...

Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...

Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2

Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...

Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование по физической культуре  для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. ФГОС.

Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. 102 ч.ФГОС. Под редакцией В.Я.Коровиной....