Урок биологии в 6 классе по теме: "Движение организмов"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Движение организмов

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования представления о движении как одном из важнейших свойств живого организма

Задачи:

Способствовать формированию у детей понятий «амёбоидное движение», «движение с помощью ресничек и жгутиков», «мышечное движение»; пониманию значения движения в жизни организмов.

Продолжить развитие у школьников посредством биологических знаний познавательных интересов.

Формировать у детей навыки самостоятельно организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, уметь выделять причинно- следственные связи.

Помочь детям в формировании ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Основные понятия: Движение, типы движения, способы движения

Предметные умения

Учащиеся должны знать:

—суть понятий и терминов: «движение»,

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать способы

движения животных, приводить примеры;

-объяснять роль движения в жизни

живых организмов;

-сравнивать способы движения между собой;

-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма;

-приводить доказательства наличия двигательной активности

у растений.

Планируемый результат: 

Личностные УУД:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие самостоятельности;

-формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Регулятивные УУД:

- самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений;

- определение целей и задач;

- оценка достигнутых результатов;

-преобразование практических задач в познавательные;

-рефлексия своих действий по цели.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение;

-умение определить понятие «движение»;

-структурирование знаний из личного опыта;

-выбор основания для сравнения способов движения;

-построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие

Проверка домашнего задания

Каково значение опорных систем?

Ответ:

опора для внутренних органов;

защита внутренних органов животных от повреждений;

обеспечивают постоянную форму тела живым организмам;

защита животных от нападения хищников;

опорные образования растений, выносят листья к свету и поддерживают в таком состоянии.

Обеспечивают движение позвоночным животным.

У животных опорная система - скелет. Какие выделяют скелеты по месту положения?

Ответ: Наружный и внутренний.

Какой скелет называют наружным?

Ответ: Наружным называют скелет, который расположен снаружи. Наружный скелет имеют раковины моллюсков, хитиновый покров насекомых и ракообразный.

Какой скелет называют внутренним ?

Ответ: Внутренний скелет у позвоночных животных. Скелет снаружи покрыт мышцами и кожей. Внутренний скелет также у головоногих моллюсков.

Перед вами  на карточках находятся задания.

1. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.

Улитка

Краб

Майский жук

Рыба

Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Голубь

Кошка

Окунь

Рак

Ответ: Лишнее животное – рак, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет

3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Кальмар

Мидия

Бабочка

Краб

Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.

Проверка выполнения задания.

У вас  лежат карточки с изображением животных. Нужно распределить этих животных по типам скелета и определить место карточек с изображением животных в схеме…

Карточки с изображением животных.

  Итак, опорные системы выполняют функции опоры и защиты.

Ребята, а какую еще функцию выполняет скелет позвоночных животных?

Ответ: Движения.

Оргмомент:

Сообщение интересных фактов:

  1. Блоха (размеры которой 1-2 мм) может прыгать на 33 см за один прыжок. Если бы люди имели такую же прыгучесть, человек мог бы совершать прыжки на 213 метров!
  2. Падая камнем с высоты, сокол- сапсан набирает скорость, равную трёмстам пятидесяти километрам в час.
  3. Зависая над цветком, колибри делает 50-80 взмахов крыльями за секунду.
  4. Чемпион по скорости - американский клещ. Скорость измерена относительно длины его тела. Оказалось, что он способен за секунду передвигаться на расстояние, равное трёмстам двадцати двум длинам его тела. Для сравнения – если бы мы так перемещались, то смогли бы преодолевать расстояния на скорости около двух тысяч километров в час. 

Предложить учащимся выделить из данных примеров и аргументировать характерное свойство живых организмов: -О каком же свойстве живых организмов вы услышали в этих примерах?

Движение

Предложить учащимся выделить существенные признаки понятия «движение» (подвести к пониманию факта, что движение (локомоция)- (от лат. locō mōtiō «движение с места») — перемещение организмов в пространстве (в водной среде, воздушной среде, по твердой поверхности, в плотной среде), обусловленное их активными действиями)

-Движение организмов основано на работе опорно-двигательного аппарата организмов.

Для лучшего понимания новой темы повторим основные моменты пройденного материала:

1)Приведите примеры организмов с различными типами скелета.

2)Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

3)В чём сходство и в чём различие между скелетами простейших и моллюсков?

4)Какие неудобства со стороны скелета испытывают членистоногие и как они к этому приспособились?

5)Как объяснить тот факт, что кости в скелете могут соединяться и подвижно, и неподвижно?

6)Каким образом в организме растений клетки механической ткани выполняют опорную функцию?

-Итак, скелет вместе с мышцами образует опорно- двигательную систему. Давайте назовём функции этой системы. (Опора, защита, движение)

Предложить учащимся определить значение такого свойства, как движение. (Подвести к пониманию факта, что движение- приспособление к среде обитания. Например, локомоция играет важную роль в жизни животных: они могут передвигаться для поиска пищи или для спасения от хищников.)

Запись на доске: движение- приспособление к среде обитания

Предложить учащимся определить проблему урока (например, как организмы приспосабливаются к среде с помощью движения)

Работа в рабочей тетради №120 стр.

Установка на заполнение обобщающей таблицы по ходу выступлений с сообщениями.

Организация выступления учащихся с подготовленными презентациями.

Презентации учащихся

Организация учащихся по проверке выполненного задания.

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Выполнение задания

1. Какие органоиды позволяют простейшим двигаться в водной среде ?

3. Какие приспособления к плаванью встречаются у млекопитающих?

4. Подготовьте рассказ о реактивном движении, используя текст учебника и рисунки.

Проверка выполнения задания

Какие есть приспособления у водоплавающих птиц?

Ответ: у водоплавающих плиц есть плавательные перепонки между пальцами.

Каково значение движения?

Ответ: Используя, движение животные находят пищу, спасаются от врагов, находят убежище.

 Первичная проверка понимания изученного.

Перед вами утверждения. Вы должны решить: верно или нет то или иное утверждение. Если неверно, то почему.

Какие утверждения верны

Инфузория двигается с помощью ложноножек.

Эвглена двигается с помощью жгутика.

Хвостовые плавники рыбы и кита находятся в одной плоскости.

Водные млекопитающие имеют плавательный пузырь

Конечности дельфина превратились в плавники

Способ движения кальмара реактивное движение

В движении водных животных мускулатура не принимает участие

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки между пальцами.

   Закрепление изученного материала.

Задание.

1. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Движения животных разнообразны. Так, знакомая вам амеба, быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело. Загребая ими как микровеслами, она может двигаться вперед, назад, замирая на месте.

2. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Рыбы и некоторые моллюски используют такой необычные способ перемещения, как реактивное движение. Они выталкивают струю воды из полости тела и благодаря этому “скачками” двигаются вперед.

3. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Киты, дельфины в своем движении используют хвост, это их главный орган движения. Только в отличие от рыб, он расположен у них в вертикальной плоскости. Это позволяет китам быстро погружаться в воду, так и всплывать.

4. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.

Многие простейшие имеют другой “двигатель” - это жгутик. Жгутиков может быть один, два или несколько. Жгутик работает как гребной винт.

Так двигается инфузория туфелька.

Проверка выполнения задания.

Подведение к выводам:

  1. –С какими способами движения мы теперь знакомы? Эти способы похожи друг на друга? (Способы разнообразны)
  2. -От чего зависит такое многообразие свойств передвижения? (среда обитания влияет на способ движения)
  3. -Как вы думаете, каких животных больше: плавающих или летающих? (так как на планете Земля водой занято большее пространство, то, следовательно, и плавающих животных будет больше)

–Все способы движения относят к трём типам движения- это…, …, …

Организация фронтальной беседы:

-Почему большинство животных ведут активны образ жизни, а растения – прикреплённый? (растения используют солнечный свет, а животные постоянно находятся в поиске пищи)

-Как бы изменилось тело человека, если бы он смог полететь? Аргументируйте свои предположения.

- Какое значение для вашего здоровья имеет движение? (если мы не будем двигаться, …)

-Докажите, что «движение вместо лекарства служить может». (Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, физкультура и т.д. укрепляют здоровье)

Заключение:

-Наша жизнь – это движенье,

Всем известно, без сомненья,

Мы в движенье целый день,

И нам двигаться не лень.

И в природе с нами вместе

Не стоит ничто на месте.

Если встанет всё, поверьте, -

Это равносильно смерти!

Значит, чтобы жить и наслаждаться всеми прелестями жизни, получать энергию для работы всех органов и систем, необходимо двигаться.

Итоги урока

Домашнее задание

Сегодня домашнее задание будет следующие:

Учебник стр. 98, 100



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

УГА - 2014. Урок биологии 6 класс. "Перенос веществ в организме позвоночных животных"

Урок по теме "Перенос питательных веществ в организме позвоночных животных" К уроку создана презентация.Начинается урок сужетом из мультфильма па сказке «Книга джунглей» Р.Киплинга. "Мы с тобой одной ...

урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"

На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции  кровеносной и лимфотической систем....

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

Урок в 5 классе по теме: Движение по воде

Урок по математике в 5 классе по теме: Движение по воде по учебнику Никольского(ФГОС)...