организация внеурочной деятельности на уроках биологии
материал по биологии на тему

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

      3.1. Организация внеурочной деятельности по формированию предметных, метапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся

         Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой — создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

         Вместе с базовым образованием внеурочная деятельность даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Внеурочная деятельность даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Во внеурочной деятельности ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат.                      

         Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

         В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества [5].

3.1.1.Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности

     

         Ведущей целью образования становится приобретение обучающимися ключевых компетенций и универсальных учебных действий. Ключевые компетенции и универсальные учебные действия включают навыки планирования и целеполагания, формулирования гипотезы, её решение, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности и предполагает наличие у учителя необходимого уровня профессиональной компетентности, гарантируемого в рамках ФГОС ВПО.

      Проектная деятельность являются одним из необходимых средств обучения и воспитания, которая позволяют создать условия для развития ключевых компетенций и формирования универсальных учебных действий учащихся.

       Целью внеурочной деятельности: является не только расширение и углубление знаний, полученных на уроке, но и в современных техногенных условиях, приближение обучения и воспитания к жизни. Создание условий для  развития  здоровой,  творчески растущей личности.  

Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности.

        Творческие способности я развиваю через   исследовательскую  и проектную деятельность – одну из самых эффективных. Проект или исследование – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у учащихся  мыслительно-деятельностные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные навыки.

3.1.2. Организационные подходы к реализации внеурочной деятельности на практике

     

         Для реализации стандарта нового поколения сегодня наиболее ценны вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся, что возможно при условии разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:

  1. интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;
  2. системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;
  1. вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала школы, использование проектной технологии;
  1. оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнёрства [5].

         

          Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности в своей практике я использую пошаговый подход такие, как:

Шаг №1. Изучение  основных нормативных и распорядительных документов  по организации внеурочной деятельности и соотнести:

Шаг № 2. Выявляю, при помощи анкетирования запросы детей и родителей на необходимость внеурочной деятельности.

Шаг № 3.Анализ:

  • выявляю,  творческий потенциал учащихся;
  • сопоставляю,  возможности ресурсов  и материально-техническую сторону  образовательного учреждения;

Шаг № 4. Изучаю  дополнительные образовательные услуги, предлагаемые учреждениями дополнительного образования, и продумать возможные варианты совместной работы с ними:

 Например, какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.

3.1.3. Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию

     

            В условиях формирования современного образовательного пространства одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения [3].      

          Внеурочная деятельность – понятие,  объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование [1].  

           Развиваю  у обучающихся познавательную мотивацию,  активность, самостоятельность, инициативу, творческие  способности. Формирую культуру  здорового и безопасного образа жизни в условиях современного мира. В целом, это обеспечит развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся.

          Именно внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, и профильного обучения, способствующей осознанному выбору обучающимися дальнейшего направления профессионального обучения. Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.

          В мой учебный план включены внеурочные предметы как: «Я юный эколог» - 5-6 кл, «Я исследователь» в 8-9 классах. Данная программа обучения является круглогодичной, базируется на основе общешкольного проекта «Экология, туризм, «Байанай»». В проекте ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от трансляции экологических знаний к формированию экомышления обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также ответственного, экологически обоснованного и безопасного преобразования жизни человека .  

        В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. В своей работе я использую все три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую, массовую.            

        Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по вопросам экологии,  при работе над рефератами, выступлениями, статьями, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов.      Групповая работа заключается в работе с учащимися по программам  элективных курсов, факультативов,  кружков.

     Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике мероприятия: ученические конференции, семинары, конкурсы экологических работ, рисунков, плакатов, олимпиады, участие в различных экологических акциях, операциях, экологические исследовательские экскурсии.

      Хочу заметить, что последние формы организации работы позволяют сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов.

       Ежегодно проводятся экологические акции и операции в школе, в процессе которых, дети видят значимость своей работы: «Помоги лесу», «Накорми птиц», «Очистим планету от мусора».

        При использовании индивидуальной и групповой работы для формирования экологической культуры, невозможно без использования технологии проектно - исследовательской деятельности. В своей практике использую несколько видов проектов:

  • информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления;
  • исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
  • продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации;
  • практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных экологических проблем.

         В младших классах мы начинаем с экскурсий, записываем наблюдения, всё интересное приносим в кабинет. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ. К серьезной научно-исследовательской экологической работе школьники приобщаются постепенно.  В 7-8 -х классах учащиеся выступают по результатам наблюдений на экскурсиях и жизненного опыта.

         Юные исследователи – ежегодные участники районных и республиканских  конференций, экологических акции ориентирую своих учеников на экологические проблемы нашей местности.    

        При проведении экологических исследований происходит общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических проблем своего региона. В процессе исследовательской деятельности школьник учится сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы.

         В связи объявленным президентом РФ «Годом Экологии 2017 г »  Составила программу по  экологическому воспитанию на год, которую успешно реализую в школе в сотрудничестве с моими коллегами на всех ступенях школьного образования.

Цель программы: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

  Задачи:

  • развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;
  • воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;
  • расширить знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
  • способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.

 В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности   на ступени основного общего образования рассматриваем:

- личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;

- метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

-предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.

           В ходе реализации программы «Год Экологии 2017 »используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

    Программа внеурочной деятельности экологической направленности  предполагает следующие формы работы с обучающимися:

  • обучающие семинары и практические работы;
  • игры, викторины, конкурсы, олимпиады;
  • экскурсии, экологические акции и праздники;
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

         Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Для проведения занятий имеется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии,) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание» и «Экология».

          Программа экологического воспитания школьников  включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья».  Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.            

            Проект «Экологическая тропа «Байанай»» разработана учащимися 8 и 11 класса ХСОШ во время работы в летнем лагере «Барылас».  Назначение  экологической тропы,  состоит в том, чтобы создавать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде, приобщение граждан к миру живой природы.

        Ребята хотят, чтобы каждый житель села, пройдя по экологической тропе, проникся мыслью сберечь природу родного края от любого неразумного обращения с ней.

         Экологическая тропа служит учебно – просветительским кабинетом на местности, она рассчитана на ряд категорий посетителей: детей дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, отдыхающих.

        В роли экскурсоводов на тропе  - учащиеся 8 классов. На всем пути следования по маршруту экологической тропы:

  • произведено определение видового состава растений;
  • изучен рельеф экологической тропы;
  • определены виды околоводных птиц и фауна водоема;

      Ребята написали мини-проекты каждому объекту.

    Знания, навыки, личные качества, приобретенные ребятами в экологической работе, несомненно, будут полезными как во время учебы, так и в дальнейшей жизни.

    В будущем для меня важным результатом деятельности школьной экологической программы является и то, что многие его воспитанники связали свою будущую профессию с природоохранной деятельностью.

Список литературы:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.
  3. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
  4. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

Проект "Организация познавательной деятельности на уроках биологии".

Проект раскрывает значение познавательного интереса для качественного усвоения знаний....

Организация внеурочной деятельности на уроках английского языка

В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал "иностранного языка" как предмета. Вэтой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобрет...

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при ор...