Современные образовательно-оценочные технологии в обучении химии
статья по химии на тему

Калач Анжела Владимировна

Основными параметрами современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся являются:

·        понимание «образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития;

·        использование стандартизированных средств при оценивании  (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов;

·        введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля;

·        научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalach.docx69.85 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательно-оценочные технологии в обучении химии

Калач А.В., г. Ноябрьск,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3, учитель

Важнейшей составной частью ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ и системе оценивания. C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль учителя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Таким образом, основными параметрами современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся являются:

  • понимание «образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития;
  • использование стандартизированных средств при оценивании  (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов;
  • введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля;
  • научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания.

Требования к результатам образования делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

Описание системы оценки результатов

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные  и личностные.

Результаты  ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик  вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки»  и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. 

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), в журналах (электронных или бумажных). 

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки  в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

1.Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

2.Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

3.Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?  Текущие – по желанию, за тематические проверочные  работы - обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится как  по желанию ученика, так и по  желанию учителя, так как ученик ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится  всем ученикам обязательна, так как каждый должен  показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится»  примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлично» или  «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или  «почти отлично»  (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не  изучавшейся  в классе «сверх задачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».

Основная проблема - составление методически грамотного составления рейтинга. Прежде всего необходимо:

1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные  модули (или логические блоки). Модулем может быть:

  • отдельная тема или раздел (например, в 10 классе тема «Углеводороды»,  в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»);
  •  индивидуальные домашние задания;
  • индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика (работа с карточками, подготовка сообщения, выполнение демонстрационного эксперимента);
  • разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

2.Определить нормативные баллы или  5-бальная оценка на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов).

3.Если бальная система, то установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения, соответствующее положительной оценке.

4.Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент.

5.На основе программных средств организовать учет  успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.

6.В конце четверти (полугодия) выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок или баллов за отдельные модули (темы)

Теперь рассмотрим пример построения рейтинговой системы для оценочной шкалы. В данной системе можно использовать 10-ти бальное оценивание. Для каждого учащегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.            Критерии оценивания знаний учащихся

Основные критерии

Баллы

Уровни успешности (качественная оценка)

Даты уроков

Отсутствие на уроке

0

 

 

 

 

 

 

Готовность к уроку

0,5

 

 

 

 

 

 

Слушал, переписывал с доски

1,0-1,4

Очень слабо

 

 

 

 

 

Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5-2,0

Слабо

 

 

 

 

 

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2,1-3,0

Посредственно

 

 

 

 

 

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

3,1-4,0

Нормально

 

 

 

 

 

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

4,1-5,0

Недостаточно хорошо

 

 

 

 

 

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

5,1-6,0

Хорошо

 

 

 

 

 

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

6,1-7,0

Очень хорошо (почти отлично)

 

 

 

 

 

Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя

7,1-8,0

Отлично

 

 

 

 

 

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

8,1-9,0

Прекрасно

 

 

 

 

 

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения

9,0-10,0

Идеально

 

 

 

 

 

Суммарный балл за занятие

 

 

 

 

 

Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ

Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)

БАЛЛЫ

Стандартная работа

Повышенный уровень (профильный)

Не превышает 25%

1,0 – 2,0

1,0 – 3,0

Не превышает 50%

2,1 – 4,0

3,1 – 5,0

Не превышает 75%

4,1 – 5,0

5,1 – 7,0

Превышает 75%

5,1 – 7,0

7,1 – 10,0

Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:

  • прогул урока без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
  • отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
  • плохое поведение на уроке (минус 1 балл);
  • неготовность к уроку (минус 1 балл);
  • опоздание более чем на 7 минут без уважительной причины (минус 1 балл).

Итоги рейтинга

Перевод в «5» балльную шкалу

Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной

Оценка по дисциплине по 5 балльной шкале

88-100%

5

69-87%

4

50-68%

3

Меньше 50%

2

Если оценивание осуществляется оценочной системой, то итог вычисляется как среднее арифметическое.

К основным функциям диагностики результатов обучения по химии  можно отнести следующее:

контролирующая функция предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по химии, усвоенных на каждом этапе обучения, для дальнейшего определения их готовности к продолжению обучения или к началу профессиональной деятельности;

обучающая функция заключается не только в том, что ученик отвечает на вопросы педагога и выполняет его задания, но и в том, что он осмысливает ответы одноклассников, вносит в них свои коррективы;

воспитывающая функция предполагает систематический контроль, повышающий ответственность учеников за выполняемую работу, а

также возможность самостоятельно решать поставленные перед ним задачи и

правильно оценивать свои учебные результаты и возможности;

побуждающая функция направлена на стимулирование учебно-

познавательной деятельности обучаемых с целью получения более высокой

оценки проверяемых знаний, навыков и умений.

Для полной реализации перечисленных функций диагностики обучения

важно выполнять целый ряд требований, вытекающих из ее принципов,

таких как

Принцип объективности. Подразумевается научное обоснование содержания диагностических процедур, объективное отношение учителя ко всем ученикам, определяемое установленным критериям оценивании знаний, навыков и умений;

Принцип систематичности. Он включает системность

проведения диагностики на всех этапах учебного процесса от начального восприятия учебного материала до его практического применения;

Принцип гласности, предусматривающий проведение открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям.


Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС.

 

изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

 

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Учитывая важность данного вопроса, нами были разработаны критерии оценивания по биологии, которые представлены в таблицах.

Проблемы существующей системы оценивания

не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности — «краеугольного камня» здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий — что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)

Оценивание: современные тенденции

От

К

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки

Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Цели и задачи

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей, компетенций

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации, применения,

 анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения

Формирующее оценивание

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

 

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

 

Результатами применения формирующего оценивание является:

обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,

максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,

формирование оценочной самостоятельности учащихся,

формирование адекватной самооценки.

Пять принципов формирующего оценивания

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Инновационные оценочные средства и формы

портфолио;

кейсы;

контекстные задачи;

междисциплинарные экзамены;

компетентностно-ориентированные тесты;

ситуационные задания.

 

Оценка устного ответа

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

 

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения;

 

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

 

Ученик планирует

сотрудничество с учителем и

сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

 

Способен разрешать конфликты

 

Оценка «3»

Превышающий базовый уровень достижения

метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует

 сотрудничество с учителем

 и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с

использованием норм;

 

Способен разрешать

конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Умеет с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

 

Оценка «4»

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует

сотрудничество с учителем

 и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Способен разрешать

конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Методическое пособие с электронным приложением. 3-е издание, стереотипное. М.: Планета. 2009.
  2. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. Москва. ВАКО. 2015.
  3. Каверина А.А., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2013г.

Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС

 Английский язык

В статье рассматриваются особенности новых техник оценивания образовательных результатов школьников.

Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.

 

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характерспособствует  появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Перед учителем встает вопрос: как это делать?

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке  и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.

Функции оценивания:

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

  • Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
  • Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
  • Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.
  • Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.

Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе,  а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

  1. Лист общеучебных достижений. Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, семестра, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Например:

Умение прогнозировать содержание текста.

Умение аргументировать.

Умение привести пример.

Умение составить собственное высказывание.

Умение продуктивного письма.

Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на  нескольких уроках.

  1. Обратная связь. На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь учителю также держать обратную связь с учениками, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.

«Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:

1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружение проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

«Письменная обратная связь». После проверки письменной работы учитель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаются галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаются отметки красным цветом, а на полях пишутся рекомендации учителя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако, использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.

«Словесная оценка». Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь,  соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

«Светофор». У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

  1. «Критериальное оценивание». Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Самый эффективный способ оценивания – это составление критериев оценивания совместно с детьми. Это не только мотивирует учащихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться, осознать свои сильные и слабые стороны. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Например, при составлении диалогов по заданной теме совместно с учащимися были предложены следующие критерии:

Произношение и интонация.

Соблюдение грамматических норм.

Умение спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).

При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и ребятам было понятно, что от них требуется.

 

  1. «Самооценивание». Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?». Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради. Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений» (+ «Я понял все», -  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял»), «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».

Для эффективного самооценивания необходимо:

понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

развитие навыков критического мышления;

развитие объективизма;

концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока  и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

  1. «Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Взаимооценивание дает учащимся возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс. Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.

Практически в каждом классе есть учащиеся, которые химию в дальнейшем изучать не будут, и это требует введения дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, предполагающего такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, будут иметь право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований базового образовательного стандарта. Такая уровневая дифференциация позволит одних учащихся готовить к вступительному экзамену по химии в вуз, а другим дать базовый минимум знаний. С учётом названных установок, измерители эффективности достижения планируемых результатов составляются с учётом двух уровней: базовый (опорный), и повышенный (или функциональный), т.е. измерительный материал включает задания разного уровня сложности: базового и повышенного. Организация, проведение и проверка кратковременных проверочных работ, локально направлены на проверку умений, определяющих качество достижения конкретного планируемого результата в пределах содержания изученного материала. Процесс контроля встроен в учебный процесс и занимает немного времени (от 7 до 15 мин).

Средством оценки достижения планируемых результатов являются проверочные задания различных типов. Задания позволяют установить, на каком уровне (базовомили повышенном) учащимся освоены опорные предметные знания, принципиально важные для текущего и последующего обучения.

Базовый уровень достижения планируемых результатов свидетельствует о сформированности предметных знаний и умений, необходимых для решения учебных и учебно-практических задач в знакомой ситуации. Оценка достижения планируемых результатов на базовом уровне осуществляется преимущественно с помощью заданий с выбором ответа, которые нашли широкое применение в практике обучения химии. Эти задания разнообразны по форме предъявления условия: в одних случаях оно сформулировано в виде вопроса, в других – в виде утверждения либо двух суждений. Но в каждом из них предлагается четыре варианта ответов, среди которых только один является правильным.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует о сформированности умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-практических задач в изменённой, нестандартной ситуации, а также умений систематизировать и обобщать полученные знания.

Оценка достижения планируемых результатов на повышенном уровне осуществляется посредством заданий с кратким и развёрнутым ответами, а также творческих заданий, которые предусматривают анализ предложенного текста, носят исследовательский характер или предполагают составление свободного рассказа на заданную тему.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.

Раздел. Основные понятия химии.

1.Пример.

Планируемый результат: характеризовать вещества по составу и свойствам.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- различать простые и сложные вещества на основании их химических формул;

Задание (базовый уровень).

В каком ряду приведены формулы только сложных веществ?

  1. СО2 , О3 , HCl, KOH
  2. NaOH HI H2 HNO3
  3. CO SO2 NaCl SiO2
  4. NH3 H2O CO2 O2

Ответ: 3.

Задание (повышенный уровень)

В листьях зелёных растений на свету углекислый газ (СО2), поступающий в растения из воздуха, и воды (H2O), поступающая из почвы, превращается в органические вещества, в глюкозу (С6Н12О6) и кислород (О2).

Азот (N2), содержащийся в воздухе, способны усваивать клубеньковые бактерии бобовых растений. При гниении этих растений в почве образуются различные органические вещества, например мочевина (NH2)2CO и нередко аммиак (NH3).

Определите, какие из веществ, о которых говорилось при описании природных процессов, являются простыми либо сложными, и выпишите отдельно химические формулы веществ каждой группы.

Элементы ответа:

  • Определены формулы простых веществ.
  • Определены формулы сложных веществ.

2.Пример.

Планируемый результат : вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

-вычислять относительные молекулярные массы веществ, зная их химические формулы и относительные атомные массы химических элементов;

-соотносить молярную массу и относительную молекулярную массу вещества;

-вычислять массовые доли химических элементов в веществе, зная его химическую формулу и относительные атомные массы элементов.

Задание (базовый уровень).

Состав минерала кремнезёма выражается химической формулой SiO2. Относительная молекулярная масса кремнезёма равна:

  1. 30 2) 72 3) 60 4) 44

Ответ:3

Задание (повышенный уровень)

Вычислите, во сколько раз относительная молекулярная масса оксида кремния (IY) больше относительной молекулярной массы оксида азота (II).

Элементы ответа:

  • Рассчитаны относительные молекулярные массы оксидов.
  • Определено, что Мr (SiO2) больше Mr (NO) в два раза.


3.Пример.

Задание (базовый уровень).

Массовая доля кальция в карбонате и гидроксиде кальция равна соответственно:

  1. 40% и 27% 2) 20% и 54% 3) 40% и 54% 4) 40% и 81%

Ответ: 3

Задание (повышенный уровень)

Определите формулу одного из оксидов азота, молярная масса которого равна 30 г/моль, а массовая доля кислорода в нём 53,3%.

Элементы ответа:

  • Определено число атомов кислорода в молекуле оксида.
  • Определена формула оксида – NO.



Раздел. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества.

4.Пример.

Планируемый результат : раскрывать смысл периодического закона Д.И.Менделеева.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

-демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от возрастания их относительных атомных масс;

Задание (базовый уровень).

У элементов, принадлежащих к семейству щелочных металлов, с возрастанием относительных атомных масс металлические свойства:

  1. не изменяются; 3) ослабевают;
  2. изменяются периодически 4) усиливаются

Ответ: 4

Задание (повышенный уровень)

Приведён ряд химических элементов:

Sà P à Si à Al à Mg à Na

Объясните, какая закономерность прослеживается в изменении свойств элементов этого ряда.

Элементы ответа:

  • Указано, что все химические элементы этого ряда являются элементами одного периода и они расположены в порядке уменьшения их относительных атомных масс.
  • Описан характер изменения свойств элементов в ряду. В связи с уменьшением относительных атомных масс свойства элементов этого ряда изменяются в направлении: неметаллы à амфотерный элемент à металлы.










Раздел. Многообразие химических реакций.

5.Пример.

Планируемый результат : характеризовать сущность химических явлений по наличию определённых признаков и объяснять их отличие от явлений физических.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

-различать химические и физические явления, выделяя их существенные признаки;

-устанавливать характер наблюдаемого явления по наличию определённых признаков.

Задание (базовый уровень).

Взаимодействие соды и уксусной кислоты сопровождается:

  1. выделением газа 3) появление запаха
  2. падением осадка 4) изменением цвета

Ответ: 1

Задание (повышенный уровень)

Верны ли следующие суждения об описанных явлениях?

А) Любой металл можно перевести в жидкое состояние и далее превратить в газ. Оба эти явления относятся к явлениям физическим.

Б) Помутнение известковой воды при продувании через неё выдыхаемого воздуха относится к явлениям физическим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

Ответ: 1.

Задание (повышенный уровень)

Смешали голубой прозрачный раствор медного купороса с бесцветным прозрачным раствором щёлочи. Полученная смесь растворов мгновенно перестала быть прозрачной, поскольку образовалось голубое студенистое вещество, которое постепенно выпало в осадок. Составьте уравнения реакции и охарактеризуйте описанное явление по наличию указанного признака – выпадению осадка.

Элементы ответа:

  • Указано, что выпадение осадка является признаком протека ния химической реакции меэду растворами.
  • Составлено уравнение реакции.







6.Пример.

Планируемый результат: подтверждать существование генетической связи между веществами различных классов.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- составлять уравнения реакций, соответствующие ряду веществ:

металл à основной оксид à основание à соль

Задание (базовый уровень).

Верны ли следующие суждения о превращениях веществ?

А) в схеме превращений Cu (OH)2 à X à CuCl2 веществом Х является оксид меди (II).

Б) в схеме превращений Fe(OH)3 à X à Fe2(SO4)3 веществом Х является оксид железа (II).

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

Ответ: 1

Задание (повышенный уровень)

Дана схема превращений: Cu à Cu(NO3)2 à X à CuO

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Элементы ответа:

  • Определено вещество Х.
  • Составлены три молекулярных уравнения реакций.



Раздел. Многообразие веществ.


7.Пример

Планируемый результат: приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот. Оснований и солей.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

-определять возможность протекания реакций с веществами, преложенными в списке;

-составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

-характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот.

Задание (базовый уровень).

Общие химические свойства кислот обусловлены наличием в их растворах:

  1. молекул водорода 3) ионов водорода
  2. ионами кислотного остатка 4) атомами кислорода

Ответ: 3

Задание (повышенный уровень)

Из предложенного перечня веществ:

А) Zn Б) SiO2 В) HCl Г) Ba(NO3)2 Д) NaOH Е) Ca3(PO4)2

В реакцию с раствором сульфата меди (II) вступают

  1. А, Г, Д, 3) А, В, Е
  2. Б, Д, Е 4) Г, Д, Е

Ответ: 1

Раздел. Экспериментальная химия.

8.Пример.

Планируемый результат : проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

-распознавать опытным путём хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, присутствующие в водных растворах кислот и солей.

Задание (базовый уровень).

Для обнаружения в растворе хлорид-ионов можно использовать раствор

  1. сульфат калия 3) гидроксид бария
  2. нитрат серебра 4) фосфорной кислоты

Ответ: 2

Задание (повышенный уровень)

К раствору соли, известной в медицине под названием «ляпис», добавили раствор соляной кислоты, в результате чего выпал белый осадок. А при разложении этой соли образовалось три вещества: два простых, одно из которых является важным компонентом воздуха, и кислотный оксид – газ бурого цвета.

Запишите формулу и название исходной соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе определения качественного состава неизвестного вещества.

Элементы ответа:

  • Определён состав вещества.
  • Составлены два уравнения реакций.




Оценивание осуществляется по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится” примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки -“хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

-либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик может научиться” примерной программы);

-либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи”, для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - “превосходно”.

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...

Инновационные технологии в обучении химии

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычно...

Опыт использования компьютерных технологий при обучении химии

Данный материал представляет собой статью, в которой я делюсь своим опытом использования  ИКТ-технологий при изучении химии. Данная тема стала мне интересна уже давно, А когда в кабинете появилас...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Опыт работы по теме "Применение современных педагогических технологий при обучении химии"

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребова...

Применение современных инновационных технологий в обучении химии

Применение современных инновационных технологий  - одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса...

"Применение современных образовательных технологий в обучении химии»

Презентация содержит информацию о применении современных технологий на уроках химии с целью повышения компетентности школьников, активизации учебной деятельности на уроках....