План-конспект урока "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Яндышев Геннадий Иляевич

Урок для 6 класса по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"  ФГОС УМК И.Н.Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в рамках ФГОС112.81 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по биологии.

Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в  природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева.

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: сформировать представление о водорослях, как низших растениях.

Задачи:

1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей;

2.Изучить общие признаки водорослей;

3.Определить признаки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).

5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания водорослей.

Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли», чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп), 

Использование компонентов УУД:

- умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;  

- взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;

- правильно выражать свои мысли;

- эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

- готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;

- умение выявлять существенное;

- умения осознавать познавательную задачу;

- умения и навыки читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,

- использовать знаково-символичные средства;

- умение решать проблемы и задачи.

- навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;

- эмоциональное оценивание происходящего и изученного;

Ход урока.

  1. Проверка знаний учащихся.

? Какое значение имеет систематика в изучении живой природы.

? Как именуют виды растений.

? Какие таксоны выделены в классификации растений.

? Ученый-натуралист, который ввел бинарные названия видов.

? Установить соответствия между таксономическими единицами и предложенными названиями групп. Какое название группы лишнее, почему.

http://www.vmest.ru/nuda/3-rassmotrite-pod-mikroskopom-mikropreparati-tkanej-rastenij-n/7.jpg

Злаки

Однодольные

Цветковые

Пшеница твердая

Пшеница

Злакоцветные

Голосеменные

? Какие растения относят к высшим.

Промежуточный результат: определение качества усвоения изученного материала «Систематика растений, ее значение для ботаники».

  1. Изучение материала.

Образовательный компонент 1.

Действия учителя

Действия учеников

Видеосюжет водоросли (ЭОП 1С: Школа).

Демонстрирует видеосюжет. Предлагает ответить на вопросы по видеосюжету. Определяет, что усвоили ученики после просмотра. Задает вопросы по сюжету.

? Место обитания организмов.

? Какие формы организмов увидели.

? Какие размеры могут иметь организмы.

? К какой категории относятся эти организмы.

Постановка проблемы, цели урока. Помогает определить проблему и цель урока. Объясняет, что это особая группа растений «Водоросли».

Внимательно просматривают видеосюжет. Размышляют, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы.

Предполагают цель урока. Записывают в классной тетради тему урока.

Промежуточный результат: определение цели урока. Понимание, что есть сходства и различия между представленными растениями. Понимание необходимости изучения особенностей строения водорослей.

Образовательный компонент 2.

Действия учителя

Действия учеников

Работа с текстом учебника, иллюстрацией № 107,108

Объяснение задачу перед учениками. Помогает ученикам в работе с текстом и с иллюстрацией. Выслушивает  и акцентирует внимание учеников на существенное. Проверяет качество выполнения работы. Задает вопросы.

? Чем отличаются по своему строению водоросли.

? В каких структурах находится хлорофилл.

? Какие формы тела имеют водоросли.

? Как называется одноклеточная водоросль.

? Какие особенности строения хламидомонады свойственны растительной клетке.

? Какие структуры свойственны свободно живущему организму.

? С каким процессом связано наличие этих структур.

Выслушивает ответы учеников, дополняет и отмечает правильно выделенные признаки. Предлагает сравнить ответы учеников с ответами на слайде.

Активное слушание. Понимание задачи. Работают с текстом учебника и с иллюстрацией. Размышляют, взаимодействуют с учителем.  

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников, дают комментарии к ответам, исправляют допущенные ошибки. Делают обобщение.

Записывают в тетрадь признаки отдела «Водоросли».

Промежуточный результат: усвоение общей характеристики отдела «Водоросли». А) Водоросли – низшие растения, т.к. тело представлено слоевищем, или талломом. В нем нет органов и тканей. Б) Хлорофилл находится в хроматофорах. В) Водоросли – автотрофные организмы. Усвоение отличий водорослей. А) Есть водоросли одноклеточные и многоклеточные. Б) Формы тела у водорослей разнообразны. В) Хламидомонада имеет жгутики, глазок, сократительную вакуоль – структуры, свойственные свободно живущему организму.

Образовательный компонент 3.

Действия учителя

Действия ученика

Закрепление материала «Строение одноклеточной водоросли». ЭОП 1С: Школа и задание № 2 «рабочей тетради».

Объясняет цель работы, мотивирует на выполнение работы, оказывает помощь при выполнении работы в «рабочей тетради».

Проверяет качество выполнения работы с использованием тестового варианта пособия в ЭОП 1С: Школа

              https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=67a9e7c96d564445d7b44a837c5ad733-l&n=13

Выполняют задание №2 в «рабочей тетради» на закрепление знания строения одноклеточной водоросли.

Совместное взаимодействие с учителем. Работают с интерактивным пособием. Показывают качество выполнения задания, степень усвоения, выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. Называют структуры строения хламидомонады и ее функцию. Взаимодействуют с учителем в работе.

Промежуточный результат: знание особенностей строения одноклеточной водоросли. Усвоение частей тела, функции структур тела. Запоминание новых понятий и закрепление знаний строения растительной клетки и структур свободноживущих организмов.

Образовательный компонент 4.

Действия учителя

Действия учеников

Изучение блока «Размножение водорослей», «Многообразие водорослей», «Значение водорослей»

Проводит деление учеников класса на рабочие группы. Объясняет задачу для каждой группы. Осуществляет помощь при подготовке к выступлению, при создании схемы. Поддерживает высокий темп работы, акцентирует внимание на содержательной части материала каждой группы.

Поощряет мысли в группах, создает благоприятную ситуацию в работе группы, ситуацию успеха. По окончанию выступлений групп проверяет правильность записей учеников.

Демонстрирует гербарные экземпляры «водоросли», флакон йода, пищевой продукт.

Работа выполняется в группах. 1 группа работает над содержанием материала «Размножение водорослей». 2 группа – «Многообразие водорослей», 3 группа – «Значение водорослей». В группах проводят анализ содержания материала, обсуждают, определяют содержание своего рассказа. Взаимодействуют с учителем. Разрабатывают схему материала для последующей записи в тетради учениками класса. Выступают перед одноклассниками. Предлагают схему своей части материала.

После выступления каждой группы переносят схемы главной части материала в тетрадь.

Промежуточный результат: отработаны навыки работы в группе и взаимодействия с членами группы и учителем. Проведен совместный анализ содержания материала. Отработаны умения и навыки использования схемы, таблицы, опорных знаков и т.д. при решении учебной задачи. Усвоены знания особенностей размножения водорослей, многообразия водорослей, значения водорослей.

Схема № 1. «Размножение водорослей»

Схема № 2. «Многообразие водорослей»

 

Названия водорослей.

Глубина обитания в водоемах.

Схема № 3. «Значение водорослей»

-участвуют в образовании кислорода, насыщению водной среды и атмосферы кислородом;

-являются источником органических веществ и энергии для животных;

-продукт питания человека;

-корм для скота;

-медицинский препарат «йод»;

-удобрение;

-биологическая очистка сточных вод.

Образовательный компонент 5.

Действия учителя

Действия учеников

Закрепление материала. Обобщение темы.

Видеофильм

«Многообразие водорослей».

https://www.youtube.com/watch?v=VGzQxm6VaDU

Проводит небольшой опрос по изученным блокам. Подводит итоги работы групп. Обобщает изученный материал. После просмотра видеофильма предлагает задуматься о роли водорослей в существовании живых существ на планете. Ставит проблему для размышления.

? Роль человека в сохранении биологического разнообразия.

? Роль человека в сохранении среды обитания водорослей.

? Пути решения проблемы загрязнения водоемов.

? Эффективные и безопасные для водных обитателей методы очистки водоемов.

Внимательно просматривают видеосюжет, дают оценку информации в видеосюжете. Рассказывают, что они дополнительно узнали из фильма.

Размышляют над проблемой. Отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы.

Промежуточный результат: размышления над проблемой сохранения водорослей и защита среды обитания водорослей. Эмоциональная оценка и отношение к проблемам экологии. Умение предлагать собственные выводы, собственные способы решения проблемы.  Закрепление изученного материала.

  1. Подведение итогов.

Методические рекомендации к уроку.

- использовать интерактивные возможности ИКТ;

- подготовить к уроку оборудование, интерактивные пособия;

- выдерживать временные рамки каждого обучающего компонента урока;

- оказывать дозированную помощь ученикам в работе, мотивировать к изучению материала, создавать ситуацию успеха каждого ученика;

- вовлекать в опрос и работу слабоуспевающих учеников, предлагая им форму работы, успешную для выполнения (например, работа с интерактивным пособием с наличием готовых ответов);

- использовать разнообразные формы восприятия материала;

- использовать многовариативные формы работы,

- обязательное включение в работу учебник, не перегружая урок презентацией, слайдами.

При подготовке к уроку использованы материалы Интернет-ресурса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по теме "Разнообразие плодово-ягодных растений»

План-конспект занятия по теме "Разнообразие плодово-ягодных растений"...

План-конспект урока (презентация) на тему: " Активный отдых на природе и безопасность"

Материал включает в себя: план-конспект урока в виде игры, презентации на темы: "Подготовка и проведение пеших походов", "Подготовка и проведение лыжных походов", "Подготовка и проведение водных поход...

План конспект по биологии 8 класс Тема: Значение дыхания.

Тема: Значение дыхания по учебнику   Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев , учебник «Биология. Человек» 8 класс, М., Дрофа, 2012 г.Конспект составлен по стандартам образования и содержит все пу...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Презентация "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"

Презентация для урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Урок биологии в 8 классе "Разнообразие рыб. Значение в природе и жизни человека"

Данный урок разработан ввиде игры для закрепления и обобщения материала по теме "Рыбы" Игра "Счастливый случай на уроках зоологии" состоит из разминки и 4 геймов. Можно использоват...