Конспект урока биологии по теме "Хрящевые рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Сат Юлия Чагар-ооловна

Задачи урока:

Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;

Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию.
Воспитательные: воспитание творческой активности,  навыкам  взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Класс Хрящевые рыбы, 7 класс

Цели: изучить класс Хрящевые  рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.

Задачи урока:

Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;

Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию.
Воспитательные: воспитание творческой активности,  навыкам  взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции.

Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», презентация.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

  • особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых рыб;
  • приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;
  • роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека;

учащиеся должны уметь:

  • узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерообразные.

Ход урока.

 1.Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

 Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.

Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь. (слайд1)

Этот страшный белый хищник

В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится … Акула.

Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.(слайд 2-3)

  1. Работа с текстом: (слайд 4)

Хрящевые рыбы

Прочитайте текст, останавливаясь на значках(!), осмысливая прочитанное. Выполните задания 1-2.

       Первые рыбы появились в древних морях еще 300 млн. лет назад. Современные возникли позднее, но многие из них, ныне живущие, существуют с юрского периода, т.е. не менее 150 млн. лет. Но до сих пор хрящевые рыбы успешно конкурируют с костными рыбами, не обнаруживая признаков вымирания. Для выявления этих причин нам необходимо познакомиться с многообразием класса Хрящевых рыб, который включает отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

        Акулы хорошо приспособлены к жизни в толще воды: торпедовидная форма тела, острое рыло, темная окраска спины, светлое брюхо. (!) Толчками мощного хвостового плавника акула движется вперед. Хвостовой плавник несимметричный. Грудные плавники горизонтальны (перпендикулярны телу). (!)Большинство акул активные хищники. Они охотятся на рыб, креветок, нападают на водных млекопитающих, опасны для людей.

     (!) Близ дна живут скаты. Их тело уплощенное, распластанное по поверхности дна, плавники у скатов расположены по бокам тела. Питаются скаты моллюсками, рачками, рыбами. (!)У скатов имеются электрические органы, иглы или шипы на хвосте, ядовиты.

     (!) Покровы хрящевых рыб представлены многослойным эпидермисом с многочисленными железами. Кожа покрыта плакоидной чешуей- чешуями в виде мелких, твердых, похожих на кость зерен, иногда с шипами или зубцами, которые делают ее шероховатой.  (!) Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу. У скатов жаберные щели находятся на брюшной стороне, у акул по бокам. (!)Скелет полностью хрящевой, хорда сохраняется в течение всей жизни. Плавательного пузыря нет.
        Рот у хрящевых рыб располагается на брюшной стороне.(!) В ротовой полости у акул имеются довольно крупные зубы, расположенные в несколько рядов.

       Для акул и скатов характерно внутреннее оплодотворение и живорождение. Для некоторых видов характерно яйцеживорождение, которое характеризуется тем, что оплодотворенное яйцо остается в заднем отделе яйцеводов вплоть до рождения молоди.

      (!) У хрящевых рыб  хорошо развито обоняние. Акулы, например, чувствуют кровь, трупы. Имеется внутреннее ухо. Акулы слышат, различают шум плавающего и тонущего человека. (!)Глаза имеют плоскую роговицу, шарообразный хрусталик. Веки отсутствуют. Боковая линия хорошо выражена.

Задание 1. Выберите признаки, характерные для хрящевых рыб  (слайд 5)

1.  жаберные крышки есть;

2. рот на нижней стороне головы;

3. плавательного пузыря нет;

4. оплодотворение чаще наружное;

5. покрывающая тело чешуя костная;

6.яйцеживорождение;

7. плавательный пузырь есть;

8. скелет из хряща;

9. хвостовой плавник асимметричный;

10. плодовитость низкая;

11. яйца мелкие;

12. скелет в большинстве случаев костный;

13. первичноводные животные;

14. раздельнополые животные.

Задание 2. Заполните сравнительную таблицу:

Отряд Акулы

Отряд Скаты

Сходства:

1.

2.

3.

4.

5.

Различия:

1.

2.

3.

4.

2) Многообразие акул (слайды 6-11)

3)Многообразие скатов (слайды 12-14)

4)Отряд Химеры - Плохо изученная группа рыб. Тоже хрящевые рыбы, но у них нет клоаки и брызгалец, жаберные щели прикрыты, как у высших рыб, крышкой - выростом кожи, верхняя челюсть срастается с мозговой коробкой. Питаются моллюсками, разгрызая их уплощенными зубами.(слайды 15-17)

3. Значение Хрящевых рыб:

- звено в цепи питания
- употребление в пищу (акульи плавники, печень – витамин А, акульи яйца)
- изделия из кожи акул (сумочки, дорогая обувь, бумажники)
- эстетическое
- опасность для человека

-дубленая кожа – шагрени, кожа как наждачная бумага.

-делают напильники

III. Закрепление изученного.

  1. Может ли акула утонуть, если перестанет двигаться? (может, так как у акул нет плавательного пузыря)
  2. Белая акула («белая смерть»), разгрызая твердую раковину морского моллюска, сломала несколько зубов. Останется ли акула в дальнейшем беззубой? (Сломанные зубы акулы заменяются новыми. Замена зубов на одном и том месте происходит 6 раз в течение жизни акулы. Акула не останется беззубой.)
  3. Масса печени некоторых акул составляет 25% от общей массы. Почему? (У акул нет плавательного пузыря. Плавучесть их тела достигается за счет накопления большого количества жира)
  4. Рыба из акуловых и инструмент для ковки металла имеют одинаковое название. Какое? (рыба –молот)
  5. Какая рыба из семейства акуловых имеет название древнего холодного оружия? (рыба меч)

IV. Рефлексия.

- Какие моменты урока вам запомнились больше всего?

- Оцените свою деятельность, достигли мы цели или нет?

V.Домашнее задание:

  1.   Изучите с 182–183 учебника.
  2. Составить кроссворд «Хрящевые рыбы»

3.Ответь на вопрос: Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке) чтобы не утонуть?

(Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;

Как акулы – двигаться.)

VI.Литература: 1) Учебник Биология.  Животные . В.В. Латюшин В.А.Шапкин.2001г.

                      2) Е.Н. Дмитров «Познавательные задачи по зоологии позвоночных»  Тула «Родничок»,1999.

                       3) Книга для учителя «Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные» М.: «Первое сентября» 2000

Задание 1. Тест « Хрящевые рыбы»

1.Назовите особенность, не характерную для акул:

а) сросшиеся грудные плавники

б) торпедообразная форма тела

в) жаберные щели расположены по бокам

г) хрящевой скелет

2. У каких рыб хорда сохраняется в течение всей жизни:

а) у хрящевых

б) у карпообразных

в) у окунеобразных

г) у сельдеобразных

3. К хрящевым рыбам относятся:

а) химеры

б) акулы

в) скаты

г) карпообразные

4. Тело у скатов приспособлено к придонному существованию:

а) плоское

б) сплющенное в спинно - брюшном направлении

в) ромбовидное – со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками

г) торпедообразной формы

5. Отличительными признаками хрящевых рыб являются:

а) хрящевой скелет

б) отсутствие плавательного пузыря

в) жаберных крышек нет, по бокам с каждой стороны по 5-7 жаберных щелей

г) костный скелет

6.Какая из хрящевых рыб является гигантом среди всех видов рыб

а) скат манта

б) китовая акула

в) полярная акула

г) тигровая акула

7. К хрящевым рыбам относят:

а) карп

б) скат

в) акула

г) сельдь

8.Кожа у представителей отряда Химерообразные:

а) голая

б) шероховатая

в) покрыта чешуёй в виде ромбических пластинок

г) покрыта циклоидной чешуёй

9. К классу Хрящевые рыбы относят отряды:

Акулы, Химерообразные, Карпообразные, Лососеобразные,

Сельдеобразные, Скаты.

10. Отряд Скаты включает в себя представителей :

Манта, Орляк пятнистый, Хвостокол, Тигровая акула, Акула - молот,

Обыкновенный электрический скат, Химера европейская.

11. Из хрящевых рыб гигантом считают: скат манта, полярная акула, тигровая акула, акула - молот, химера европейская, обыкновенный электрический скат, сельдевая акула.

Задание № 2 - « Кто лишний»

Выберите правильный ответ и подчеркните:

1. К классу Хрящевые рыбы относят отряды:

Акулы, Химерообразные, Карпообразные, Лососеобразные,

Сельдеобразные, Скаты.

2. Отряд Скаты включает в себя представителей :

Манта, Орляк пятнистый, Хвостокол, Тигровая акула, Акула - молот,

Обыкновенный электрический скат, Химера европейская.

3. Из хрящевых рыб гигантом считают: скат манта, полярная акула,

тигровая акула, акула - молот, химера европейская, обыкновенный электрический скат, сельдевая акула

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание: изучить п.22 , повторить общую характеристику

рыб, сделать кроссворд « Рыбы нашей местности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Рыбы"в коррекционной школе VIII вида

Урок биологии 8 класс коррекционная школа повторение темы РЫБЫ. Урок с игровыми моментами и использованием слайдов....

конспект урока биологии по теме "Рыбы" 7 класс

Обобщающий  урок по теме "Рыбы" 7 класс к УМК Пасечника (Латюшин, Шапкин). Предлагается вниманию коллег конспект открытого урока  по данной теме.  ...

Конспект урока на тему: "Промысловые рыбы Республики Коми"

Данный конспект урока направлен на создание условий для формирования знаний  учащихся о промысловых рыбах РК, их использовании....

Конспект урока по окружающему миру " Рыбы, их многообразие"

Методическая разработка предназначена для учащихся 1 класса   УМК "Гармония"....

Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...