«Общая характеристика типа Моллюски»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Павленко Светлана Алексеевна

Урок построен по всем требованиям ФГОС и позволяет учащимся активно самостоятельно добывать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_mollyuskov_7_kl.docx364.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме  «Общая характеристика типа Моллюски»

Составитель: учитель биологии высшей категории

МБОУ СОШ № 2 г.Олекминска Республики Саха (Якутия)

Павленко Светлана Алексеевна.

Содержание

1.

Конспект урока.................................................................................................

1

2.

Приложение 1: тест «Типы плоские, круглые, кольчатые черви».............

4

3.

Приложение 2: прием «Лови ошибку» (текст с биологическими ошибками)........................................................................................................

8

4.

Приложение 3: прием «Жокей и лошадь» (закрепление изученного материала)........................................................................................................

10

5.

Приложение 4: прием «Шесть шляп» (рефлексия).....................................

11

Конспект урока

Цель: изучить особенности строения типа Моллюски в связи со средой обитания.

Задачи:

Образовательные: формировать представления об особенностях внешнего и внутреннего строения моллюсков;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстами; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при парной и коллективной работе (умение слушать и слышать друг друга, уважать другую точку зрения).

Планируемые результаты по формированию УУД:

Познавательные: умение логически рассуждать и анализировать, обобщать, выделять главное;

Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; планировать свою деятельность и работать по плану; самостоятельно находить учебную проблему и решать ее; оценивать правильность выполнения действия; осуществлять коррекцию знаний на основе сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение работать самостоятельно; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе парной и коллективной работы;

Личностные: умение оценивать себя и других, видеть свои и чужие успехи и проблемы; осознавать потребность и готовность к самообразованию; формирование устойчивой мотивации к изучению живой природы.

Оборудование и материалы:

- интерактивная доска, мультимедийный проектор;

- тест «Типы плоские, круглые, кольчатые черви» по числу учащихся;

- видеозапись или слайды с описанием моллюсков младшими школьниками;

- карточки с текстом по изучаемой теме, содержащим биологические ошибки, по числу пар учащихся;

- шесть шляп разной цветовой гаммы для приема «Шесть шляп» (или картинки с изображением шляп);

- карточки с вопросами и карточки с правильными ответами для приема «Жокей и лошадь».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Тестирование «Типы плоские, круглые, кольчатые черви» (см. Приложение 1)

2. Прием «Устами младенца» о моллюсках (видеозапись или слайды с высказываниями младших школьников о моллюсках):

- «...они живут на земле и в воде...»;

- «...некоторые из них маленькие, а другие – очень большие...»;

- «...они скользкие...»;

- «...у них есть домик, который они носят на себе...»;

- «...у одних может быть одна нога, у других – восемь...».

III. Операционно-исполнительный этап.

1. Постановка

- темы урока («Общая характеристика типа Моллюски» или «Моллюски. Общая характеристика»),

- цели (учащиеся формулируют цель для себя, например, узнать характерные признаки строения моллюсков, объединяющие их в отдельный тип);

- задач для достижения цели (например, узнать представителей типа, особенности внешнего и внутреннего строения).

2. Изучение нового материала: прием «Лови ошибку» (см. Приложение 2). Учащимся предлагается «роль учителя» по проверке работы некоего учащегося, составившего доклад по изучаемой теме. Работа содержит некоторое количество биологических ошибок, которые необходимо найти и исправить. Так как для учащихся это новый материал, работу необходимо выполнять, используя текст учебника по соответствующей теме.

3. Учащимся предлагается спланировать свои действия:

- сравнить работу учащегося с текстом учебника;

- найти и исправить ошибки;

- обсудить результаты и сделать выводы.

4. Работа в парах с текстом, содержащим биологические ошибки и текстом учебника.

5. Обсуждение результатов. На интерактивной доске высвечивается текст с биологическими ошибкам. Желающие по очереди выходят к доске, подчеркивают или обводят (или используют другой способ выделения) ошибку и озвучивают правильный ответ. Остальные учащиеся сверяются с результатом, обсуждают его, делают выводы.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Закрепление изученного материала: прием «Жокей и лошадь» (см. Приложение 3).

2. Рефлексия: прием «Шесть шляп» (см. Приложение 4).

V. Домашнее задание: (учащиеся предлагают сами)

1. Учебник Пономаревой И.Н. § 19 читать.

2. Учебник Захарова В.Б., Сонина Н.И. С. 132-134 читать.

3. Творческая работа на выбор (презентация или доклад о роли моллюсков в природе и для человека,  о любом представителе типа Моллюски; подборка интересных фактов о моллюсках; другое (кроссворд, рисунок моллюска на выбор)).

Приложение 1

Тест «Типы плоские, круглые, кольчатые черви»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ

1. Двустороннюю симметрию тела имеет

А) медуза      Б) актиния         В) белая планария              Г) гидра

2. Приспособление к паразитизму у плоских червей —

А) сплющенное тело                                           Б) присоски  

В) развитая пищеварительная система              Г)  развитые органы чувств

3. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика —

А) прудовик      Б) человек      В) крупный рогатый скот         Г) рыба

4. Паразитический круглый червь —

А) дождевой червь                   Б) бычий цепень  

В) печеночный сосальщик      Г) человеческая аскарида

5. Многослойная кутикула на поверхности тела аскариды

А) защищает паразита от переваривания           Б) помогает передвигаться

В) помогает изгибать тело                    Г) обеспечивает поглощение питательных веществ

6. У всех круглых червей нет

А) пищеварительной системы        Б) нервной системы

В) выделительной системы            Г) дыхательной и кровеносной системы

7. Чтобы избежать заражения паразитическими червями,

А) нужно соблюдать правила личной гигиены         Б) нельзя работать с землей

В) нельзя пить кипяченую воду                     Г) нужно есть меньше овощей и фруктов

8. Слизь, покрывающая тело дождевого червя,

А) способствует поглощению питательных веществ       Б) защищает черня от хищников

В) облегчает передвижение в почве                                   Г) позволяет изгибать тело

9. Определите последовательность отделов пищеварительной системы дождевого черня

А) рот — глотка — зоб — пищевод — желудок — кишка

Б) рот — глотка — пищевод — зоб — желудок — кишка

В) рот — желудок — зоб — глотка — пищевод — кишка

Г) рот — кишка — желудок — зоб — пищевод — глотка

10. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает

А) удаление вредных веществ                                        Б) переваривание пищи

В) перенос кислорода и питательных веществ             Г) взаимосвязь с окружающей средой

11. Жидкие ненужные, переработанные вещества удаляются из тела дождевого червя через

А) капилляры                                                Б) органы половой системы    

В) трубочки выделительной системы        Г) глотку

12. Дождевой червь размножается

А) откладыванием яиц     Б) спорами          В) почкованием        Г) вегетативно

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы       Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву

В) поглощают из почвы минеральные соли             Г) уплотняют почву

14. Установите соответствие

1. Дождевой червь                                                  А) Класс Многощетинковые черви

2. Серпула                                                                Б) Класс Малощетинковые черви

3. Пескожил

4. Земляной червь

5. Нереида

6. Чешуйник

15. Назовите животных под номерами 2, 4, 7.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ

1. Планария — гермафродит, так как

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки        

Б) она не размножается половым путем  

В) у одной особи образуются женские, а у другой — мужские половые клетки              

Г) она размножается вегетативно

2. Паразитические черви обладают высокой плодовитостью в связи с тем, что

А) личинки появляются не из всех яиц              

Б) не все яйца оплодотворяются

В) много червей гибнет в окружающей среде  

Г) развитие личинок происходит в окружающей среде

3. Заражение человека бычьим цепнем может произойти через

А) полотенце        Б) плохо прожаренное мясо     В) кипяченую воду       Г) рукопожатие

4. К паразитическим плоским червям относится

А) белая планария                      Б) печеночный сосальщик    

В) дождевой червь                      Г)  человеческая аскарида

5. У аскариды в отличие от бычьего цепня нет

А) кожно-мускульного мешка              Б) нервной системы  

В) органов прикрепления                      Г) пищеварительной системы

6. Приспособление к паразитизму у человеческой аскариды

А) развитая нервная система                       Б) многослойная кутикула  

В) развитые органы чувств                         Г) кожно-мускульный мешок

7. У человеческой аскариды в отличие от бычьего цепня есть

А) мышцы                                         Б) половая система      

В) кожно-мускульный мешок         Г) пищеварительная система

8. Все круглые черви

А) паразиты                                                Б) гермафродиты  

В) имеют кожно-мускульный мешок      Г) не имеют нервной системы

9. К кольчатым червям относится

А) белая планария      Б) дождевой червь       В) аскарида            Г) бычий цепень

10. Дождевой червь питается

А) насекомыми                                          Б) личинками насекомых    

В) инфузориями                                        Г) гниющими растительными остатками

11. Зоб дождевого червя - это расширенная часть

А) желудка        Б) кишки            В) глотки             Г) пищевода

12. Нервная система у дождевого червя

А) образована звездчатыми нервными клетками      

Б) состоит из нескольких нервных стволов

В) отсутствует            

Г) состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

13. У всех кольчатых червей

А) нет выделительной системы                      Б) нет нервов  

В) нет кожно-мускульного мешка                  Г) замкнутая кровеносная система

14. Установите соответствие

1. Палоло                                                                  А) Класс Многощетинковые черви

2. Серпула                                                                 Б) Класс Малощетинковые черви

3. Трубочник

4. Дождевой червь

5. Нереида

6. Чешуйник

15. Назовите животных под номерами 3, 5, 6.

Приложение 2

Прием «Лови ошибку»: текст с биологическими ошибками:

Доклад на тему «Общая характеристика типа Моллюски»

1. Внешнее строение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, - это большая группа несегментированных животных, ведущих начало от древних малощетинковых червей. К моллюскам относятся прудовики, слизни, улитки, мидии, устрицы, гребешки, осьминоги, кальмары, каракатицы и другие представители. Тело моллюсков состоит из головы и туловища, и, как правило, имеет раковину. Снаружи раковина покрыта твердым блестящим слоем перламутра, а внутри выстлана органическим рогоподобным веществом.

2. Внутреннее строение моллюсков.

Тело моллюсков окружено кожной складкой – муфтой. Пространство между стенками тела и мантией называется мантийной полостью, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются анальное отверстие, протоки почек и половых желез.

        Нервная система лестничного типа. Хорошо развиты органы осязания, химического чувства и равновесия. Органы зрения отсутствуют.

        Кровеносная система замкнутая.

        Органы дыхания – жабры.

        Выделительная система представлена почечными трубочками, протоки которых открываются в мантийную полость.

Текст с исправленными биологическими ошибками:

Доклад на тему «Общая характеристика типа Моллюски»

1. Внешнее строение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, - это большая группа несегментированных животных, ведущих начало от древних малощетинковых (правильно: многощетинковых) червей. К моллюскам относятся прудовики, слизни, улитки, мидии, устрицы, гребешки, осьминоги, кальмары, каракатицы и другие представители. Тело моллюсков состоит из головы и туловища (правильно: из головы, туловища и ноги), и, как правило, имеет раковину. Снаружи (правильно: изнутри) раковина покрыта твердым блестящим слоем перламутра, а внутри (правильно: снаружи) выстлана органическим рогоподобным веществом.

2. Внутреннее строение моллюсков.

Тело моллюсков окружено кожной складкой – муфтой (правильно: мантией). Пространство между стенками тела и мантией называется мантийной полостью, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются анальное отверстие, протоки почек и половых желез.

        Нервная система лестничного (правильно: разбросанно-узлового типа) типа. Хорошо развиты органы осязания, химического чувства и равновесия. Органы зрения отсутствуют (правильно: хорошо развиты у подвижных моллюсков).

        Кровеносная система замкнутая (правильно: незамкнутая).

        Органы дыхания – жабры (правильно: жабры – у водных форм, легкие – у наземных представителей).

        Выделительная система представлена почечными трубочками (правильно: почками), протоки которых открываются в мантийную полость.

Приложение 3

Прием «Жокей и лошадь»

Выбираются две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Назначается «Директор ипподрома» (эксперт), который оценивает правильность выполнения задания.

Вопросы для «лошадей»

Ответы для «жокеев»

Снаружи тело моллюсков покрыто...

...кожной складкой – мантией.

Между телом моллюсков и кожной складкой...

...расположена мантийная полость.

Кровеносная система моллюсков...

...состоит из трехкамерного сердца и сосудов.

Моллюски дышат...

... с помощью жабр или легких.

Органом выделения моллюсков...

...служат почки.

Нервная система моллюсков...

...представлена отдельными скоплениями нервных узлов, соединенных нервными стволами и отходящими от них нервами.

Приложение 4

Прием «Шесть шляп».

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп, либо раздать шляпы учащимся, желающим высказать свое мнение. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная шляпа – отражает проблемы и трудности.

Красная шляпа – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая шляпа – творческие суждения, предложения.

Синяя шляпа – обобщение сказанного, философский взгляд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест "Общая характеристика типа Членистоногие" 7 класс

Данный контрольный тест можно проводить в процессе изучения  или на уроке закрепления и обобщения знаний темы в курсе биологии в седьмом классе....

Самоанализ урока биологии "Общая характеристика типа Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"

САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ  «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Общая характеристика типа Моллюски

Надеюсь, размещенная здесь презентация по теме "Общая характеристика типа Моллюски"  поможет вам в проведении урока. На слайдах есть информация о многообразии моллюсков, их классификация, строени...

Урок на тему:Тип моллюски. Общая характеристика типа

Особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски.·       Рассматривается их многообразие, изучается классификацию типа на примере конкр...

Презентация проверка домашнего задания по теме: "Общая характеристика Класса Моллюски"

Презентация  проверка домашнего задания по теме: "Общая характеристика Класса Моллюски", 7 класс...

Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...