статья "Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии"
статья

Деларова Елена Владимировна

В статье рассмотрен опыт профориентационной работы с учащимися на разных этапах обучения биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии

Деларова Е.В.

ГБОУ гимназии № 441

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Профориентационная работа при обучении биологии должна быть направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. 

Большинство ребят не представляют или плохо представляют какие существуют биологические специальности. Поэтому один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии – профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.

Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя игры, конференция, исследования на уроках, дома, выполнение исследовательских работ, проектов и экскурсии.

Первый этап – это знакомство с науками и специальностями такими, как фенология - фенолог, бриология - бриолог, энтомология – энтомолог и т.д. В 5-7 классах формируются навыки проведения простейших исследований непосредственно на уроке, а некоторые виды экспериментов, иногда требующие длительных наблюдений, ребенок проводит дома. Такой вид самостоятельной работы обучающихся применяется с целью выявления склонностей учащихся к изучению биологии, развития их интереса к науке, совершенствования биологического образования, воспитания потребности в самообразовании.

Следующий этап – выполнение исследовательских работ и проектная деятельность. Это индивидуальная работа с учащимися проводится на занятиях кружков «Экология растений», «Экология животных», «Основы экологии». Итогом такой работы является исследовательская работа и представление результатов своих исследований на конференциях. Для 5-6 классов проводится конференция «Первые шаги естествоиспытателя», 7 классы – Малые Купчинские чтения, 8-11 – Купчинские юношеские чтения, Школа-конференция в Сергиевке, Докучаевские чтения, Инструментальные исследования и т.д.   В школе, к сожалению, не хватает ресурсов для проведения практической части работ. Поэтому я обращаюсь за помощью в ДДЮТ, ЭБЦ «Крестовский остров», и НИИ. Именно в результате общения, работы и консультации с сотрудниками этих учреждений у учащихся формируется представление о работе различных специалистов в области биологии и экологии. Ребята осваивают методики исследований (работа с микроскопом, подготовка питательных сред, приготовление и окрашивание препаратов и т.д.). Подросток не просто получает необходимую информацию о требованиях к профессии, но и практически может попробовать себя в данной специальности.

Учащиеся 7-10 классов принимают участие в экологических проектах и программах ДДЮТ Фрунзенского района и ДЭЦ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Эти проекты включают в себя экскурсии, лабораторные занятия. В результате у участников проектов формируется понимание социальной значимости профессии эколога.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными направлениями работы биологов, экологов, медиков, с объектами исследований, с новыми технологиями, которые применяются в современной науке. Экологические экскурсии, проводимые сотрудниками ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга», знакомят ребят с полевыми исследованиями, которые являются неотъемлемой частью работы биологов и экологов.

Экскурсии в медицинские ВУЗы проводят преподаватели и студенты. Показывают современные методы фиксации материалов, проводят практические занятия в анатомичке, и еще раз помогают убедиться 11-классникам, что профессия выбрана правильно.

Таким образом, в работе учителя биологии можно выделить следующие направления: 
• профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями; 
• профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии; 
• профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности; 
• профессиональная диагностика школьника – изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов; 
• педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

из опыта работы учителя биологии высшей категории  МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...

Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся в обучении биологии

В работе описана моя методическая  система обучения, по которой я работаю последние 8 лет.  В ней даны основные методы, формы и приемы работы по использованию информационных технологий в обу...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»

Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики....