Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования
статья по биологии

Майорова Ксения Алексеевна
Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены личностно-значимые результаты учащихся при ее реализации в рамках изучения школьного курса биологии
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mayorovoy.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

К.А. Майорова

Национальный исследовательский   Нижегородский  государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

  e-mail: kseniyaalex96@mail.ru

Научный руководитель: А.В. Марина, к.п.н., доцент  кафедры  

биологии, географии и химии ФГАОУ ВО  «Национальный исследовательский   Нижегородский  государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

e-mail: marinaab@mail.ru

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

 Аннотация: внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения  в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены личностно-значимые результаты учащихся при  ее реализации в рамках изучения  школьного курса биологии.

Ключевые слова:  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности.

  В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ООО) особое значение уделяется организации  внеурочной деятельности  школьников.

 Внеурочная работа рассматривается как «обязательная часть образовательного процесса в школе, осуществляемая в формах, непохожих на ту, что осуществляется непосредственно на уроках, и направленных на результат планируемых результатов изучения основной образовательной программы» [1, С. 19-21].

Внеурочная деятельность связывает все без исключения виды работы, способствующие воспитанию, социализации и обучению  школьников. Она  рассматривается  составной  частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.

Правильно  организованная система внеурочной работы  способствует  формированию познавательных потребностей и способностей любого воспитанника. Она гарантирует воспитание свободной личности, обеспечивая его  успешное  существование в современном мире, т.е. успешность его социализации.

 Внеурочная деятельность предусмотрена ФГОС ООО, в котором определены основные направления такой деятельности [3].

Для реализации внеурочной работы разработано  значительное количество программ, которые дают возможность подобрать собственный вариант работы в образовательном учреждении [4-7].  Они   широкие  возможности использования разнообразных форм  деятельности учащихся (проектная деятельность,  игровая деятельность,  экологический практикум, интеллектуальные марафоны, квесты и др. ).

 Реализация таких программ  обеспечивает не только расширение и углубление имеющихся у школьников знаний, но, что немаловажно, – их духовно-нравственное воспитание  благодаря личному участию в том или ином виде деятельности.

 Одной из отличительных особенностей внеурочной деятельности в  соответствии  с требованиям ФГОС ООО  является  достижение воспитательных результатов,  которые, по мнению С.Ю. Бочкаревой, распределяются согласно трём уровням [2].        

Первый уровень результатов  рассматривается как получение подростком социальных знаний (о социальных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), изначального представления общественной действительности и повседневной жизни.

Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет связь учащегося со своими учителями. Так,  в разговоре о соблюдении прав человека и гражданина обучающийся не только  воспринимает информацию  от  педагога, но и сопоставляет ее с образом самого учителя. Информации будет больше доверия, в случае если сам педагог культивирует  соблюдение этих норм.

Второй уровень результатов  выражается в  приобретении подростком навыка переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, общество, знания, труд, уровень культуры), ценностного взаимоотношения к социальной действительности в целом. С целью достижения данного уровня результатов особенное значение имеет связь школьников между собою на уровне класса, школы, т. е. в социальной  образовательной среде.

Третий уровень результатов  связан с  приобретением подростком опыта независимого социального действия, что позволяет ученику стать, гражданином, свободным человеком. Самостоятельное социальное действие  ученика  обеспечивает формирование  тех гражданских качеств,  которые необходимы в постоянно меняющихся социальных условиях.  

Достижение  рассмотренных выше  уровней результатов внеурочной деятельности  свидетельствует о ее результативности для развития личности ученика.

 Школьный курс биологии основной школы  располагает большими возможностями для организации внеурочной деятельности. Содержание  предмета «Биология» обеспечивает  формирование  таких личностно значимых для ученика результатов, как:  использование различных языковых средств для выражения своих мыслей, ведение диалога на основе взаимного уважения к одноклассникам и учителю, отстаивание своей позиции доброжелательным поведением к оппонентам, развитие познавательных интересов на основе изучения темы, адекватное оценивание своих возможностей при достижении определенных целей, формирование экологического сознания, установление и сравнение разных точек зрения [8, С. 106-161].

 Для их достижения  возможно использование таких направлений организации внеурочной деятельности, как: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. Они могут быть реализованы при использовании  разрабатываемых нами  программ внеурочной работы: «Здоровый образ жизни», «Тайны природы», «Юный эколог»

Литература:

  1.  Архипова,  О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] /О.В. Архипова //Дополнительное образование и воспитание. – 2016. –  № 12. – С. 19-21.
  2. Бочкарёва, С.Ю. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ C.Ю Бочкарёва/ https://infourok.ru/urovni-vospitatelnih-rezultatov-vneurochnoy-deyatelnosti-3167178.html (дата обращения 01.06.2019).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
  4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» [Электронный ресурс] / / https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-biologiya-klassi-2593623.html (дата обращения 6.06.2019).
  5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Алгоритм успеха» [Электронный ресурс] // https://botana.biz/prepod/biologiya/opbuoyfp.html  (дата обращения 18.05.2019).
  6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами биологии» [Электронный ресурс] // https: //sch13satka.educhel.ru/uploads/20600/20558/section/325445/vneur.deyat/vneur.d.OOO/Za_stranicami_biologii.PDF?1518420195435  (дата обращения 25.05.2019).
  7. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс] // https: //nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/09/11/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yunyy-ekolog (дата обращения 30.05.2019).
  8.  Сивоглазов, В.И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5 – 9 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов. – М.: Просвещение, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)

Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6  классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Юный топограф» основное общее образование, 5 класс 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по топографии (внеурочная деятельность) "Юный топограф" для 5 класса...

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии» (уровень: основное общее образование) 2019-2020

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии»(уровень: основное общее образование)...

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" для 6 класса основного общего образования

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...