Конспект урока биологии в 9 классе "Индивидуальное развитие организмов – онтогенез".
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 9 классе.
Тема: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.
Ход урока
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация знаний. (8 мин.)
- Изучение нового материала. (28 мин.)
- Где содержится наследственная информация? (гены, ДНК)
- Рассмотрим развитие организма бабочки. Опишите его.
- Как вы думаете, зашифрованы ли в генах бабочки все метаморфозы (изменения, превращения) в ее развитии, жизни? (да)
- → индивидуальное развитие организма протекает в строгом соответствии с его наследственной информацией, т.е….
В тетрадь: Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма, в результате которого реализуется его наследственная информация.
Онтогенез
↙ ↘
Одноклеточные
Клеточный цикл (между двумя делениями).
Во вновь образовавшейся клетке не всегда полностью сформированы клеточные структуры.
Для этого требуется время – созревание; За ним идет период зрелой клетки
Многоклеточные
От момента образования зиготы – до смерти.
В многоклеточном организме наблюдается несколько этапов развития – возрастных периодов. Ниже рассмотрим их подробнее.
↓
Деление клетки.
Развитие многоклеточных организмов.
↙ ↘
Эмбриональный Постэмбриональный
Зигота – зарождение (вылупление из яйца); прорастание семени и появление побега.
(от нескольких дней, до нескольких десятков и даже сотен, а иногда и тысяч лет – черепахи, дубы и др. организмы)
Организм испытывает количественные и качественные изменения:
↙ ↘
На эмбриональный период способны оказывать влияние следующие факторы:
- Радиация
- Токсины (никотин, алкоголь, наркотики)
- Недостаток кислорода
- Вирусы
- Паразиты
- Неполноценное питание.
Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению его нормального развития.
- Закрепление. Заполнить таблицу «Периоды онтогенеза» (6-7 мин.)
период | характеристика |
Эмбриональный | |
Постэмбриональный |
- Подведение итогов. Домашнее задание. (1-2 мин.)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
Ответ:
Размножение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бесполое | А | Д | В | Ж | К | Б |
Половое | Л | З | Е | Г | И | М |
III. Изучение нового материала.
1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.
Онтогенез состоит из двух периодов:
1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.
2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.
2. Эмбриональный период развития.
1) При сиянии половых клеток образуется зигота.
2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).
3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.
4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.
5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.
Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.
Зародышевые листки, их производные
Название листка | Производные каждого листка |
Эктодерма | Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, |
Энтодерма | Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы |
Мезодерма | Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов |
Запомните!
У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом. Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное. Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.
3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:
1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.
2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.
Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.
Постэмбриональное развитие животных
4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».
Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.
Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.
То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое онтогенез?
2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.
3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?
4. В чем смысл биогенетического закона?
Домашнее задание: § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).
Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.
Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.
Задачи:
Обучающие:
- расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.
Воспитательные:
- продолжить формирование здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.
Развивающие:
- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.
Оборудование:
- мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс»;
- телевизор, видеоролик;
- динамическая модель жизненного цикла насекомых.
Ход урока
1. ОЭУ
Цель: организация деятельности учащихся.
7. Подведение итогов
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.
Объявление оценок (6-8 человек).
8. Домашнее задание
3.4, термины, составить мини проект на тему: «Внедрение в общество новых технологий защиты детства».
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Индивидуальное развитие организмов - онтогенез"
УРОК ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)...

разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"
Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития, способах послезародышевого развития.Задачи урока:углубить и систематизировать знания уч...

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.
Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...
Конспект урока по теме"Индивидуальное развитие организма"
Коспект урока поможет наглядно развить общебиологические понятия о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека, продолжит формирование умений определять...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"
Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для УМК Агафонова В.Г И формирует у учащихся понимания понятий и яв...

Конспект урока по биологии в 10 классе Тема: Индивидуальное развитие организмов — онтогенез
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема: Индивидуальное развитие организмов — онтогенез...
