Технология проектного обучения
статья по биологии на тему
Метод проектов (лат. Progectus - «брошенный вперед», «план на будущее») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения.
Организация проектной деятельности ученика.
Введение профилизации на старшей ступени школы, где учатся дети, сделавшие свой выбор и имеющие стимул и соответствующий потенциал для продолжения образования, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Модернизация образования предполагает приоритет компетентносного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.
Такое обучение отличается от того, где необходимо « запомнить и ответить», есть готовая формула, в которую надо только подставить значения. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проектировании решения тех или иных проблем. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности, - «проектный».
Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования, и практика его образования многообразна.
Метод проектов ( лат. Progectus - «брошенный вперед», «план на будущее») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Этот метод открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность, иными словами, попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию обучаемого.
В практике используются разные виды проектов:
- Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.
- Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез.
- Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.
- Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.
- Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда.
« Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее», - считает В.В. Гузеев.
Проекты бывают монопредметные, межпредметные и внепредметные. Монопредметный проект может выполняться в системе классно-урочной работы; межпредметные и внепредметные осуществляются в течение части урока, одного или нескольких уроков, нескольких дней или недель.
Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьника и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.
Алгоритм проектного обучения включает пять основных этапов:
первый – выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;
второй – создание первой творческой группы (наработка идей и способов решения проблемы);
третий – создание второй творческой группы (одновременно с первой группой нарабатываются идеи и способы решения проблемы);
четвертый – обмен информации между группами (круглый стол);
пятый – защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.
Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, продиагностировать успешность или неуспешность деятельности ученика и учителя.
Роль педагогической диагностики в проектной деятельности
В целом Для ученика Для учителя
Одна из разновидностей проектных технологий – проектно-исследовательская. Цель ее – развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности. Исследование в данной технологии служит и основным содержанием обучения. Исследовательская технология – один из способов личностно ориентированного обучения.
Структура исследовательской технологии
Стадия | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Актуализация знаний | мотивационная | Фронтальная беседа, диалог | Беседа, диалог |
Постановка проблемы, ее формулиро-вание | Информационная коммуникативная мотивационная | Помогает ученикам опре-делить, каких целей необ-ходимо достичь. Стимулирует разработку плана, обсуждение проблемы. Сведения, полученные от учителя, способствуют самостоятельно выдвигаемой гипотезе | Формулировка проб-лемы. Формулировка цели и плана действий. От создания пробле-мы в результате поз-навательного конфликта ученики переходят к сбору и анализу данных. |
Описание (наблюдение | систематизирующая коммуникативная мотивационная | Представление объекта исследования | Факт – описание (наблюдение) – противоречие – проб лема для разрешения |
Сбор данных, подтверждение факти-ческих сведений | информационная мотивационная | Расширяет поле познаватель-ного поиска, т.е. объем и характер доступных детям сведений. Стимулирует процесс познавательного поиска. | Проводят поиск достоверных сведе-ний об объектах и явлениях, что должно привести к выдвижению гипотез. |
Выдвижение гипотезы, идей | мотивационная систематизирующая | Стимулирует процесс исследовательского поиска | Аргументируют, приводят доводы |
Эксперимен-тирование или поиск решения | экспериментально-мотивационная целеполагающая | Постановка опыта, экспери-мента требует определенного опыта. Задача учителя – помочь детям освоить такой опыт | Выделяют исседуе-мые факторы, изучают объекты. |
Построение или форму-лировка вывода | систематизирующая информационная когнитивная | Направляет рассуждения в нужное русло, стимулирует творческое мышление | Формулируют выводы |
Анализ хода решения проблемы | систематизирующая когнитивная мотивационная аналитическая | Ориентирует ребят на выяснение эффективной информации, построения гипотезы, хода эксперимен-тальной работы, проверки объяснения | Анализ хода эксперимента полученных данных |
Поиск признания решения | коммуникативная мотивационная информационная оценочная | Ретроспективный анализ совместного исследования |
Проект позволяет моделировать обучение в зависимости от социального заказа, состава ученического коллектива, материально – технического оснащения школы и других факторов.
Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Для учителей это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.
Анализ работы показал, что проектно – исследовательская деятельность учителей помогла:
- Активизировать их личностный и педагогический потенциал;
- Стимулировать изучение и анализ научной педагогической литературы;
- Использовать интерактивные формы общения и обучения;
- Сформировать коллектив творческих единомышленников.
Все это позволяет эффективнее функционировать образовательной системе и реализовывать идеи модернизации образования, образования для устойчивого развития, в числе которых формирование ключевых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-3549-1355344042.jpg)
Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»
Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-282289-1376936631.jpg)
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по новым ФГОС с применением элементов развивающей, групповой технологий и технологии проектного обучения
Технологическая карта урока английского языка по теме "Школьные клубы" в 5 классе по учебнику Биболетовой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-771358-1458598225.jpg)
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-771358-1458598225.jpg)
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-763552-1574710182.jpg)
Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.
Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1185226-1573995962.jpg)
Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019
Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980245-1512032862.jpg)
ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения
Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...