Игра "В мире интересных рыб"
методическая разработка по биологии (6, 7 класс) на тему

Великороднова Любовь Ивановна

Цель внеклассного мероприятия: расширить знания учащихся о многообразии рыб, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_mire_interesnyh_ryb.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

В мире интересных рыб.

Цель внеклассного мероприятия: расширить знания учащихся о многообразии рыб, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: на доске укреплён рисованный аквариум с зеленью – для рыб, рисунки рыб – вырезанные (которых будут селить в аквариум учащиеся), проигрыватель, пластинка «звуки рыб».

Ход

  1. Вступительное слово учителя. Сегодня вы, ребята, совершите вместе с нами увлекательное путешествие в мир рыб, непривычных, необычных для нас, будем селить их в наш аквариум, а в конце нашего путешествия поиграем. Итак, путешествие начинается!

Первый ученик. Я предлагаю поселить в аквариум замечательную рыбку. Зовут её окунь-брызгун. Живёт она в морях на мелководье у берегов Индии, Индонезии, Австралии. Много ей места не понадобится – длина её 20 см. А если поселить несколько брызгунов, то можно будет устраивать интереснейшие соревнования. Питается окунь-брызгун насекомыми, которые летают над водой. Он, как снайпер сбивает насекомых.

Заметив добычу, брызгун настораживается, распускает веером спинной плавник, осторожно подплывает, приподнимает кончик головы и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачен, он бросается к упавшей добычи и проглатывает её. Промазывает он редко. Любит окунь-брызгун стрельнуть и по непозволительным мишеням, например в глаз человека. Выброшенная струйка летит на 4 – 5 м. В зависимости от воды окунь может изменить окраску, даже позеленеть. После удачной охоты чешуя рыб блестит на солнце.

Второй ученик. А я поселю в аквариум иглобрюха. Он живёт в тропических и субтропических морях. Тело этой рыбки густо усеяно острыми шипами – видоизменённой чешуёй. В спокойном состоянии эти шипы-иглы прилегают к телу. В момент опасности иглобрюх быстро заглатывает воздух, брюшко его раздувается, он превращается в колючий шар, похожий на ежа. В таком виде он не может плавать, а как баллон с газом всплывает вверх и висит вверх брюшком, причём часть тела выступает над водой. Теперь иглобрюх защищён от врагов и сверху, и снизу. Когда опасность минует, иглобрюх выпускает воздух, и тело принимает обычную форму. Теперь он уже плавает нормально. Но это ненадёжный способ защиты, т. к. хищник может схватить его до того, как он достигнет поверхности воды.

Третий ученик. Боюсь для нашей рыбы аквариума не хватит – ведь её масса 700 кг. Это луна-рыба. Она живёт в тропических морях, тело у неё округлое, хвост короткий – чем не луна. За один раз она откладывает 300 млн. икринок. Но в море этих рыб не много, т. к. часть икринок гибнет.

Четвёртый ученик. Но для рыбок пандау этот аквариум велик, для них нужен аквариум со спичечную коробку. Некоторые модницы носят такие маленькие аквариумы в ушах, как серьги.

Пятый ученик. В нашем Чёрном море живут замечательные рыбки: морская игла и морской конёк.

В ней нитки нет и нет ушка,

Нет плавников среди брюшка,

Игла от года к году

Всё шьёт морскую воду.

Шьёт не спеша – куда спешить?

Ведь море всё равно не сшить!

В море, в зарослях игривых,

Вьётся пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька:

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко.

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок!

Ученик: Морская игла и конёк необычны. Тело их покрыто костными пластинками. Интересно они заботятся о потомстве (Рассказ).

Морская игла и конёк съедобны, но не имеют промыслового значения из-за маленьких размеров.

Ученик. Какой же это аквариум, если в нём нет летучих рыб? Правда, придётся натянуть сверху сетку, чтобы они не выскочили из воды. Например, у гигантской летучей рыбы – обыкновенного двукрыла, сильный хвостовой плавник, с его помощью рыбы развивают большую скорость, спасаясь от хищников, они выскакивают из воды, и распустив широкие и длинные грудные плавники, как маленькие планера парят над водой. Случайно «летучки» залетают на палубу судна или в шлюпку. Но спасаясь от водных хищников, часто становятся добычей чаек.

Ученик. В аквариуме будут жить и ползающие рыбы. Это анабас-ползун, который живёт в Индии, а угорь, в Чёрном море, Балтийском. Эти рыбы могут переползать из водоёма в водоёма по мокрой траве.

Ученик. В аквариум поселим ещё и электрических рыб: электрического угря, сома, ската. Уже много лет учёные изучают загадочные свойства этих рыб. Электрический угорь – самая мощная из современных рыб. У других электрических рыб разряды меньшей силы, но они помогают им защищаться от врагов и добывать себе пищу.

Ученик. Давайте поселим в аквариум акулу. Маленькая колючая акула поместится в наш аквариум (около 2 метров). В теле акулы нет костей, кожа шершавая, как наждачная бумага. Акула – живородящая рыба, вымётывает до 30 детёнышей. Все акулы – отличные пловцы, их тело похоже на веретено, и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Акулы прожорливы и ненасытны.

Ученик. У акул есть спутники – рыбы лоцманы и прилипалы. У неё передний спинной плавник видоизменён в овальную присоску, которая может растягиваться и тогда рыба крепко прилипает к круглой рыбе, к подводной части судна. Отрывается она для того, чтобы ухватить кусок добычи, оставшийся после акулы. Рыба-прилипала живёт в тёплых морях. Рыбаки используют её как живой рыболовный крючок.

Ученик. Иногда о человеке говорят: «Он чувствует себя, как рыба в воде», подразумевая, что ему легко, свободно. Но некоторые рыбы могут жить вне родной стихии. Такую рыбу – протоптер африканский я хочу предложить поселить в аквариум. Когда у протоптера на родине начинают высыхать водоёмы, он закапывается в ил. Так он живёт внутри кокона до тех пор, пока не пойдут дожди.

Учитель. Не такая фантазия – наш аквариум. В Севастополе есть морской аквариум, в котором живут: осётр, севрюга, белуга, камбала, скаты, морская игла, морской конёк и другие интересные рыбы. Рыбы говорят на своём языке, непонятном, интересном.

(Прослушивание пластинки «Звуки рыб»).

А теперь поиграем.

Загадки.

  1. Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан – налим).
  2. Он в самом омуте живёт –

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом).

  1. Не летит, не поёт, а клюёт. (Рыба).
  2. Драчун и забияка, живёт в воде;

Когти на спине – и щука не проглотит. (Ёрш).

  1. Когда ею пользуются, её бросают;

Когда не пользуются – на спине таскают. (Сеть для ловли рыбы).

  1. Отнимите от названия паукообразного животного одну букву – появится название рыбы. (Клещ – лещ).

Подведение итогов игры.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В мире интересного"

Интересные факты из жизни школы и учеников...

Час занимательной биологии "В мире интересного"

Занимательная викторина о растениях и животных....

Презентация внеклассного мероприятия по географии "В мире интересного. Эти удивительные растения и животные"

Данный ресурс предназначен для учащихся любого класса, изучающих географию. К презентации добавлен материал, который поможет учителю изменить или дополнить раздел "Знаете ли вы, что...". Мероприятие м...

В мире интересных профессий.

Данное мероприятие показывает значение трудовой деятельности в жизни человека;  учит уважать труд разных профессий;  воспитывает уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Брейн-ринг по русскому языку "В мире интересного"

На данном уроке проводится:1. Проверка ЗУН по русскому языку;2. Воспитание чувства любви и уважения к русскому языку, умения работать в группах;3. Проблема экологии в русском языке....