План-конспект урока по биологии "Многообразие и значение земноводных" (для слабослышащих детей)
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Описаны цели и задачи урока, ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_i_znachenie_zemnovodnyh.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Уфимская коррекционная  школа-интернат № 30  для глухих и слабослышащих обучающихся

План-конспект урока по биологии

в 8 классе «А»

«Путешествие в страну Земноводных»

(Многообразие и значение земноводных)

                                                Подготовила и провела учитель биологии:

                                   Аюпова Альбина Ахметовна

Уфа-2017

 Урок-путешествие в страну земноводных.

Тема урока: Многообразие и значение земноводных

Цели и задачи урока:

 Образовательная: формировать представление о многообразии земноводных;

 совершенствовать умения распознавать изученные виды земноводных в         природе, на таблицах и рисунках;

  Развивающая: для развития способности к различным типам восприятия информации использовать методы наглядности, беседы и самостоятельной работы;

Коррекционная:- корректировать произношение и развивать слуховое восприятие учащихся; для обогащения словарного запаса   ввести следующие термины: земноводные, амфибии,  батрахология,   неотения.

Воспитательная: для развития бережного отношения к природе акцентировать внимание на ценности амфибий для природы и человека.

Оборудование: подборка иллюстраций, которые в виде компьютерных слайдов, проецируются на экран; магнитофон с записью  «Голоса земноводных»; таблица «Лягушка – внешнее, внутреннее строение», таблица «Многообразие земноводных»; карточки с заданиями, тест по теме земноводные, диагностическая линейка, информационный лист (для каждого ученика)

Ход урока.

1.Организационный момент  (проверка слуха, за экраном)

1. Как меня слышишь?

2.Какое сегодня число?

3.Какой сейчас урок?

4.Какое время года?

5. Назови зимние месяцы?

6. На какой улице ты живешь?

7.Сколько тебе лет?

8 Что означает слово зоология?

 П.. Фонетическая зарядка: Будем говорить правильно звуки «Ш», «Ч»

        Лягушек спросили: «О чем вы поете?

        Ведь вы же, простите, сидите в болоте»,

       Лягушки сказали: «О том и поём,

       Как чист и прозрачен родной водоём»!  (слайд 1)

(звучит пение лягушек)

Слово учителя:  Вы наверное догадались, что сегодня мы с вами  продолжим  путешествие в страну  земноводных.

У вас на столах находится «Информационный лист»,  в нем указаны основные термины к уроку. Наверху  вы   напишите свою фамилию, будете ставить себе оценки за каждый этап урока, а в конце урока мы  сверим наши оценки.

Ш Проверка знаний:

2.Фронтальный опрос класса:

- Будьте внимательны, я буду говорить за экраном:

РСВ: О чем мы говорили на прошлом уроке?  

1. Кто такие земноводные?

3. От кого произошли земноводные?  

 4. Опишите внешнее строение лягушки  

5. Чем питаются земноводные?  

6. Где зимуют амфибии?  

7. Из каких органов состоит пищеварительная система земноводных?  

8. Опишите кровеносную систему земноводных    

9. Как происходит дыхание земноводных?    

10. Как размножаются земноводные

 11.  Какие приспособления к жизни в воздушной среде возникли у

 12.Какие приспособления к жизни в водной среде возникли у земноводных?  

А теперь поработаем по карточкам и выполним тест.

  1. Работа по карточкам (3 ученика)

Карточка № 1

1 Определить систематическое положение лягушки травяной

Карточка № 2

Расположить органы пищеварения земноводных по порядку

 

 1У Изучение нового материала

Многообразие земноводных и значение. (слайд 1)

Слово учителя: - Сегодня мы познакомимся с многообразием и значением класса земноводных.

Запишите в тетрадях число и название темы «Многообразие  и значение земноводных».

 Земноводные появились на планете приблизительно 350 млн лет назад. Вы уже сказали, что  древние кистеперые рыбы проложили земноводным путь на сушу.

  Слайд (2 – Многообразие земноводных) (слайд 2)

  Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда:   Бесхвостые, Хвостатые и Безногие.

Наука, изучающая земноводных, называется  батрахология.  (слайд 3)

Слайды по ходу объяснения.

 Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны жерлянки, лягушки, жабы, квакши.

(слайд 4-  Желтобрюхая, краснобрюхая жерлянки )  

 Жерлянки из семейства круглоязычных живут в мелких хорошо прогреваемых водоемах. В слизи, выделяемой кожными железами, содержится ядовитый секрет фринолецин, вызывающий при попадании на слизистую рта острое жжение. Сверху эти мелкие лягушки имеют темную покровительственную окраску, а нижняя сторона лапок и брюшка яркая – оранжевая или желтая с темными пятнами. При крайней опасности жерлянка сильно прогибает спину и выворачивает лапы, так что становится видимой яркая окраска низа. Сочетание ядовитого секрета с предупреждающей окраской приводит к тому, что хищники обычно жерлянок не трогают.

(слайд -4, 5 серая жаба, дальневосточная жаба)

 Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов. Около 50 видов австралийских жаб населяют разнообразные, в том числе и пустынные районы Австралии. У нас в России обычны 2 вида. Достигающая длины 20 см серая жаба живет в

лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба – встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.

 У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы – паротиды, - а по всей спине – много мелких железок. Секрет этих желез, раздражая слизистую оболочку, вынуждает хищника, схватившего жабу, ее выплюнуть.

 (слайд 6 жаба – повитуха)

 Живущие в Западной Европе жабы повитухи отличаются своеобразной заботой о потомстве: самка откладывает икру на суше в виде слизистых шнуров, в каждом из которых находится 18 50 икринок. Спаривающийся самец наматывает этот жгут себе на бедра и носит с собой. Плотные оболочки икринок и окружающая их слизь предохраняет зародышей от высыхания.

К моменту вылупления головастиков (в зависимости от погоды – через 3 – 7 недель) самец уходит в водоем, личинки разрывают оболочки икринок и выходят в воду, а самец сбрасывает пустые шнуры и вновь начинает вести наземный образ жизни

(слайд 7 – суринамская пипа)

 Из семейства пиповых очень интересная суринамская пипа (Юж. Америка). Это земноводное длиной 20 см. К началу размножения кожа на спине самки

набухает. При помощи сильно выпячивающейся клоаки самка откладывает

 себе на спину 40 – 100 икринок, которые самец брюшком вдавливает ей в кожу. Вокруг каждой икринки образуется кожистая ячейка, сверху прикрытая крышечкой загустевшей слизи. Примерно через 80 дней уже прошедшие метаморфоз маленькие лягушки выскакивают, приподняв крышечки, из этих ячеек и начинают вести самостоятельную жизнь.

  (слайд 8  южноамериканская ага)

 У самой крупной из жаб южноамериканской аги, достигающей 25 см длины, сила яда так велика, что собака, схватившая жабу, быстро умирает. Местные жители использовали яд этих жаб для изготовления отравленных стрел.

  (слайд – 9 – обыкновенная квакша, дальневосточная квакша)

Свыше 400 видов древесных лягушек, встречающихся в теплых районах всех континентов, объединяет семейство квакш. У всех видов концы пальцев расширены в диски – своеобразные присоски, облегчающие передвижение по ветвям и листьям деревьев. У многих видов в той или иной степени выражена забота о потомстве.  

Семейство настоящие лягушки включает около 400 видов.

(слайд –10 травяная лягушка, озерная лягушка, прудовая лягушка)

    Часть видов обитает в сырых местах и с водой связаны только в период размножения (в фауне России к ним относятся бурые лягушки: (остромордая и травяная), другие ведут преимущественно водный образ жизни (озерная, прудовая). Питаются главным образом летающими насекомыми; крупные особи хватают и мелких позвоночных – молодь рыб, небольших лягушек и головастиков.

В Африке живет самая крупная современная лягушка голиаф длиной до 25 см и массой более 3 кг.

   Следующий Отряд Хвостатые земноводные - наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов Тело их удлиненное. Хвост  служит основным органом движения в воде и сохраняется в течение всей жизни. Передние и задние ноги примерно одинаковой длины.

(слайд – 11, 12 -  гребенчатый тритон, обыкновенный тритон)

 В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены крупный гребенчатый тритон длиной 14 – 15 см (самцы черные, с оранжевым брюхом и хорошо развитым гребнем на спине) и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8 -11 см. Летом тритоны живут и размножаются  воде. Зиму проводят в укрытиях на земле в состоянии оцепенения. Тритоны уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того, гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными. Враги обыкновенного тритона – хищные рыбы, ужи, цапли, крачки, аисты. У гребенчатого тритона врагов меньше потому что  выделения его кожных желез едкие и жгучие.

(слайд – 13, 14  - пятнистая саламандра, кавказская саламандра)

   В предгорных районах Карпат встречается пятнистая, или огненная саламандра длиной 20 – 25 см (иногда до 28 см). Окраска тела блестяще-черная с ярко-желтыми пятнами неправильной формы предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»

 Днем саламандра скрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, лесной подстилке, гнилых пнях, норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. В такую погоду она оставляет убежища и днем, за что в Карпатах ее прозвали «дождевой ящерицей». Кормится пятнистая саламандра  насекомыми, мокрицами, слизняками. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях.

 В биологических лабораториях содержат личинки амбистом – аксолотлей. эти животные, как и другие земноводные, на личиночной стадии обладают способностью к регенерации – восстановлению утраченных частей тела.. Аксолотли способны достигать размеров взрослых особей и, не проходя метаморфоза, размножаться половым путем.

Неотения – способность личинки к половому размножению.

Аксолотль с большими пучками перистых наружных жабр, изначально был описан как отдельный вид амфибий, который ведет  исключительно водный образ жизни. Ошибка обнаружилась в середине 19 века, когда несколько аксолотлей, содержащихся в Ботаническом саду в Париже, неожиданно для всех метаморфозировали и превратились в амбистом. Аксолотли отличаются удивительной способностью к регенерации – восстановлению утраченных частей тела, даже конечностей

(слайд  15– червяги)

Третий отряд из класса земноводных – отряд Безногие включает единственное семейство червяги (около 60 видов)., внешне напоминающих крупных червей или змей. У большинства   червеобразное тело разделено  на отдельные «сегменты». Кожные железы выделяют обильную едкую слизь. Обитают они  во влажных тропиках Африки, Азии, Америки. Большинство видов ведет подземный образ жизни: медленно передвигаются, минируя рыхлую почву и лесную подстилку и поедая ее обитателей – почвенных насекомых и их личинок, червей, моллюсков. Некоторые виды поселяются в термитниках и муравейниках, питаясь их обитателями. В связи с подземным образом жизни ноги и глаза у безногих редуцированы (слабо развиты) .

А теперь перейдем к обсуждению значения земноводных  (слайд  16)

- Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

- Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют и охотники, и  медики.

-   Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

  - Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

У Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта, есть такие строки:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа…»

(слайд 17, 18,19,20)

Лягушка тоже может такое про себя сказать, потому что ей поставили памятник, и не один, а целых два – во Франции и в Японии. Памятники ей поставили за то, что она является в прямом смысле жертвой науки. Лягушки многочисленны и в холоде долго могут обходиться без еды, поэтому ученые всего мира избрали бедную лягушку в качестве объектов для опытов.

         У нас на  слайде памятник лягушке - путешественнице, который  возвели  в Москве, в аэропорту Домодедово,  памятник лягушке в городе  Казани у фонтана, памятник лягушке в Бостоне.

 -За что восхваляют жаб фермеры?      (Жабы поедают большое количество насекомых-вредителей, их личинок, моллюсков).

А теперь для вас ребята приготовили небольшую сценку «Жаба» по рассказу Н.Сладкова. (выходят ребята)

 Ведущий: Посмотрел Филин на Жабу и даже перекосился.

Филин: Жалобы на тебя, Жаба! И скользкая – то ты, и противная, и ядовитая.

Жаба (обиженно). Осуждаете ни за что… Конечно, ядовитая, если меня зубами схватить или языком лизнуть. Вот ты, Филин, станешь меня языком лизать?

Филин (охнув). Что ты! Пусть Сорока, у неё язык длинный!

Сорока. Ой! Ни за что!

Жаба. Вот видите? А если меня просто руками трогать, никакого вреда не будет.

Сорока. А бородавки? Все говорят: если Жабу тронуть, появятся бородавки.

Жаба. Глупости и суеверие!

Сорока (застрекотав). А скользкая, а противная – это тоже суеверие?

Филин (сердито). А по чужим огородам по ночам лазаешь – зачем? Своими глазами видел!

Жаба (всхлипывая). Вас бы на мое место. Только и слышишь: ядовитая Жаба, кривоногая Жаба,  вредная Жаба, толстая Жаба! А я ведь толстая потому, что для людей стараюсь! Сады и огороды их по ночам от слизней и гусениц очищаю. Не щадя живота своего! Им бы спасибо сказать, а они обзываются и палкой замахиваются…

Ведущий. Задрожало у Жабы горлышко, затуманились золотые глаза. И тут увидели Сорока и Филин, какие они у нее красивые. Ничего больше не сказали Жабе и улетели!..

Слово учителя:

Многие люди брезгливо относятся к амфибиям, и это часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей этого небольшого класса  продолжает сокращаться. Уже более 260 видов занесено в Международную Красную книгу. И в нашей  республике Башкортостан  из 10 видов амфибий, к числу редких отнесены четыре вида:

- тритон гребенчатый;

-жаба серая или обыкновенная;

лягушка прудовая;

-лягушка травяная.

Уменьшение числа амфибий вызывает  тревогу у ученых – экологов, потому что это   является доказательством   неблагоприятных изменений в окружающем, нас, мире. Мы ведь тоже   являемся частью природы, а значит, как и амфибии, живем в отравленной среде и постепенно умираем. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы можем сохранить и самих себя.

(слайд 21)

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же на век мы все объединимся.

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

                                                                                      Н.Старшинов

У. Закрепление:

  Наше путешествие, ребята,   подходит к концу:

- Кто сможет напомнить мне с какими отрядами мы с вами познакомились сегодня на уроке?

- Назовите представителей отряда бесхвостых?

- Назовите представителей отряда хвостатых?

-Какое значение имеют земноводные в природе?

- Что означает слово батрахология?  

         И в завершении урока, я предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю!».

У вас на столах есть сигнальная карточка «Верю», «НЕ верю».

 Выслушав утверждение, вы должны ответить «да/верю» или «нет/не верю».

Слушайте внимательно:

У земноводных постоянная температура тела. (нет)

Земноводные не живут в морях.  (да)

Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (да)

Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (нет)

У взрослых земноводных 2 круга кровообращения, у личинок – один. (да)

Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (да)

Конечности земноводных имеют пальцы. (да)

Развитие яиц земноводных происходит в воде или во влажной среде. (да)

Личинки земноводных дышат легкими. (нет)

Амфибии – гермафродиты. (нет)

Взрослые земноводные – хищники. (да)

Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (да)

Биологические задачи:

Задача 1. Почему не шагом ходит, не бегает, а только прыгает? (Задние и передние конечности разные)

Задача 2

Грибник и рыболов встретились на берегу лесного озера и поспорили. Грибник утверждал, что лягушки приносят большую пользу, поедая насекомых (особенно комаров). Рыболов возражал ему, что в прудах, где выращивают рыб (зеркального карпа, серебристого карася, линя), они приносят вред. Какой вред могут нанести лягушки при разведении рыб?

(Они могут съесть личинки рыб. )

Задача 3. Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью? (вода содержащаяся в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода)

Задача 4. Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, она их не тронет. Почему? (лягушки хватают только подвижную добычу.)

Задача 5. Зачем жабам бородавки? (средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд)

Задача 6. Какой защитный рефлекс вырабатывается у жучков при виде земноводных? (переворачиваются, становятся неподвижными)

У1 Итоги: Слово учителя: Наш урок подошел к концу. Мы хорошо поработали и узнали много нового и интересного о земноводных.

 УП. Оценки. Теперь  посмотрите в ваши информационные листы, какие оценки вы сами себе сегодня поставили. Хорошо. У нас есть ребята, которые дополнительно работали на уроке и за это я им поставлю дополнительную оценку.

УШ. Домашнее задание параграф 39 читать и пересказывать, заполнить таблицу: Многообразие земноводных.  

Рефлексия:  Понравился ли вам урок?

          Много ли нового вы узнали на уроке?

                    Кто, по вашему, был самым активным на уроке?

Спасибо за урок. Работали все активно и дружно. До свидания.

Литература:

1.Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.  Биология  Животные: учебник для учащихся 7класса общеобразовательных учреждений   /Под ред. И.Н.Пономаревой.-М:Вентана-Граф,2006-224с.

2. Справочник школьника по биологии 2006 г.

3.Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные.

4..Яхонтов А.А. Книга для учителя зоологии. 1999 г

5.Открытые уроки по биологии. 7-9 классы/Авт-сост В.В.Балобанова Т.АМаксимцева.-Волгоград.Учитель2003.-65с.

6.Юсунбаев Б.Х., Юсунбаева Н.Р. Биология. Технология системной диагностики и мониторинга качества обучения..Раздел "Животные". Учебно-методическое пособие.-Уфа.БИРО,205.-75с.

7.Ж. «Биология в школе» №6 1990 г., № 8 2002 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лягушки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

План конспект по биологии 8 класс Тема: Значение дыхания.

Тема: Значение дыхания по учебнику   Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев , учебник «Биология. Человек» 8 класс, М., Дрофа, 2012 г.Конспект составлен по стандартам образования и содержит все пу...

План-конспект открытого урока дополнительного образования детей Тема: "Совершенствование базовой техники и кумитэ киокусинкай"

План открытого занятиягруппы 2-го года обучения объединения «Рукопашный бой»Педагог дополнительного образования Паулкин А.А.Тема занятия:      Совершенствование базовой техник...

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...

План-конспект открытого урока по физической культуре для детей с ОВЗ (раздел «Гимнастика», для учащихся 8 класса)

План-конспект открытого урока по физической культуре для детей с ОВЗ  (раздел «Гимнастика», для учащихся 8 класса)...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...