Урок биологии в 6 классе по теме: "Водоросли".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Подгорнова Наталья Ивановна

Тема урока:   Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания, строение, роль  в природе и жизни человека.

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.

 Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

https://yadi.sk/i/p_bQoYHZ3Farmn - презентация к уроку "Водоросли".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_vodorosli.docx29.7 КБ
Файл prilozhenie_1_k_uroku_vodorosli.docx390.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания, строение, роль  в природе и жизни человека.

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.

 Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая:  развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать,  делать выводы.
Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение  места их в органическом мире.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, гербарии.

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

- Там, где вырождаются растения, не может жить человек. Это высказывание принадлежит  немецкому философу Гегелю (Слайд 1).

- Ребята вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Ежедневно с лица Земли исчезает  один вид растений, животных или грибов!!!

Чтобы сохранить разнообразие растительного мира  на Земле, что нужно делать?

- А что нам нужно, чтобы знать, как правильно защитить растения (Необходимо знать их особенности). Какая наука поможет нам разобраться с эти вопросом? (Ботаника).

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, каждому дереву, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать. Тем не менее, природа удивительна во всех своих проявлениях, и это – факт (Слайд 2).

Мы говорили с вами, что ботаника это сложная и многоступенчатая наука, естественно, она изучает множество явлений из жизни растений, на какие отрасли её  можно разделить?

Учащиеся дают ответы: морфология растений, анатомия растений, физиология растений, систематика растений.

(Слайд 3).

Ребята, а что изучает каждая из этих наук (по ходу ответов учитель выясняет, изучали ли мы уже эту науку).

Предполагаемые ответы: морфология растений изучает их внешнее строение, анатомия растений - внутреннее, физиология растений – жизнедеятельность, систематика растений – разделяет их на группы, в зависимости от степени их родства.

(Слайд 4).

 Мы с вами сегодня будем расширять свои знания по систематике растений?

Какие систематические категории выделяют?

Царство

Отдел

Класс

Порядок

Семейство

Род

Вид (Слайд 5).

Какое царство мы начали изучать  на прошлом уроке ? (Царство Растения).

В  чём принципиальное отличие растений от других  живых существ? (Фотосинтез, наличие в клетках пигментов, выделение растительных гормонов, клеточная стенка, состоящая из целлюлозы, продукт обмена- клеточный сок, неограниченный рост).

Все растения в зависимости от строения делят на две группы, какие? (низшие и высшие).

А какие отделы в этом царстве можно выделить? (Отделы Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные , Покрытосеменные,(Цветковые ). (Слайды 6 – 11) (В основе слайдов 7,10,11 использован материал из интерактивного учебного пособия «Наглядная биология. Растение – живой организм»)

На ваш взгляд, какой из этих отделов самый простой (Отдел Водоросли)?

Как называется  наука о водорослях? (альгология)

Следовательно, о какой группе растений мы сегодня будем разговаривать (О водорослях)?

Что вы уже знаете про эту группу растений?(Тело может состоять из одной клетки или из множества клеток. Тело многоклеточных низших растений называют талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.  К ним относятся водоросли).

Ребята,  а что вы еще не знаете о водорослях? (Где они обитают, какие они бывают, какую они играют роль в природе и жизни человека).

Как будет звучать тема сегодняшнего урока. (Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей и строение . Роль водорослей в природе и жизни человека). (Слайд 12) А цель нашего урока (дать общую характеристику водорослей, познакомиться с их разнообразием, средой обитания, строением , узнать их значение). (Слайд 13).

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).                                                                                                                       Регулятивные УД – работать  в соответствии с предложенным планом.

3.Выявление  места и причины затруднения.

 

Ребята, прочитав  параграф на странице 58 ответьте на следующий вопрос: Где живут водоросли?

Ребята, чтобы дать полную характеристику водорослей, что для этого мы должны сделать? (составить план)

Познавательные УД – применять умения  перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Итак,  нам необходимо составить общую характеристику водорослей.

1.Если мы с вами представим, что попали на морское дно (Слайд 14), мы  увидим огромное разнообразие водорослей. И прежде чем начать их изучать, мы должны знать, сколько видов водорослей есть на нашей  планете. Поэтому первый пункт нашей характеристики «Количество видов».

2.Но у каждой из водорослей есть свой дом, поэтому изучая какую-либо группу нам необходимо знать, где они живут. Следующий пункт характеристики (Место обитания).

3.Если мы вернёмся к нашему воображаемому морскому дну, то увидим что, одни водоросли  будут крошечными, невидимыми человеческому взгляду, другие огромные, ветвящиеся (Слайд 15). Поэтому третий  пункт нашей характеристики (Размер).

4.Расмотрите рисунки учебника на странице 62-64 и скажите :  Какие могут быть водоросли? Следующий пункт нашей характеристики (Внешнее строение).

5.Если водоросли относятся к растениям, то какой способ питания у них будет ? Значит следующий пункт характеристики у нас будет (Питание).

6. Увеличение числа особей может только в результате размножения. Шестой пункт нашей характеристики будет (Размножение).

7.Следующий пункт нашей характеристики это разновидности водорослей. Мы будем делить их двумя способами.

Одноклеточные, колониальные, многоклеточные (Слайд 16-17)

Зелёные, бурые, красные.

Рассказ учителя. Беседа с учащимися о том, почему у водорослей разный цвет.

Увеличение числа особей может только в результате размножения. Это может происходить разными способами: половым и бесполым путем.

Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм.Существует несколько типов бесполого размножения :деление клетки надвое;  колониальные формы - распад колоний; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей.. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У некоторых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение.  Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами.

Половое размножение. Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.

Итак, наш план будет выглядеть следующим образом (Слайд 18):

Количество видов

Место обитания

Размеры

Внешнее строение

Питание

Размножение

Разновидности

Теперь, пользуясь данным планом, мы с вами можем составить общую характеристику водорослей? Да.

А чем для этого нам необходимо воспользоваться?

(Учебником, дополнительной литературой)

Дополнение учителя:

Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофно. Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация  построения проекта.

Для составления характеристики нам необходимо выполнить задание 1 в дидактической карте.

Задание выполняется с использованием учебника §12 и дополнительной литературы.

Разновидности водорослей обсуждаются подробнее, в виде диалога .

Учащиеся выполняют задание. Меняются тетрадями и проверяют  друг у друга правильность ответов, выставляя оценки. (Слайд 19)

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

6.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи .

 

Задание дается группам учащихся .

Дать характеристику водорослям по следующим параметрам:

Представители, особенности строения, место обитания

1 гр. Одноклеточные водоросли .(стр.58-60)

2 гр.  Многоклеточные зеленые водоросли.

3 гр. Многоклеточные бурые водоросли.

4 гр.  Многоклеточные красные водоросли. (Слайд 20-23)

Физ. минутка(движение водорослей при течении)

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

.

Значение водорослей (Слайд 24-25)

в природе                       в жизни человека стр .65-66  

 (В природе: корм для рыб, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который растворяется в воде и выделяется в атмосферу)

В жизни человека: использование в химической промышленности- получение йода, калийных солей, целлюлозы, спирта и других продуктов; удобрение, корм скоту,                         студенистое вещество добываемое из красных водорослей агар-агар используют в кондитерской, хлебопекарной, бумажной, текстильной промышленности, принимают в пищу, очистка сточных вод).

Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему заданий повторения.

 

Мы знаем, как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. (Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище.) Но водоросли относятся к растения, почему? ( Пластиды зеленого цвета содержат хлорофилл, способны к фотосинтезу.)

У каких симбиотических организмов тело тоже представлено слоевищем? (лишайников).

Отгадайте загадку: (Слайд 26)

                         Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:

                         Русалочьи косы ноги запутали.

Что это такое? (тина, водоросли, спирогира). (Слайд 27)

Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего , могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема)

Реши кроссворд. (Слайд 28)

1.Зеленаая нитчатая водоросль.

2.Морская капуста.

3.Способ питания водорослей.

4.Другое название красных водорослей.

5.Группа отделов низших растений.

5.

в

о

д

о

2.

л

3.а

р

а

в

о

м

т

4.

б

1

п

и

р

о

г

и

р

а

л

н

т

г

и

а

р

р

р

о

я

и

ф

н

я

ы

к

и

 

(Слайд 29)

(задание 3 в дидактической карте).

Выбери верные утверждения.(Слайд 30)

1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.

2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.

3.В почве водоросли не встречаются.

4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.

5.Большинство водорослей- автотрофы.

6.Водоросли размножаются только бесполым путем.

7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.

8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.

9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.

10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.

(Верные утверждения 1,2,5,7,8) (Слайд 31)

(задание 4 в дидактической карте).

 Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9-10.Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание.

 

Что было интересно на уроке? Какие задания у вас вызвали затруднения?

Домашнее задание: (Слайд 32)

  1. Выписать определение в тетрадь стр. 72.
  2. Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком.
  3. Сочинить сказку, кроссворд, загадку.

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей  к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.



Предварительный просмотр:

Дата_____________   Ф.И__________________________

Тема урока ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Составьте общую характеристику водорослей.

Характеристика

Описание

1

2

3

4

5

6

7

2. 1 гр. Одноклеточные водоросли .(стр.58-60)

Представители

Особенности строения

Место обитания

3.Значение водорослей:

В природе

Жизни человека

4.Реши кроссворд

1.Зеленаая нитчатая водоросль.

2.Морская капуста.

3.Способ питания водорослей.

4.Другое название красных водорослей.

5.Группа отделов низших растений.

5.

2.

3.

4.

1.

Выбери верные утверждения.

1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.

2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.

3.В почве водоросли не встречаются.

4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.

5.Большинство водорослей- автотрофы.

6.Водоросли размножаются только бесполым путем.

7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.

8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.

9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.

10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.

Ответ:

Задание 5. Оцените свою работу на уроке.

Предлагаемые характеристики

Оценка учащегося

1

Тема  урока мне понятна полностью.

2

Тема урока мне понятна, но необходимо проработать некоторые вопросы.

3

Тема урока мне малопонятна.

4

Свою работу на уроке я бы оценил на оценку

Дополнительная информация:

Количество видов водорослей : 35 тысяч видов.

 Размеры от 2 нм-30-40 метров.

Размножение может происходить двумя способами:

Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм. Новая особь развивается из одной или нескольких соматических (неполовых) клеток материнского организма и является его абсолютной копией. Бесполое размножение является наиболее древней формой размножения, поэтому у водорослей оно широко распространено. Существует несколько типов бесполого размножения. Вегетативное размножение. Некоторые одноклеточные водоросли, не имеющие клеточной стенки, - деление клетки надвое;  колониальные формы - распад колоний; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей. Многие водоросли для вегетативного размножения образуют специальные структуры. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У харовых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение.  Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами, неподвижные с плотной оболочкой - апланоспорами.

Половое размножение. Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.

Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофное. Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений, и питание автотрофное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 7 классе по теме Водоросли

Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников....

Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...

Разработка урока биологии 6 кл. по теме Водоросли

Разработка урока по теме Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Маршрутный лист ученика 6 класса по теме "Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водоросле"

При изучении темы и работе с информацией учебника выполняется работа в маршрутном листе. Выделяет следующие вопросы: 1. Классификация водорослей. 2. Строение водорослей. 3. Размножение водорослей. 4. ...