Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9 класс)
Эссе к модулю Современные образовательные технологии.
Технология проектного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnogo_obucheniya.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе к модулю Современные образовательные технологии.
Технология проектного обучения.
Бондаренко А.М. – учитель ИЗО МБОУ «Сновская СОШ,
Новозыбковского района.
Введение.
Изменения, которые происходят в обществе, определяют вызовы к сфере образования.
Среди них — ускорение темпов развития общества. В результате
школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сегодня мы имеем слабые представления.
Сегодня смысл образования понят как развитие личности учащегося на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьника, его способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. То есть задача состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира.
Учитель на своих уроках должен использовать множество современных образовательных технологий, которые помогут ему в проведении урока и формировании основных УУД. При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД.
В качестве одного из современных методов обучения следует назвать технологию проектного обучения.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в таких странах как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия - применяли активно и весьма успешно.
В современной педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основная часть.
Слово «проект» означает (от лат. projectus; буквально - брошенный вперед):
- совокупность документов (расчетов, чертежей для создания какого-либо объекта (сооружения, изделия);
- предварительный текст какого-либо документа;
- замысел, план.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. Использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы. Выбор проектного метода обоснован тем, чтобы учебный процесс стал более увлекательным для учащихся. Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Система взаимодействия участников проекта.
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя |
1. Выдвижение идеи проекта | Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем | Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели |
2. Составление письменного плана выполнения проекта | Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи | Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи |
3.Выполнение проекта | Осуществление действий по сбору необходимой информации | Выполняют работу по проекту, советуются между собой и преподавателем, накапливают материал | Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия) |
4.Завершение проекта | Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта | Анализируют информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект | Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник |
5. Подготовка отчета по проекту | Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой | Работа над отчетом - читают, считают, анализируют, оформляют отчет, готовят выступление | Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления |
6. Представление отчета и его оценка | Определение ценности выполненного проекта | Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта | Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом |
Заключение.
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.
Литература.
1. Васильев В. Проектно - исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 177-180.
2. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научи, ст. / Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
3. Колесникова И.А., Горчакова - Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова //Методист. -2004. -№ 3. –С.44-49.
7. Педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2007. - 217 с.6.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология детского проектного обучения в ситеме дополнительного образования детей
Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности педагога, его творческой активности. Инновационная деятельность становится...
"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офис...
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
Продуктивность использования образовательных технологий.Технологии: здоровьесберегающая, проектное обучение, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология).
Презентация на тему "Закаливание" ученицы 6 класса....
Продуктивность использования образовательных технологий Технологии: здоровьесберегающая, проектное обучение, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология).
Презентация на тему: "Вред здоровью от курения и алкоголя" ученик 5 класса...
Продуктивность использования образовательных технологий Технологии: здоровьесберегающая, проектное обучение, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология).
Презентация на тему: "Мы за здоровый образ жизни" ученика 6 класса....
Современные образовательно-оценочные технологии в обучении химии
Основными параметрами современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся являются:· понимание «образовательных достижений&ra...