рабочая программа элективного курса "Тайны генома"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

рабочая программа элективного курса "Тайны генома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_tayny_genoma.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Тайны генома» для учащихся 9 класса составлена на основе авторской программы Т.И.Переясловой «Основы генетики» из сборника «Программы элективных курсов для медико-биологического профиля». - Благовещенск, Амурский ИППК, 2005,  разработанных в соответствии с решением коллегии департамента образования Администрации Амурской области. Протокол №1 от 31.03.2005 г.

Цель курса: создать условия для формирования и развития у уч-ся интереса к естественнонаучным предметам, творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Программа рассчитана на 17 часов, а по учебному плану на элективный курс отведено 9 часов, поэтому в данной рабочей программе количество часов по темам «Геном человека, «наследственность и изменчивость» и «Международная программа «Геном человека» сокращено вдвое,  в теме «Гены в нашей жизни» по программе 3ч (1ч теоретич., 2ч практических занятий)  сокращено до 0,5ч теоретич.занятия и 0,5ч практического – всего 1ч, в теме «Гены и здоровье»  по программе 3ч (2ч теоретич.занятий и 1ч практического) сокращено до 0,5ч теоретич.занятий и 0,5ч практического- всего 1ч.

Литература

Для учителя:

  1. Боринская С.А. «Гены в нашей жизни». Журнал «Биология в школе» №2, 2001. – с.13-16
  2. Боринская С.А. , Янковский Н.К. «Гены и здоровье» .Журнал «Биология в школе»№5, 2001.
  3. Боринская С.А. , Янковский Н.К. «Человек и его гены. В начале нового тысячелетия». Журнал «Биология в школе» №4, 2001
  4. Дубинин Н.П. «Генетика человека» Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1998
  5. Медицинская генетика /Под ред. Бочкарева Н.П. – М: Мастерство, 2001
  6. Репин В.С. и др. Медицинская клеточная биология. – М.:БЭД, 1998
  7. Сингер М., Берг П. «Гены и геном» - М.: Мир, 2000
  8. Стволинская Н.С. «Истоки и перспективы международной программы «Геном человека». Журнал «Биология в школе» №2, 2002

Для учащихся:

  1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. – М.: Просвещение, 197
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
  3. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олипм», «Фирма «Издательство АСТ»», 2000
  4. Дж.Алекс Тарквиньо. Прорыв в медицине: Чудо становится реальностью//ЗАО «Изд. Дом Ридерз Дайджест» - 2003
  5. Живой мир «Энциклопедия» /Пер. с англ. – М.: Росмен, 1994
  6. Касаткина И.Н. Биоритмы и здоровье //Серия «Здоровый образ жизни», 2002
  7. СПИД//Естествознание. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002

Содержание курса

Тема 1. Введение.

История изучения генома человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека.

Тема 2. Человек и его гены.

Изучение структуры генома человека. Отличие людей на уровне генов. Исследование генома человека направлено на решение научных проблем, связанных с происхождением человека, на выяснение генных различий. Понятие «молекулярные часы», их роль в изучении антропогенеза. Изучение генетического разнообразия популяций человека имеет важное значение для понимания механизмов устойчивости или восприимчивости к тем или иным заболеваниям.

Практическая работа. Научиться кратко записывать условия генетической ситуационной задачи и ее решения.

Тема 3. Геном человека.

История изучения вопроса. Современные достижения и научные открытия, карты хромосом и картирование генов. Использование открытий в изучении генома человека для лечения болезней. Клонирование. Генная терапия, лечение патологий, связанных с изменением наследственной информации – нравственная, этическая проблема.

Сообщения учащихся по теме.

Тема 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Углубляется понятие наследственность и изменчивость организмов. Хромосомы. Видовой набор хромосом, находящийся у большинства организмов в ядре. Хранение и передача информации, записанной в хромосомах в виде генов.

Практическая работа. Основные закономерности наследования признаков. Решение ситуационных задач.

Тема 5. Гены в нашей жизни.

Молекулярные методы, которые позволили выявить гены, влияющие на поведение человека: сильные ощущения; депрессия и тревожность;  наследственность и агрессивность поведения, преступность; устойчивость к действию алкоголя, никотина, наркотиков; гены и секс; влияние наследственности на интеллект. Показать влияние наследственности среды на развитие антисоциального поведения.

Семинар. «Гены в нашей жизни».

Тема 6. Гены и здоровье.

Генный уровень болезней человека. Всего известно 5 тыс.наследственных заболеваний, из них – тяжелейшие расстройства. Значительные успехи достигнуты в изучении молекулярных причин наследственных заболеваний. Они связаны с мутациями или изменением числа хромосом. Показать виды наследственных заболеваний, связанных с мутациями и связанные с изменением гена хромосом. Распространение в России хромосомных болезней и врожденных пороков развития, обратить внимание на медико-генетическое консультирование, его роль в просветительской работе с подростками и взрослым контингентом.

Экскурсия. Центр планирования семьи, Центр генетического консультирования.

Тема 7.  Международная программа «Геном человека».

Вклад ученых в развитие тайны генома человека, начиная с Ч.Дарвина «Происхождение видов», Г.Менделя, основоположники науки генетики и современных ученых, изучивших кариотип человека, его цитологическую карту. Показать роль генной инженерии.

Тема 8. Выбор профессии.

Профессии: массовые, специальные, творческие. Уровень образования и квалификации. Среднее специальное и высшее образование, особенности приема в них. Виды трудовой деятельности в системах: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-образ», «человек-природа». Примеры. Условия трудовой деятельности: монотонность/преемственность; большая/малая физическая нагрузка; большая/малая психическая нагрузка; большой/малый риск; большая/малая ответственность; большая/малая необходимость повышения квалификации. Примеры. Формулы профессий. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Заработная плата: кто и за что получает деньги.

Тема 9. Составление генетического словаря, его презентация.

Тематическое планирование

№ п/п

название темы

кол-во часов

теор.

практич.

1.

Введение

1

2.

Человек и его гены

0,5

0,5

3.

Геном человека

0,5

0,5

4.

Наследственность и изменчивость организмов.

0,5

0,5

5.

Гены в нашей жизни

0,5

0,5

6.

Гены и здоровье

0,5

0,5

7.

Международная программа «Геном человека»

1

8.

Выбор профессии

1

9.

Составление генетического словаря, его презентация

1

Итого:

4,5

4,5

                                                                                                                                                     9 ч

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

кол-во

часов

содержание темы

ресурсы

сроки

1.

Введение

1 ч.

История изучения генома человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека.

мультимед. оборудование

презентации

2.

Человек и его гены

Практическая работа: решение генетической ситуационной задачи

 1 ч.

Изучение структуры генома человека. Отличие людей на уровне генов. Исследование генома человека направлено на решение научных проблем, связанных с происхождением человека, на выяснение генных различий. Понятие «молекулярные часы», их роль в изучении антропогенеза. Изучение генетического разнообразия популяций человека имеет важное значение для понимания механизмов устойчивости или восприимчивости к тем или иным заболеваниям.

Раздат. матер.

Модель ДНК, схемы хромосом

3.

Геном человека.

Сообщения учащихся

 1 ч.

История изучения вопроса. Современные достижения и научные открытия, карты хромосом и картирование генов. Использование открытий в изучении генома человека для лечения болезней. Клонирование. Генная терапия, лечение патологий, связанных с изменением наследственной информации – нравственная, этическая проблема.

Модель ДНК, схемы хромосом

мультимед. оборудование

презентации

4.

Наследственность и изменчивость организмов.

Практическая работа. Основные закономерности наследования признаков. Решение ситуационных задач.

 1 ч.

История изучения вопроса. Современные достижения и научные открытия, карты хромосом и картирование генов. Использование открытий в изучении генома человека для лечения болезней. Клонирование. Генная терапия, лечение патологий, связанных с изменением наследственной информации – нравственная, этическая проблема.

Схема строения хромосом, модель ДНК

мультимед. оборудование

презентации

5.

Гены в нашей жизни

Семинар. «Гены в нашей жизни».

 1 ч.

понятие наследственность и изменчивость организмов. Хромосомы. Видовой набор хромосом, находящийся у большинства организмов в ядре. Хранение и передача информации, записанной в хромосомах в виде генов.

Схема строения хромосом,

мультимед. оборудование

презентации

6.

Гены и здоровье

Экскурсия. Центр планирования семьи, Центр генетического консультирования

1 ч.

Генный уровень болезней человека. Всего известно 5тыс. наследственных заболеваний, из них – тяжелейшие расстройства. Значительные успехи в изучении молекулярных причин наследственных заболеваний, связанные с мутациями или изменением числа хромосом. Виды наследственных заболеваний, связанных с мутациями и связанные с изменением гена хромосом. Распространение в России хромосомных болезней и врожденных пороков развития. Медико-генетическое консультирование, его роль в просветительской работе с подростками и взрослым контингентом.

мультимед. оборудование

презентации

7.

Международная программа «Геном человека»

 1 ч.

Вклад ученых в развитие тайны генома человека, начиная с Ч.Дарвина «Происхождение видов», Г.Менделя, основоположники науки генетики и современных ученых, изучивших кариотип человека, его цитологическую карту. Роль генной инженерии.

мультимед. оборудование

презентации

8.

Выбор профессии

Круглый стол

 1 ч.

Профессии: массовые, специальные, творческие. Уровень образования и квалификации. Среднее специальное и высшее образование, особенности приема в них. Виды трудовой деятельности в системах: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-образ», «человек-природа». Примеры. Условия трудовой деятельности: монотонность/преемственность; большая/малая физическая нагрузка; большая/малая психическая нагрузка; большой/малый риск; большая/малая ответствен.; большая/малая необходимость повышения квалификации. Примеры. Формулы профессий. Профес.ограничения ожные профзаболевания. Заработная плата: кто и за что получает деньги.

Раздат. материал,

мультимед. оборудование

презентации

9.

Составление генетического словаря, его презентация

1 ч

Составление генетического словаря, его презентация

Мультимед. оборудование, презентации творч.проекта уч-ся

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...