Урок "Селекция микроорганизмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Разработка урока "Селекция микроорганизмов" с учетом требований ФГОС, презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме
- "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"
Автор: Тарасова Лия Николаевна, высшая квалификационная категория, учитель биологии и химии
Место работы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Макарье Котельничского района Кировской области
Базовый учебник: общая биология, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень под редакцией И.Н.Пономаревой: Вентана-Граф, 2010
Аннотация
Это пятый урок по теме «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов». На уроке продолжается осмысление учащимися основных методов селекции организмов, изучаются традиционные и современные методы селекции микроорганизмов- генная и клеточная инженерия. Использованы технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема « Селекция микроорганизмов. Биотехнология»
9 класс УМК Пономарева И.Н.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Материалы и оборудование: учебник «Общая биология, 9 класс» под ред. И.Н. Пономаревой, ноутбук, проектор, презентация «Методы селекции микроорганизмов. Биотехнология» в формате Microsoft Power Point, вырезки из газет и журналов о разных направлениях биотехнологии, стенд «За страницами учебника».
Дидактическая цель: создание условий для активного осмысления новой учебной информации через технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, применения ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Задачи урока.
Предметные:
1. Повторить особенности жизнедеятельности микроорганизмов;
2. Сформировать знания об основных методах селекционной работы с микроорганизмами;
3. Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии – генной и клеточной инженерией;
4. Выявить значение селекции микроорганизмов в хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные:
- Формировать творческие способности через разнообразные виды деятельности;
- Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с текстом,
умения сравнивать, устанавливать связи, делать выводы, решать проблемные вопросы
Личностные:
- Воспитание коммуникативных отношений, умения выражать свои мысли вслух, слушать друг друга.
- Профориентация-знакомство с профессией микробиолога;
- Формирование экологической грамотности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, парная и индивидуальная
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Планируемые метапредметные результаты:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать новую информацию, владеть устной и письменной речью;
познавательные: умение ориентироваться в понятиях, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места, необходимые принадлежности к уроку. | Личностные-формирование уважительного отношения к труду. |
Мотивация учебной деятельности | Сообщение темы, эпиграфа урока, рейтинговой системы оценивания. Мотивация изучения данного материала. | Определяют цель и задачи урока | Личностные-формирование мотивации к обучению, основ экологического мышления. Регулятивные-владение основами самооценки; участие в совместной деятельности; постановка учебной задачи под руководством учителя; Коммуникативные- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные - расширение представлений о применении микроорганизмов в жизни человека |
Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний | Терминологическая разминка- самопроверка, оценивание по слайду | В рабочих листах выполняют задания на знания терминов, осуществляют самопроверку. | Личностные-формирование ответственного отношения к обучению Регулятивные-умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать самостоятельно, получать и оценивать свой результат; Коммуникативные- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные-проверка основных терминов по теме «Основы селекции организмов» |
Изучение нового материала |
1) К какой группе организмов, относят бактерии? 2) Назовите еще группы, которые относятся к микроорганизмам. 3) Вспомните, кем были открыты микроорганизмы в 17 веке? 4) Какие особенности характерны для микроорганизмов? 5) Какие из этих особенностей учитываются в селекции? Сравните со схемой на слайде, проставьте баллы. 6) А зачем нужно селекционировать микроорганизмы? 7) Какими преимуществами они обладают перед другими организмами? 3. Работа с текстами по заданию, проверка, рейтинговые баллы 4. Методы селекции микроорганизмов. Биотехнология (от «био»-жизнь, «техне»- искусство, мастерство)-использование живых организмов и биологических процессов в производстве. Рассказ учителя о методах биотехнологии- генной и клеточной инженерии. Сообщения учащихся. 1 группа – Микроорганизмы и пищевая промышленность 2 группа – Микроорганизмы и медицина 3 группа – Клеточная инженерия, клонирование 4 группа – Биотехнология в животноводстве и растениеводстве 5 группа – ГМО в продуктах питания 5. Работа с текстом «За и против ГМО»
| Обсуждают проблемный вопрос Участвуют в обсуждении вопросов, проверяют правильность ответов по слайдам презентации, проставляют баллы в рабочем листе
Работают с текстами в рабочем листе, самопроверка. Слушают рассказ учителя. Слушают сообщения учащихся. Работают с текстом, выписывают аргументы 1 вариант- «за ГМО», 2 вариант-«против ГМО» | Личностные- формирование ответственного отношения к обучению Регулятивные- умение выдвигать версии решения проблемы; умение работать по плану Познавательные- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение владеть смысловым чтением Коммуникативные - умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; владение устной и письменной речью; формулировать, аргументировать свое мнение; формирование и развитие информационной компетентности Предметные- особенности микроорганизмов, методы селекции микроорганизмов, использование бактерий и грибов биотехнологии. |
Первичная проверка усвоения знаний | Заполнение кластера «Методы селекции микроорганизмов» Выполнение задания на соответствие методов селекции микроорганизмов и их сущности. Профориентация.- знакомство с учебными заведениями, где можно получить специальность «Микробиолог», «Биотехнолог»
| Заполняют кластер в рабочем листе Выполняют задание в рабочем листе, самопроверка, рейтинговые баллы. | Личностные-формирование ответственного отношения к учению Регулятивные -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи: владение основами самоконтроля и самооценки Познавательные-умение работать с тестами Коммуникативные-умение работать индивидуально Предметные- проверка усвоения новых терминов, владение терминологией
|
Подведение итогов урока. Рефлексия | Подводит к оценке деятельности, учитывая цели и задачи урока. | Подсчет рейтинговых баллов. Рефлексируют результаты своей деятельности на уроке, его познавательную и личностно значимую сторону. | Личностные- формирование осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования Регулятивные-умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение оценивать правильность учебной задачи; овладение способами взаимоконтроля, самооценки. Познавательные-умение моделировать ситуацию; Коммуникативные—планирование и регуляция своей деятельности, умение слушать и понимать речь других людей Предметные- осознание значимости биологических знаний в практической деятельности людей и самого себя лично |
Домашнее задание |
§31, задание по выбору- составить синквейны «Биотехнология», «Микробиология»; написать мини-сочинение «Если бы я был министром пищевой промышленности…».
| Записывают д/з в дневники, задают вопросы. | |
Рабочий лист « Селекция микроорганизмов. Биотехнология»
Ученик - Класс 9
«МИКРОБ, ЭТОТ ГАДКИЙ УТЁНОК ПЕРВЫХ ЛЕТ
ЭПИДЕМИОЛОГИИ, БЛАГОДАРЯ УСПЕХАМ
НАУКИ И ТЕХНИКИ, ДОСТИЖЕНИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЕНИЯ,
ПРЕВРАТИЛСЯ В ПРЕКРАСНОГО ЛЕБЕДЯ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ,
СОВРЕМЕННОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ И ИНДУСТРИИ ЖИВЫХ КЛЕТОК».
Б. Я. Нейман
Информационные источники.
- Асланян М.М. Генетическое клонирование позвоночных животных - журнал «Биология для школьников» №2 – 2003
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в трёх томах- М., 1993.
- Новикова Т.А. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии. - журнал «Биология в школе» №4 – 2004.
- Реннеберг Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики. М.: Мир, 1991
- Складнев Д.А. Что может биотехнология? М.: Знание, 1990.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-57415-1488476873.jpg)
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме "Селекция микроорганизмов"
Данная презентация в полной мере раскрывает современные биотехнологии в селекции микроорганизмов. Учитель может свободно излагать теоретический материал по данной теме, опираясь на слайды презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-201132-1414641901.jpg)
Исследовательский проект на тему: "Исследование действия антибиотиков на микроорганизмы"
«Лук от семи недуг» - гласит русская пословица. Он издавна считался могучим средством против ряда болезней. В данной работе описаны действия фитонцидов растительного происхождения в сравнении с ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/16/picture-20035-1513438966.jpg)
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-500208-1454524341.jpg)
Роль микроорганизмов в охране окружающей среды от загрязнения.
Примером значимости микроорганизмов могут служить биологические методы очистки сточных вод. Перед спуском в открытые водоемы сточные воды должны подвергаться очистке. Степень очистки зависит от количе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-547632-1418648356.jpg)
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-871738-1638245376.jpg)
На заре жизни микроорганизмов.(Дистанционный урок)
Дистанционный урок по теме "На заре жизни микроорганизмов" ....