Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса. УМК В.В. Пасечник.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Великая Людмила Николаевна

Календарно-тематическое планирование по биологии составлено к УМК В.В. Пасечника. Содержит поурочное планирование, сведения о видах деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem._planirovanie_9_klass.rar42.27 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Класс

Дата

Планируемый результат (УУД или компетенции)

Вид (форма)

контроля

план

факт

 

1.

2.

Введение.

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

2

Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии.

Уметь    объяснять основные свойства

живого как результат эволюции жизни на Земле.

Раздел I. Уровни организации живой природы.

43

3.

Глава 1. Молекулярный уровень.

Молекулярный уровень: общая характеристика.

9

1

Приводить примеры биополимеров.

Называть: процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами.

Устный опрос

4.

Углеводы. Липиды.

1

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества, клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов. Классифицировать углеводы и липиды по группам.

Фронтальная беседа

5.

Состав и строение белков.

1

Называть продукты, богатые белками.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: связь, образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Характеризовать  уровни структурной организации белковой молекулы. Описывать механизм денатурации белка.

Тестовая работа

6.

Функции белков.

1

Называть функции белков. Описывать  проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ.

Давать определение основным понятиям. Приводить примеры  белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многообразия функций белков.

Характеризовать проявление функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии.

7.

Нуклеиновые кислоты.

1

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функций. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

8.

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

Называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. Приводить примеры жирорастворим. и водорастворимых витаминов.

Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими. Характеризовать: биологическую роль АТФ и витаминов.

9.

Биологические катализаторы.

1

Воспроизводить определение следующих терминов: фермент катализ, катализатор. Приводить примеры веществ - катализаторов. Перечислять факторы, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях. Объяснять, почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

10.

Вирусы.

1

Давать определение термину паразит.

Перечислять признаки живого.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами.

Описывать цикл развития вируса.

Выделять особенности строения вирусов. Доказывать: что вирусы - это живые организмы, внутриклеточные паразиты.

11.

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1

Уметь систематизировать, обобщать знания. Работать с тестами.

Контрольная работа

(в форме  ОГЭ)

Глава 2. Клеточный уровень.

11

12.

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура. Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану.

Называть: способы проникновения веществ в клетку, функции клеточной мембраны.

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

13.

Ядро.

1

Узнавать по немому рисунку структурные компонент ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Объяснять механизм образования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и соматических  клетках.

14.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

Распознавать  и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов.

Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

15.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, органоиды движения,

Клеточные

Включения.

1

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать виды пластид растительных клеток.

16.

Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

Давать определение термину  прокариоты. Узнавать и различать  по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах  и описывать особенности клеток бактерий.

Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения.

17.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.

1

Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

18.

Фотосинтез и хемосинтез.

1

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Описывать механизм фотосинтеза и хемосинтеза.

Классифицировать организмы по способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Обосновывать наличие разных способов  питания клеток зеленого растения.

19.

Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы.

1

Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

20.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

Давать определение терминам ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме.

21.

Деление клетки. Митоз.

1

Деление клетки (митоз). Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

22.

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

1

Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Контрольная работа № 2

Глава3. Организменный уровень.

13

23

Бесполое размножение организмов.

1

Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения;

виды бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

24.

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

1

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

25.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать:

сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма; начало и окончание постэмбриональное развития;

виды постэмбрионального развития.

26.

Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, доминантный признак, моногиб.  скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.

27.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

Давать определения терминам гетерозигота, гомозигота, доминирование.

Описывать механизм неполного доминирования. Выделять особенности механизма неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

28.

Дигибридное скрещивание.

1

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

29.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Давать определения терминам гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя  и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Письменная работа по проверке генетической символики

30.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Объяснять причину соотношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи.

31.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

1

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций);нормы реакции признаков; зависимость проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость.

Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов».

32.

Закономерности

 изменчивости. Мутационная изменчивость.

1

Давать определение терминам изменчивость. Называть: основные формы изменчивости; вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

33.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекцию

Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций;

значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности.

34.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: пород животных и сортов культурных растений; использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Характеризовать методы селекции растений и животных. Анализировать и оценивать значение  генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

35.

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания – незаконченные предложения.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Простейшие генетические задачи.

Контрольная

работа № 3

(в форме ОГЭ)

Глава 4. Популяционно-видовой уровень.

2

36.

Вид его критерии. Структура вида.  

1

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии  вида.

Анализировать содержание определения понятия вид. Характеризовать критерии вида. Доказывать  необходимость совокупности критериев  для сохранения  целостности и единства вида

Лабораторная работа № 4

«Изучение морфологического критерия вида»

37.

Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация.

1

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида. Определять черты приспособленности у животных и растений в связи с их средой обитания

Лабораторная работа № 5  «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Глава 5. Экосистемный уровень.

5

38.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

1

Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить   примеры   естественных  и   искусственных  сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки             биологического объекта - популяции; показатели  структуры  популяций. Изучать процессы, происходящие в популяции.

39.

Состав и структура сообщества.

1

Называть: типы взаимодействия разных видов.

Приводить   примеры взаимодействий.

40.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

Основные понятия: агроэкосистема.

Характеризовать агроценоз.

Лабораторная работа № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

41.

Продуктивность сообщества.

1

42.

Саморазвитие экосистемы.

1

Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Тестовая работа

Глава 6. Биосферный уровень.

3

43.

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.

1

Знать структуру биосферы. Давать характеристику жизненным средам биосферы.

44.

Средообразующая деятельность организмов.

1

Характеризовать сущность средообразующей деятельности организмов..

45.

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизни. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора;

проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Раздел II.  Эволюция органического мира.

Глава 7. Основы учения об эволюции.

15

9

46.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

9г        

Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий теория, научный факт.

Выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка.

47.

Изменчивость организмов.

1

9г        

Давать определение понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование.

Называть: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции;

формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.

48.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1

9г        

Приводить примеры: стабилизирующего отбора;

движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Беседа

49.

Борьба за существование и естественный отбор.

1

9г        

Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору.

50.

Формы естественного отбора.

1

9г        

Приводить примеры: стабилизирующего отбора;

движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. Основные понятия: естественный отбор, искусственный  отбор

Проверочная работа

51.

Видообразование. Изолирующие механизмы.

1

9г        

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

52.

Макроэволюция

1

9г        

Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

53.

Основные закономерности эволюции.

1

9г        

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

54.

Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

1

9г        

Уметь систематизировать, обобщать знания. Работать с тестами.

Контрольная

работа № 4.

(в форме ОГЭ)

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле.

6

55.

Гипотезы возникновения жизни.

1

9г        

Давать определение термину – гипотеза. Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Характеризовать современные представления о возникновении жизни.

56.

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна.

1

9г        

Характеризовать современные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

57.

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

9г        

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.

58.

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

9г        

Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

59.

Развитие жизни в мезозое.

1

9г        

Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое

ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

60.

Развитие жизни в кайнозое.

1

9г        

Приводить примеры: растений и животных, существовавших в кайнозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Проверочная работа

Раздел 3. Основы экологии.

Глава 9. Организм и среда.

8

5

61.

Экологические факторы. Условия среды.

1

9г        

Давать определение термину – экологические факторы. Знать их классификацию. Уметь приводить примеры.

62.

Влияние экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы.

1

9г        

Знать общие закономерности экологических факторов, влияющих на организмы.

63.

Адаптация организмов к различным условиям существования.

1

9г        

Уметь находить соответствие между организмами и средой их обитания.

64.

Межвидовые отношения организмов.

1

9г        

Характеризовать типы биотических взаимоотношений. Уметь приводить примеры.

65.

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

1

9г        

Знать механизмы изменения численности популяций. Циклические колебания.

Тестовая работа

Глава 10. Биосфера и человек.

3

66.

Эволюция биосферы.

1

Характеристика биосферы. Уметь приводить доказательства постоянного динамического равновесия и развития биосферы.

67.

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

1

Объяснять, что нарушение законов природы неизбежно ведет к гибели человеческой цивилизации. В.И. Вернадский о ноосфере.

68.

Обобщающий урок по главе 9 «Организм и среда» и 10 «Биосфера и человек».

1

Уметь систематизировать, обобщать знания. Работать с тестами.

Контрольная работа № 5

69.

Повторение и обобщение по курсу «Введение в общую биологию и экологию». Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

70.

Итоговая контрольная работа.

1

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнит. таблиц. Задания на нахождение ошибок в тексте.

Промежуточная аттестация.

Тестовая работа в форме ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. линия В.В.Пасечника.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс. . составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Тематическое планирование по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечника (учебник Д.В. Колесова и др.)

Тематическое планирование по биологии. 8 класс. УМК В.В. Пасечника. Для системы "Барс-электронная школа"....

Тематическое планирование по биологии 9 класс УМК В.В. Пасечника. Для системы "БАРС".

Тематическое планирование по биологии. 9 класс. УМК В.В. Пасечника. Для системы "Барс-электронная школа"....

Тематическое планирование по биологии 10 класс УМК В.В. Пасечника. Для системы "БАРС".

Тематическое планирование по биологии 10 класс УМК В.В. Пасечника. Для системы "БАРС-Электронная школа"....