Урок – учебная игра «ТАЙНЫ КЛЕТКИ»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Андриенко Елена Викторовна

Урок - учебная игра "Тайны клетки" в 5 классе по программе Пасечника В.В. Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов" (урок обобщения и систематизации знаний) проводитсся в форме игры КВН с различными заданиями по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_kletka.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – учебная игра  «ТАЙНЫ  КЛЕТКИ»

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

5 класс ФГОС

Андриенко Е.В., учитель биологии 1 квалификационной категории

 МБОУ гимназии № 2 г. Сальска

                                                                                                           

Цель урока:  

 - обобщить и закрепить знания о строении клетки;

 - развитие у учащихся образную память, логическое мышление

 - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

УУД:

  •   определение цели своего обучения
  •   установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения
  •  рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач
  •   умение формулировать выводы
  •  Коммуникативные:
  •  умение работать индивидуально
  •  отстаивать мнение и позицию
  •  Личностные:
  •  формирование целостного мировоззрения
  •  Регулятивные:
  •  Целеполагания  
  •  оценка учащимися качества и уровня усвоения материала
  •  умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Планируемые результаты:

Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о

жизнедеятельности клетки

Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять индивидуальные задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:  экран, проектор, ЭОР «Дрофа» - 5 класс, конверты с заданиями к конкурсам,  кроссворды, листы с буквами для «Поля чудес», песочные часы, ведомости для жюри.

Ход урока:

I. Организационно – мотивационный этап:

 Учитель. Добрый день, ребята!

Давайте сядем удобно посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.  Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодняшний урок, ребята необычный. Мы побываем с вами на популярной игре КВН, в которой вы сами будете принимать участие. У нас есть три команды-участницы и строгое жюри,  которое будет оценивать их выступления и определит лучшую. Будьте, пожалуйста, внимательны к ответам своих товарищей и их соперников.

Команда, которая займёт первое место, получит самый главный приз – оценку «пять» в журнал.

Но прежде, чем мы начнём играть, придумайте название своей команде, связанное с темой занятия и выберите капитана.

Капитаны, подойдите к столу учителя для определения очерёдности ответов (жеребьёвка команд).

Ну а теперь внимание – конкурсы!

II. Актуализация пройденного материала.

      1 Повторение и закрепление знаний

Конкурс 1 «Разминка» (кроссворд) – 5 минут, одно слово – один балл.

Кроссворд «Микроскоп», «Клетка» (капитаны команд выбирают конверт с кроссвордом, команда решает кроссворд).

Конкурс 2. «Тема – термин» - 4 минуты, каждый термин – один балл (капитаны команд выбирают конверт с темой для конкурса, члены команды по очереди выходят к столу и выбирают термины согласно своей теме, прикрепляют их магнитиками к доске).

Тема «Микроскоп»: винты, объективы, окуляр, тубус, предметный столик, зеркало.

Тема «Клетка»: вакуоль, ядро, цитоплазма, оболочка, поры, пластиды.

Тема «Химический состав клетки»:  углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные соли.

Конкурс 3. «В биологической лаборатории» - 10  минут (капитаны команд работают на компьютере, выполняя задания из ЭОР «ДРОФА», ответы появляются на экране, члены команд и соперники проверяют правильность выполнения).

 Задание «стадии деления клетки».

Задание «приготовление временного препарата».

Задание «устройство микроскопа».

Конкурс 4. «Найдите ошибку»- 5 минут, одна ошибка - один балл (члены команды вместе исправляют ошибки в тексте).

Текст с ошибками.

Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции, называют органом (ткань). Мышечные (покровные)  ткани выполняют защитную функцию. Они образованы только мёртвыми клетками (или живыми) с плотно сомкнутыми, утолщёнными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.  Покровная ткань из живых клеток называется пробкой (кожицей). Со временем на некоторых органах растений вместо пробки  (кожицы) образуется кожица (пробка).

Конкурс 5. «Поле чудес». Один ответ – один балл (по очереди команды называют буквы,  за правильно угаданную букву 1 балл).

Задание:

Раздел биологии, который изучает строение, состав и многообразие клеток (цитология).

По очереди называют буквы, команда получает за правильно угаданную букву 1 балл.

Конкурс 6. «Дальше, дальше…»

Команды должны поочерёдно за одну минуту дать ответы на возможно большее число вопросов.

Вопросы:

  1. Наука о живых организмах (биология).
  2. Зелёные пластиды (хлоропласты).
  3. Часть микроскопа с помощью  которой устанавливается наиболее удобное освещение объекта (зеркало).
  4. Вакуоли клетки заполнены (клеточным соком).
  5. Самый простой увеличительный прибор (лупа).
  6. Растения состоят из веществ неорганических и (органических).
  7. В старых клетках хорошо заметны (вакуоли).
  8. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус (штатив).
  9. Наука о растениях (ботаника).
  10. Тельца, служащие для передачи наследственной информации от клетки к клетке (хромосомы).
  11. Зрительная труба микроскопа в которую вставляют его главные части (тубус).
  12. Тонкие участки клеточной оболочки (поры).
  13. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку (цитоплазма).
  14. Ткань, в которой клетки плотно прилегают друг к другу (покровная).
  15. Часть микроскопа, на которой располагают рассматриваемый объект (предметный столик).
  16. Увеличение клеток в размерах (рост).
  17. Между оболочками соседних клеток находится (межклеточное вещество).
  18. Вещества – источник энергии в клетке (углеводы).
  19.  Все организмы состоят из (клеток).
  20. В клеточном соке могут содержаться пигменты – это (красящие вещества).
  21. Качественные изменения, происходящие с клеткой (развитие).
  22. В клетках кожицы лука пластиды имеют … цвет (прозрачные).
  23. Молодая  клетка отличается от старой (количеством и размерами вакуолей).
  24. Ткань обеспечивающая прочность и упругость (механическая).
  25. Основа микроскопа, к которой крепятся всё необходимые части (штатив).
  26. Многочисленные бесцветные и окрашенные тельца в цитоплазме растительной клетки (пластиды).
  27. Делению клетки предшествует деление её (ядра).
  28. Вещества, необходимые для жизни клетки, проходят через (поры).
  29. Пластиды оранжевого, красного, жёлтого цвета (хромопласты).
  30. Поступление веществ в клетку и выделение продуктов жизнедеятельности (обмен веществ).
  31. Перед делением в клетке становятся хорошо заметными цилиндрические тельца (хромосомы).
  32. Роль «президента» в клетке выполняет (ядро).
  33. Увеличение микроскопа определяют по увеличению объектива и увеличению окуляра, для этого их необходимо (перемножить).
  34. Единицей любого организма является (клетка).
  35. Раздел биологии о клетке называется (цитология).
  36. В молодых клетках много мелких, в старых одна большая (вакуоли).
  37. В клетках листа растения пластиды (зелёные или хлоропласты).
  38. Ткань обеспечивающая перемещение веществ в растении (проводящая).
  39. Вещества, являющиеся строительным материалом клетки (белки).
  40. Прибор, при помощи которого  можно рассмотреть клетку и изучить её строение (микроскоп).

Если останется время

Конкурс 7. Ответы на вопросы телезрителей передачи «В гостях у клетки»:

  1. Клубни картофеля, особенно очищенного, при варке становятся рассыпчатыми. С чем это связано?
  2. Сильно замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок, а из свежего яблока сок не вытекает. Как можно объяснить такое явление?
  3. Любая растительная клетка имеет плотную оболочку. Каким же образом вода и растворённые в ней вещества из одной клетки попадают в другую?
  4. Цитоплазма в клетке находится в движении. Как можно обнаружить движение цитоплазмы, если известно. Что она бесцветна?
  5. Плоды томата вначале бывают зелёными, а затем краснеют. С какими изменениями в клетках плодов это связано?
  6. При разрушении межклеточного вещества в органах растений образуются межклетники. Какое значение в жизни клеток имеют такие образования?
  7. Одни растения постоянно растут – увеличиваются в размерах молодые листья, плоды, корни. Благодаря чему происходит увеличение этих и других органов?

Приложение:

Кроссворд «Микроскоп».

Ш

Т

О

Т

У

Б

А

З

С

Б

Ъ

Т

О

Е

Т

У

Е

М

И

К

Р

О

С

К

О

П

В

У

К

Л

Т

Л

А

И

И

Я

Л

К

В

Р

О

По вертикали впишите названия частей прибора так, чтобы в выделенных горизонтальных клеточках получилось его название.

Ш

Т

О

З

С

О

По вертикали впишите названия частей прибора так, чтобы в выделенных горизонтальных клеточках получилось его название.

Кроссворд «Клетка».

О

Б

О

Л

О

Ч

К

А

Ц

И

Т

П

Л

А

З

М

А

Я

Д

Р

В

А

К

У

Л

Ь

Л

Е

Й

К

П

Л

А

С

Т

Ы

Х

Л

О

Р

П

Л

А

С

Т

Ы

Х

Р

О

М

П

Л

А

С

Т

Ы

Впишите названия частей и органоидов клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.

О

О

Ц

Я

В

Л

Х

Х

Впишите названия частей и органоидов клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.

Термины для конкурса «Тема – термин».

МИКРОСКОП

КЛЕТКА

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

винты

объективы

окуляр

тубус

предметный столик

зеркало

вакуоль

ядро

цитоплазма

оболочка

поры

пластиды

углеводы

белки

 

жиры

нуклеиновые кислоты

вода

минеральные соли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока учебной практики по теме "Введение в профессию"

План открытого урока учебной практики по теме " Введение в профессию" был использован на конкурсе "Мастер года - 2010" В плане раскрыто содержание всех элементов урока :Вводного инструктажа,текущего и...

Внедрение передовых отраслевых технологий на уроках учебной практики по профессии "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

Новейшие технологии безопасного производства сварочных работ. Передовые производители и их продукция....

Методическая разработка урока учебной практики «Приготовление и подача блюд из овощей запеченных» Тема урока «Кабачки фаршированные овощами и рисом».

Методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики( длительность - 360 минут (6часов))  по теме «Технология приготовления и подачи блюд из овощей запеченных» по професси...

План урока учебной практики по профессии "Повар, кондитер" ПМ.01 «Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов» Тема урока: «Приготовление полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд, виды подачи»

Методическая разработка урока учебной практики по теме: "Приготовление полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд , виды подачи" разработана по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"...

Конспект урока. Учебно-тренировочный урок по волейболу.

Конспект урока. Учебно-тренировочный урок по волейболу....

Технологическая карта урока Учебный предмет: английский язык. Тема урока: «Work in Great Britain»

Урок усвоения новых знаний по теме "Профессии". Способствует осознанному профессиональному выбору обучающихся в контексте темы "Work in Great Britain"/. Урок создан на основе видео...

Технологическая карта урока Учебная дисциплина: Английский язык Группа: 101 Преподаватель: Кудряшова С.В. Тип урока: урок совершенствования лексико-грамматических навыков

Тема урока «Виды спорта»Цель урока создать условия для совершенствования лексико-грамматических навыков, способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения т...