План – конспект урока "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

формирование представлений о грибах как живых организмах; роли и значении грибов в природе и в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект34.36 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока "Грибы"

Учитель  Опоцкая Валентина Николаевна


Тема урока.    Грибы

Цель урока: формирование представлений о грибах как живых организмах; роли и значении грибов в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков грибов, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать различные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Строение грибов. Отличия грибов от других организмов. Размножение. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Цифровой микроскоп с мультимедиа.

Оборудование

Текст приложения, муляжи грибов, микроскопы, плесневые грибы.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Подсказки

  • Уже в Древнем Риме люди знали о вкусовых достоинствах существ, и об их ядовитых  свойствах.
  • Появление данных организмов после дождя человек считал сверхестественным.
  • Древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение.
  • Об этих организмах можно сказать «самые знакомые и самые таинственные существа».

1.Демонстрирует грибы.

2. Задает вопросы:

- К какому царству относят грибы?

-Особенности строения?

- Где обитают грибы?

- Как называется биологическая наука, изучающая грибы?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся

Рассматривают  вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, отмечают размеры грибов, среду обитания. Используя свой опыт называют грибы..

Определяют ключевые слова урока: грибница или мицелий, гифы.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует рисунки грибов шляпочных и низших.

2. Задает вопросы:

- Чем они отличаются?

-Где в природе встречаются?

-Где найти знания о грибах?

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают названия, где встречали, высказывают мнение о роли грибов в природе.

Высказывают своё мнение, предполагают, различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: Где найти низшие грибы?

 2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о низших грибах, и ответы фиксирует на доске. 

 - Когда и как размножаются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред?

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения. 

 

Высказывают предположения.

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

Продолжим знакомство с грибами.

Подсказки – загадки

1.Пока дети – каждый в берете, повзрослели – шляпки надели.

2.Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

3.У малютки – кавалера

Чрезвычайно важный вид,

Он в огромнейшем сомбреро

На одной ноге стоит.

Давайте познакомимся со строением шляпочных грибов.

1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры, грибов

2. Раздает текст (материал приложения).

3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его.

4.Составьте план текста.

1 группа

- Пользуясь описанием строения гриба, предложите схему строения клетки.

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения гриба.

3 группа

- Заполните схему: «Положительное и отрицательное значение грибов»

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

Деятельность учащихся

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

1.Предлагает сравнить

2. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

3. Подводит итог по решению основной задачи урока.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

 

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание

П. 12 с.64-67 С.67 упр. 8, 9.

Повторить п. 10 с. 57-59    

 Заполнить таблицу                           «Значение грибов»

Значение грибов  в природе

Значение грибов в жизни человека

Литература

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013 г. C. 60-63.
  2. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана - Графф, 2001 г. C.140-147.

Правила сбора грибов.

1.Плодовое тело срезать ножом или аккуратно выкрутить, чтобы не повредить грибницу.

2.Собирать грибы лучше утром.

3.Переносить собранные грибы предпочтительнее в корзине, так как они меньше мнутся.

4.Если гриб незнакомый лучше его не брать.

Это интересно.

- Самым ядовитым грибом является бледная поганка.

- Американский биолог Дречслер в 1935 году впервые описал хищные грибы.

- Некоторые грибы светятся, например опенок.

-Грибы могут издавать запахи.

- В 1881году  русский ученый Ф.М. Каминский впервые выявил и изучил микоризу.

-В 1913 году американскими исследователями  Альсбергом и Блэком из гриба было выделено вещество, которое получило название «пеницилловая  кислота».

-На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы которого может достигать 100 тонн, а занимаемая им площадь – примерно 15 га. Возраст этого гиганта – 1,5 тыс. лет.

Текст  приложения

Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений.

Понятие о грибах как об отдельном царстве сформировалось в науке к 1970-м годам, хотя выделить это царство предлагал ещё Э. Фрис в 1831 году, а Карл Линней высказывал сомнения, размещая грибы в царстве растений в своей «Системе природы». Во второй половине XX века окончательно сформировалось и представление о полифилетизме грибов. К концу XX века были накоплены данные по генетике, цитологии и биохимии, позволившие разделить эту группу организмов на несколько не родственных между собой ветвей и распределить их между различными царствами, оставив в царстве «настоящих», или собственно грибов, только одну из них.

Таким образом, научный термин «грибы» в начале XXI века стал неоднозначным[1]. В узком смысле, относящемся к биологической систематике, это — название таксона, одного из царств живой природы. В старом же, более широком смысле, термин потерял значение таксона и обозначает эколого-трофическую группу, объединяющую гетеротрофных эукариот с осмотрофным типом питания[2]. Такие организмы по исторической традиции продолжают изучаться микологией.

Весьма велико биологическое и экологическое разнообразие грибов. Это одна из наибольших и разнообразнейших групп живых организмов, ставшая неотъемлемой частью всех водных и наземных экосистем. В соответствии с современными оценками, на Земле существует от 100 до 250 тысяч[3], а по некоторым оценкам до 1,5 миллиона[2] видов грибов. По состоянию на 2008 год в царстве Fungi описано 36 классов, 140 порядков, 560 семейств, 8283 употребляемых родовых названий и 5101 родовой синоним, 97 861 вид[4].

Роль грибов в природе и в хозяйстве человека трудно переоценить. Грибы присутствуют во всех биологических нишах — в воде и на суше, в почве и на всевозможных иных субстратах. Являясь редуцентами, они играют важную роль в экологии всей биосферы, разлагая всевозможные органические материалы и способствуя образованию плодородных почв. Велика роль грибов как участников взаимовыгодных симбиотических (мутуалистических) сообществ. Известны симбиотические отношения грибов с высшими растениями — микориза, с водорослями и цианобактериями — лишайники, с насекомыми, представители порядка неокаллимастиговых — обязательный компонент пищеварительной системы жвачных и некоторых других травоядных млекопитающих, они играют важную роль в переваривании растительной пищи.

Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях. Блюда из съедобных грибов традиционно входят в национальные кухни многих народов мира. Во многих странах развито промышленное выращивание съедобных грибов, производство материалов для грибоводов - любителей. Микроскопические грибы используются в пищевой промышленности для приготовления напитков способом брожения, ферментации различных пищевых продуктов. Грибы — одни из важнейших объектов биотехнологии, применяемых для производства антибиотиков и других лекарственных средств, некоторых химических веществ, используемых в пищевой промышленности и в технических целях.

С другой стороны, грибы могут наносить и значительный вред. Фитопатогенные грибы, в ненарушенных природных экосистемах обычно не наносящие вреда, могут вызывать эпифитотии в сельскохозяйственных посадках (агроценозах), древесных насаждениях и в лесах, где ведётся хозяйственная деятельность. У животных и человека грибы вызывают кожные заболевания (дерматомикозы), а иногда и поражения внутренних органов (глубокие микозы). Очень опасны и могут приводить к смертельному исходу отравления ядовитыми грибами, а также микотоксикозы — отравления пищевыми продуктами, заражёнными токсинами микроскопических грибов. Значительный ущерб причиняет вызываемая грибами порча различных продуктов и материалов (биокоррозия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...