"О чем говорит пульс?"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Чернышева Таисия Викторовна

"О чем говорит пульс?" - тема внеурочного занятия в 8 классе, с отработкой практических действий определения пульса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneuroch_zanyat.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «О чем говорит пульс?»,

 занятие по внеурочной деятельности в 8 классе «Путешествие в свой организм».

Задачи:

 образовательно-развивающие

 новые понятия: пульс, скорость движения тока крови, кровяное давление; гипертония, гипотония, тахикардия, брадикардия, аритмия;

 опорные понятия: кровь, строение сердца и сосудов,  адреналин;

межпредметные понятия: давление, скорость, закон движения жидкостей и газов – закон Паскаля;

общебиологические понятия: взаимосвязь строения и функций, обмен веществ.

Развитие умений:

теоретические: уметь устанавливать взаимосвязь между строением сосудов и сердца.

практические: уметь находить и определять пульс; измерять давление;

интеллектуальные: анализ и сравнение строения и функции сосудов,  способность делать выводы, оперировать понятиями;

общеучебные: работа с текстом,  таблицами и рисунками.

Оборудование: тонометры ртутные, электронные, информационные листы, мультипроектор, карта развития  метапредметных   результатов, на примере практического внеурочного занятия «О чем говорит пульс?»

Планируемые результаты.

Личностные:

дальнейшее формирование познавательного интереса в процессе выявления условий, необходимых для работы сердечно-сосудистой системы, формирование навыков здоровьесбережения; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование:

-ИКТ- компетентности; умения получать биологическую информацию из различных источников /видеофильм, компьютерная презентация, дополнительный материал /;

-умений обрабатывать информацию и фиксировать в виде таблиц;

-умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе;

-умений самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умений осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения, обобщать материал, делать выводы;

-исследовательской культуры: умения использовать научные методы познаний во время проведения эксперимента (наблюдение, сравнительный анализ).

 Предметные:

-умение определять давление и определять пульс,

-называть причины изменения пульса.

Ход занятия

I.  Введение (2 мин.): организация учащихся.

II. Актуализация знаний (5 мин)    

- Добрый день дорогие ребята! Мы продолжаем с вами путешествовать по своему организму. Вы имеете достаточно знаний, чтобы, решив кроссворды, определить понятия нашего занятия.

Учащиеся отвечают на вопросы кроссвордов (3 минуты).

Кроссворд I (ДАВЛЕНИЕ)        

1. Вещество слюны пиявок, препятствующее свертыванию крови.(гирудин)        

2. Створки между предсердиями и желудочками, препятствующие обратному току крови.(клапаны)

3. Плазма крови без фибриногена.(сыворотка)        

4. Болезнь несвертываемости крови.(гемофилия)        

5. Белки, нейтрализующие вредные вещества(антитела).        

6. Нерастворимый белок.(фибриноген)        

7. Красные кровяные клетки.(эритроциты)

8. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу.(вены)

Кроссворд II (Пульс)

1. Мельчайшие кровеносные сосуды.(Капилляры)

2. Защитная реакция организма (иммунитет).

3. Жидкая часть крови без форменных элементов(плазма).

4. Жидкая соединительная ткань.(кровь)

5. Плазма крови, лишенная фибриноген(сыворотка)

Учащиеся  называет свои ключевые слова кроссвордов – новые понятия: «артериальное давление», «пульс», «аритмия» Можете ли вы сформулировать тему занятия? (выслушиваются предположения учащихся, и тема занятия записывается на доске)

Тема: «О чем говорит пульс?»

Работа с дополнительным материалом. Читают и отвечают на вопросы.

1. Зачем определять пульс?

2. Какие параметры определяют пульс?

3.Типы пульса:

4.Нарушения пульса

5.Практическая работа.

Учитель. Во время сокращения сердца в сосудистую систему выталкивается очередная порция крови. Удар ее в стенку артерии создает колебания, которые, распространяясь по сосудам, к периферии постепенно затухают. Они-то и получили название пульса.

В организме человека существует три разновидности сосудов: артерии, вены и капилляры. Выброс крови из сердца так или иначе затрагивает каждый из них, заставляя их стенки колебаться. Конечно, артерии как наиболее близко расположенные к сердцу сосуды больше подвержены влиянию сердечного выброса. Колебания их стенок хорошо определяются пальпаторно, а в крупных сосудах даже заметны невооруженным глазом. Именно поэтому артериальный пульс наиболее значим для диагностики.

Материал для работы. Какое значение для диагностики имеют колебания сосудистых стенок? Почему это так важно? Пульс позволяет судить о гемодинамике, о том, насколько эффективно сокращается сердечная мышца, о наполненности сосудистого русла, о ритмичности ударов сердца.

При многих патологических процессах изменяется пульс, характеристика пульса перестает соответствовать норме. Это позволяет заподозрить, что в сердечно-сосудистой системе не все в порядке.

Какие параметры определяют пульс? (Характеристика пульса)

Ритм. В норме сердце сокращается через равные промежутки времени, а значит, и пульс должен быть ритмичным.

Частота. Пульсовых волн в норме столько же, сколько ударов сердца в минуту.

Напряжение. Этот показатель зависит от величины систолического артериального давления. Чем оно выше, тем сложнее сжать пальцами артерию, т.е. напряжение пульса велико.

Наполнение. Зависит от объема крови, выбрасываемого сердцем в систолу.

Величина. Данное понятие объединяет наполнение и напряжение.

Форма – еще один параметр, определяющий пульс. Характеристика пульса в данном случае зависит от изменения артериального давления в сосудах во время систолы (сокращения) и диастолы (расслабления) сердца.

Определение типов пульса:

1 – Пульс «змеи» (под указательным пальцем). Быстрый, затрудненный, слабый, холодный, нерегулярный. Темп: 80-100 ударов в минуту.

2 – Пульс «лягушки»(под средним пальцем).  Скачкообразный, возбужденный, рельефный, горячий, умеренный, регулярный. Темп: 70-80 ударов в минуту.

3 – Пульс «лебедя»  (под безымянным пальцем).  Спокойный, сильный, уравновешенный, мягкий, насыщенный, регулярный, теплый. Темп: 60-70 ударов в минуту.

Нарушения ритма

При нарушениях генерации или проведения импульса по сердечной мышце ритмичность сокращений сердца меняется, а вместе с ним изменяется и пульс. Отдельные колебания сосудистых стенок начинают выпадать, или появляться преждевременно, или следовать друг за другом через неравные промежутки времени.

Какие бывают нарушения ритма?

Пульс в состоянии покоя у взрослого человека составляет 60-80 ударов в минуту.

Аритмии при изменении работы синусового узла (участка миокарда, который генерирует импульсы, приводящие к сокращению сердечной мышцы):

Синусовая тахикардия – увеличение частоты сокращений.

Синусовая брадикардия – уменьшение частоты сокращений.

Синусовая аритмия – сокращения сердца через неравные промежутки времени.

Возможно расхождение между количеством сокращений сердца и числом пульсовых волн. Это происходит, если в сосудистое русло выбрасывается малый объем крови (сердечная недостаточность, уменьшение количества циркулирующей крови). В таком случае колебания стенок сосудов могут и не возникнуть.

Практическая работа.

Как правильно исследовать пульс? Наверное, все знают, что нужно сделать, чтобы определить, какой пульс у человека. Однако даже такая простая манипуляция имеет особенности, знать которые необходимо.

Пульс исследуют на периферических (лучевая) и магистральных (сонная) артериях. Важно знать, что при слабом сердечном выбросе на периферии пульсовые волны могут не определяться.

Как пальпировать пульс на руке? (Видеоролик)

 Лучевая артерия доступна для исследования на запястье сразу под основанием большого пальца. При определении пульса пальпируют обе артерии (левую и правую), т.к. возможны ситуации, когда пульсовые колебания будут неодинаковыми на обеих руках. Это может быть обусловлено сдавливанием сосуда извне (например, опухолью) или закупоркой его просвета (тромбом, атеросклеротической бляшкой). После сравнения пульс оценивается на той руке, где лучше пальпируется. Важно, чтобы при исследовании пульсовых колебаний на артерии находился не один палец, а несколько (эффективнее всего обхватить запястье так, чтобы 4 пальца, кроме большого, оказались на лучевой артерии).

В случае если на периферии пульсовые волны слишком слабые, можно исследовать пульс на магистральных сосудах. Проще всего попытаться найти его на сонной артерии. Для этого два пальца (указательный и средний) необходимо положить на область, где проецируется указанная артерия (у переднего края кивательной мышцы повыше кадыка). Важно помнить, что исследовать пульс сразу с обеих сторон нельзя. Прижатие двух сонных артерий может стать причиной нарушения кровообращения в головном мозге.

Пульс в состоянии покоя и при нормальных показателях гемодинамики легко определяется как на периферических, так и на центральных сосудах.

Вывод.

Пульс человека (норма по возрасту обязательно должна учитываться при исследовании) позволяет сделать выводы о состоянии гемодинамики. Те или иные изменения параметров пульсовых колебаний нередко являются характерными признаками определенных патологических состояний. Именно поэтому исследование пульса имеет важное диагностическое значение.

Закрепление.

Составить  синквейн.  Каждый обучающийся предлагает свой, но все вместе редактируют и составляют более точный синквейн,  например:

1.Пульс

2.Четкий, ритмичный

3.Возникает, определяется, изменяется

4.Имеет важное диагностическое значение.

5.Диагностика.

Рефлексия.

Вспомним последовательность нашей работы.

Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным?

Наиболее важным?  

Наиболее интересным?

                 - Достигли ли мы цели урока?

                 - Кем вы были на уроке? ( созерцателями, помощниками, исследователями ).

                 - Большое спасибо за урок!

Домашнее задание. Исследовать АД  и пульс у членов семьи. Сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений.

Карта развития метапредметных результатов

на занятия внеурочной деятельности «О чем говорит пульс».  

ученика __8ЕД__ класса    

Метапредметные результаты

высокая

средняя

низкая

1.Мотивация к исследовательской работе

+

2.Мотивация к самонаблюдению

+

3.Проявляет настойчивость в достижении цели.

Как правильно исследовать пульс? Зачем определять пульс?

(Насколько эффективно сокращается сердце). Наполняемость сосудистого русла, о ритме сердца. При патологических процессах изменяется пульс.

+

4.Оценивает процесс самонаблюдения при подсчете пульса и измерении давления.

(Форма пульса зависит от артериального давления в сосудах во время систолы и диастолы сердца)

+

5.Обсуждает проблемные вопросы с учителем. Пульс на периферии (на лучевой артерии) слабый.

 Где и как  можно еще исследовать пульс? ( На магистральном сосуде - сонная артерия).

+

6. Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

+

7.Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

+

8.Вступает в беседу и в обсуждение на занятии.

(Какие параметры определяют пульс, как характеризуется пульс?)

Формулирует выводы о характеристике пульса.

(Ритм, частота, напряжение, наполнение, величина, форма).

Какие бывают  нарушения ритма? (аритмия, тахикардия, брадикардия)

+

9.Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности (насколько правильно проводил исследование и определил значение исследования пульса ).                

+

10.Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

+

Если обучающийся набирает больше «высокой» оценки, у него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

больше «средней» оценки – средний уровень формирования, необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

Больше «низкой» – низкий уровень формирования, надо построить работу с данным учеником так, чтобы  повысить уровень формирования метапредметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Положение о проведении тематической акции "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говоришь "ДА" здоровью!"

Тематическая акция "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говорришь "ДА" здоровью направлена на популяризацию здорового образа жизни обучающихся. Настоящее положение определяет порядок проведения и крите...

Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)

Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...

статья "Этнолингвистические особенности «ставропольского говора» как разновидности южнорусского говора: история и современность"

Статья познакомит с особенностями ставропольского диалекта и станет необходимым подспорьем учителю в проведении уроков русского языка с регионпльным компонентом....

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка. «Говорим мы – до свиданья , говорим – спасибо всем»

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка.               «Говорим мы – до свиданья , говорим – спаси...