КТП по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Таскаева Надежда Анатольевна

Календарно - тематическое планирование для 5 класса  разработано в  соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_5_klass.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Разгонская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

    _______/КолесниковаЛ.А.

 

Протокол № ___ от

«____»__________2016. г.

 

                              «Согласовано»

                        Заместитель директора МКОУ        Разгонской СОШ

                           ___________/ТаскаеваН.А./

 

                         «____»____________2016 г.

 

                                                   «Утверждаю»

                      Директор МКОУ Разгонской СОШ                

                              __________/Крупская С.А./

 

                             Приказ № ___

                              от  «____»___________2016 г.

 

Календарно-тематическое планирование

Биология   5 класс

составитель: учитель биологии

Таскаева Надежда Анатольевна

2016-2017 учебный год.

1 час  в неделю по учебному плану

Календарно — тематическое планирование по биологии  5 класса  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования, утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года

-Примерной  программой  по учебным предметам «Биология 5-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2015;

-Авторской учебной программой  Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования.  Биология.  5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2015;  на основе основной образовательной программы МКОУ Разгонской СОШ

Учебник. Биология. Введение в биологию.  Н.И.Сонин А.А. Плешаков М.:Дрофа»,2016 г.

  1. Календарно — тематическое планирование по биологии 5 класс (34 часа)

п/п

Темы разделов, темы уроков, лабораторные работы,

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Учебно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата проведения

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 часов)

1

 Что такое живой организм

1

Рассматривать и пояснять иллюстрации  учебника.   Приводить   примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Гербарии дикорастущих и культурных растений; презентация «Наука о живой природе».

Изучить текст § 1, ответить на вопросы параграфа.

По выбору:

- подготовить сообщения о каком-либо живом организме;

- рассказать о своём домашнем питомце;

нарисовать любимое животное или растение;

- рассказать о любимых растениях;

- приготовить презентацию о рекордсменах живого мира;

- сочинить сказку о живой природе.

Р.т. стр.4-5 №1-6

2

Наука о живой природе.

 Лабораторная работа № 1.

 «Знакомство с оборудованием».

1

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его   жизнедеятельности.   Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

Иллюстрации тел живой и неживой природы, ЭОР интерактивные задания «Тела живой и неживой природы», иллюстрация «Тела живой и неживой природы», анимации «Проведение раздражения у гидры», демонстрационный материал по зоологии, иллюстрирующий развитие майского жука, капустной белянки, речного окуня; презентация «Свойства живого».

Изучить текст § 2, ответить на вопросы параграфа.

По выбору:

- приготовить презентацию о развитии какого-либо растения или животного;

- сочинить сказку о спящем зёрнышке или о чудесных превращениях лягушки или бабочки.

 Р.т. стр.8 №11, стр.9 №13,14

3

Методы изучения природы.

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах

изучения природы»  

 

1

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника,   иллюстрирующие   методы исследования  природы.  Различать  и описывать  методы  изучения  живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования.

Демонстрационный материал по зоологии, иллюстрирующий развитие майского жука, капустной белянки, речного окуня; презентация «Методы изучения природы», микроскоп, ручная и штативная лупы, лабораторное оборудование: штатив с пробирками, колбы, химические стаканы, спиртовка, держатели для пробирок, пинцеты, пипетки, чашки Петри.

Изучить текст § 3, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.12 №20,21

По выбору:

- изучить многообразие птиц в нашем городе; сделать рисунки или фотографии этих птиц;

- провести наблюдения за поведением какого-либо животного;

- провести наблюдения за развитием растения из семени;

- провести наблюдения за осенними явлениями в жизни растений и животных для выполнения проекта «В городе осень»;  (проводимые наблюдения описать, либо отразить в фотоотчёте).

4

 Увеличительные приборы.

 

1

Объяснять назначение увеличительных приборов. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микро скопа. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать ручную и штатив-ную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.  Находить  части микроскопа и называть их. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы.

Ручные лупы, микроскопы, ткань плода томата, готовые микропрепараты; презентация «Увеличительные приборы», ЭОР «Лупы», «Световой микроскоп», «Схема микроскопа»,  «Электронный микроскоп», «Устройство лабораторного микроскопа».

Изучить текст § 4, ответить на вопросы параграфа.

По выбору:

- приготовить презентацию об истории создания микроскопа.

5

Живые клетки.

Лабораторная работа № 3.

«Строение клеток кожицы чешуи лука».

 

1

Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы

Ручные лупы, микроскопы, пипетки, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, пинцеты, фильтровальная бумага, марлевые салфетки, часть луковицы, мякоть томата, слабый раствор йода; модели клеток; презентация «Строение клетки. Ткани»; ЭОР «Собери растительную клетку».

Изучить текст § 5, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.13-16 №1-6

По выбору:

 - выполнить модели растительной или животной клетки;

- выразить информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка – живая система»;

- выполнить презентацию «Ткани растений» или «Ткани животных.

6

 Химический состав клетки.

Лабораторная работа№4 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

 

1

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Таблица Менделеева, половина клубня картофеля, тесто в марле, пипетка, раствор йода, спиртовка, семена пшеницы в пробирке, держатель для пробирки, семена масличных культур, лист белой бумаги; презентация «Химический состав клетки».

Изучить текст § 6, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.21№38,39

По выбору:

- выполнить презентации «Роль неорганических веществ клетки»,

«Роль органических веществ клетки»;

- найти на этикетках от различных продуктов питания растительного и животного происхождения информацию о содержании белков, жиров, углеводов. Выяснить, какие продукты наиболее богаты белком, жирами, углеводами.

7

Вещества и явления в окружающем мире

Великие естествоиспытатели.

1

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.

ЭОР «Рост клетки», «Анимация этапов деления клетки», «Деление растительных клеток»; презентация «Процессы жизнедеятельности клетки». ЭОР «Биография Аристотеля», «Биография Теофраста», «Биография К. Линнея», «Биография  Ч. Дарвина», «Биография В.И. Вернадского», «Биография Н.И.  Вавилова

Изучить текст § 7, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.24 №46

По выбору:

- подготовить сообщения об учёных-естествоиспытателях

.Изучить текст Р.т. стр 21 №7 подготовиться к контроль- но- обобщающему уроку: повторить  § 1-7, выполнить задания рубрики «Подведём итоги»

8

 Контрольно-обобщающий урок по теме «Биология – наука о живом мире».

К.р. №1

1

Обобщение и коррекция знаний

Тема 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

9

 Как развивалась жизнь на Земле.

 

1

Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны

ЭОР слайд-шоу «Вид», портрет и биография Д.И. Ивановского, иллюстрации «Вирус как неклеточная форма живого», «Вирус СПИДа», «Строение вирусов», модель 3D «Вирус табачной мозаики»; презентация «Царства живой природы».

Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.30-31 №55,56

По выбору:

- либо индивидуально, либо в паре, либо группой:

подготовить информационные проекты «Царства живой природы», «Вирусы - неклеточные формы жизни», «Опасные невидимки» (о вирусных заболеваниях), «Помощники бактериофаги».

10

Разнообразие живого

1

Знать основные таксоны

 презентация «Царства живой природы».

Изучить текст § 10.  Ответить на вопросы после параграфа р.т. стр33 №61,62

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы»,

«гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности   бактерий   как   прокариот. Различать свойства прокариот и эука-риот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

Таблица «Бактерии»; ЭОР «Общая характеристика бактерий», иллюстрации «Разнообразие форм бактерий», «Типы питания бактерий», видеофрагмент «Многообразие бактерий», анимации «Питание бактерий», «Размножение бактерий», «Приспособленность бактерий е неблагоприятным условиям», интерактивные задания «Составление схемы строения бактериальной клетки», «Формы бактериальных клеток», «Составление схемы «Питание цианобактерий»; презентация «Бактерии: строение и жизнедеятельность».

Изучить текст § 11, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.35-36 №71,72

По выбору:

- модель бактериальной клетки;

- либо индивидуально, либо в паре, либо группой:

подготовить информационные  проекты «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии»;

- придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма;

- заложить опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.

12

Грибы.

 

1

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам:  «сапротроф»,   «паразит»,   «хищник»,   «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

ЭОР слайд, текст, таблица «Общая характеристика грибов», модель 3D «Строение грибной клетки», слайд-шоу «Многообразие видов и распространение грибов», анимация, слайд, текст «Питание грибов», слайд, текст «Размножение грибов»; иллюстрация дерева,  набор зелёных и жёлтых листочков (по два экземпляра на каждого ученика).

Изучить текст §12, ответить на вопросы параграфа,

 вырастить плесневый гриб мукор.

По выбору:

- выполнить модель грибной клетки;

 - либо индивидуально, либо в паре, либо группой:

- подготовить информационные проекты «Грибы произрастающие в ХМАО», «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Дрожжи», «Грибы-паразиты растений», «Грибы-паразиты животных и человека» «Съедобные и ядовитые грибы».

13

Растения. Водоросли

Лабораторная работа № 5

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

 

1

Характеризовать    главные    признаки растений.

Характеризовать   мхи,   папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Характеризовать   значение   растений разных систематических групп в жизни человека. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.  

ЭОР  иллюстрации цветковых, хвойных, папоротников, мхов, многоклеточной водоросли ульвы, многоклеточной водоросли ламинарии,  задание «Строение цветкового растения»; презентация «Царство Растения»; гербарии зелёной водоросли, сфагнума, хвоща полевого, папоротника;

Изучить текст §13, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.42 №90-92

По выбору:

- составить кроссворды по изученной теме;

- сочинить сказку, в которой главными героями были бы растения.

14

Растения .Мхи

1

Характеризовать   мхи. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

Кроссворды  и тестовые задания по теме «Группы растений»;  демонстрационный материал по ботанике с изображением растений разных групп.

Изучить текст §14, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.44 №97-98

15

Растения . Папоротники

1

Характеризовать   папоротники

ЭОР  иллюстрации цветковых, хвойных, папоротников,  презентация «Царство Растения»

Изучить текст §15, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.47 №105

16

Голосеменные растения

1

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

Презентация  «Царство Растения»Гербарии «Голосеменные растения»

Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.48 №108 заполнить таблицу

По выбору:

- составить кроссворды по изученной теме;

17

Покрытосеменные (цветковые)растения

1

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения

Презентация  «Царство Растения»Гербарии «Покрытосеменные растения»

Изучить текст §17 стр.83-88, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.53 №120,121

18

Значение растений в природе и в жизни человека

1

Приводят примеры основных представителей царств природы

Презентация  «Царство Растения»

Изучить текст §18 стр.83-88, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.55№125-129 письменно.

Подготовиться к контрольной работе.

19

Животные. Простейшие.

 

 

1

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказывающие  влияние  на жизнедеятельность животных. Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

ЭОР анимации «Многообразие животных», «Животные одноклеточные и многоклеточные», иллюстрация «Характерные признаки животных», слайд, «Общие признаки одноклеточных животных», иллюстрация-схема, текст «Черты сходства и различия у многоклеточных и одноклеточных животных», видеофрагменты «Многообразие одноклеточных животных», «Многообразие многоклеточных животных», «Инфузория- туфелька»;

Изучить текст §19, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.59,60 № 136,139

По выбору:

- выполнить модели клеток простейших животных;

20

Животные. Беспозвоночные

1

 Различать  беспозвоночных  и  позвоночных животных .Работать с учебником

Демонстрационный  материал по зоологии с изображением различных животных

Изучить текст §20, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.61,62 № 144-146 рисунок

21

Животные. Позвоночные .Значение животных в природе и жизни человека

1

 Различать  беспозвоночных  и  позвоночных животных .Работать с учебником

Демонстрационный  материал по зоологии с изображением различных животных

Изучить текст §21, ответить на вопросы параграфа.

Р.т. стр.66-67  таблица№ 155-157 тест стр.70-71 подготовиться к контрольной работе

22

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов».

 К.р. №2

1

Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Модели бактериальных клеток, внутреннего строения лишайника; макеты грибницы с плодовым телом шляпочного гриба, выполненные учащимися; рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (у каждого ученика).

Тема 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

23

Три среды обитания

 

1

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.

Изображения водных, наземных и паразитических организмов; объекты живой природы из различных систематических групп; презентация «Среды жизни планеты Земля», ЭОР видео «Среды обитания животных», «Жук- плавунец», «Конечности наземных животных», иллюстрации «Крот», «Медведка», «Наземные растения», «Плавающие водные растения», «Потребность водных растений в свете», «Почвенная нематода», «Почвенные клещи», «Приспособления для плавания у животных», «Растения- эпифиты», «Роющие млекопитающие», «Три среды обитания», «Хвостовые плавники водных животных».

Изучить  § 23 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.74-75 №168-171

Творческое задание: подготовить сообщение об экологических факторах среды и их воздействии на живые организмы или написать мини-сочинение по материалам Интернета и дополнительной литературы.

24

Жизнь на разных материках.

   

1

Объяснять сущность понятия «местный вид».

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях

Географическая карта «Природные зоны России», «Зоогеографическая карта мира», гербарий растений, изображения растений и животных, атлас по природоведению для 3-5 классов; презентация «Растения и животные разных материков Земли», портреты Ч. Дарвина, Н.И. Вавилова, ЭОР иллюстрации «Животные экваториальных лесов», «Муссонный лес», слайд, текст. Дополнительная информация «Типы растительности. Ботанические сады», интерактивное задание «Найди непрошеного гостя».

Изучить  § 24 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.77-79 таблица №174 заполнить №176,177

Творческое задание: подготовить сообщение по материалам Интернета и дополнительной литературы или альбом (либо фотоальбом) на тему «Живой мир Земли».

25

 Природные зоны России.

 

1

Объяснять сущность понятия «природная зона».

Называть   животных,   обитающих   в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи.

Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Презентации «Обитатели влажного тропического леса», «Растения и животные природных зон России», карта «Природные зоны России», гербарий растений тундры, тайги, широколиственных лесов и степей; изображения растений и животных;

Изучить  § 25 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.82-83 №181-184

Творческое задание: сообщение о жизни организмов на разных материках с презентацией по материалам Интернета и дополнительной литературы (материки – по выбору учащегося) или написать мини-сочинение об одной из природных зон России, где побывал сам.

26

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Объяснять   причины   прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать  изображения  организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать   приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Физическая карта мира, атлас по природоведению для 3-5 классов, презентация «Обитатели морей и океанов», изображения животных и растений морей и океанов, ЭОР  иллюстрации «Глубоководные рыбы», «Дельфины», «Зоны мирового океан», «Кальмар», «Китовая акула», «Планктон», «Португальский военный кораблик», «Рыбы, живущие на дне», «Рыбы, не требующие избытка кислорода», «Рыбы, чувствительные к нехватке кислорода», «Светящиеся глубоководные животные», слайд-шоу.

Изучить  § 26 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.86 №188-190,

Творческое задание: спроектировать и создать объёмную модель пищевой цепи или экологической пирамиды какой-либо природной зоны.

27

Повторение изученного по теме «Среда обитания живых организмов».

1

Подготовка к контрольной работе

Учебный материал «Зависимость формы тела рыб от образа их жизни», слайд, текст. Учебный материал «Способы движения рыб», «Водные млекопитающие».

тест стр 87-88

28

Контрольно-обобщающий урок по теме «Среда обитания живых организмов».

К.р. №3

 

1

. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Модели пищевых цепей или экологических пирамид организмов различных природных зон; рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (у каждого ученика).

Тема 4.  Человек на планете Земля (5 часов)

29

 Как человек появился на Земле.

 

1

. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Характеризовать   существенные   признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития

Презентация «Происхождение человека»; рисунки с изображениями предков человека (человек умелый, кроманьонец), человекообразных обезьян (орангутана, гориллы, шимпанзе), орудий древнего человека; географическая карта мира; ЭОР иллюстрации «Человекообразные обезьяны», «Строение тела человека и шимпанзе», «Скелеты человека и человекообразных обезьян», «Размер головного мозга человека и человекообразных обезьян», «Человек умелый», «Орудия человека умелого», «Человек прямоходящий, или питекантроп»,  «Кроманьонец», «Жилище кроманьонца»,  «Наскальная живопись кроманьонцев», «Орудия кроманьонцев», «Жилище неандертальцев», «Стоянка неандертальцев», «Сцена охоты неандертальцев»,  «Сравнение объема головного мозга у разных видов рода человек», видео «Шимпанзе».

Изучить  § 27 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр91№195,197

Творческое задание: подготовить сообщение о ранних предках человека по материалам Интернета и дополнительной литературы.

29

Как человек изменил Землю.

 

.

1

. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок Аргументировать   необходимость   охраны природы. Осознавать значимость знания  законов развития  природы  для охраны живого мира на Земле. Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Презентация «Влияние человека на природу», изображения елового, соснового, тропического леса, лесопосадок, картина «Охота кроманьонцев на животных», гербарий лиственницы, ЭОР иллюстрации «Сцена охоты неандертальцев», «Животные, истреблённые человеком».

Изучить  § 28 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.93 № 202-204

Творческое задание: подготовить информационные проекты по материалам Интернета и дополнительной литературы:

- о причине вымирания птицы дронт;

\

30

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

 

1

Называть    животных,    истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных,  занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Презентации «Растения Красной книги Иркутской области», », , ЭОР иллюстрации «Животные, истреблённые человеком», «Исчезающие виды растений», «Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу».

Изучить  § 29,30 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.96 №212, стр.97 №216,217

Творческое задание: подготовить сообщение о роли Красной книги РФ в осуществлении природоохранных мероприятий в нашей стране по материалам Интернета и дополнительной литературы.

31

Здоровье человека и безопасность жизни

Лабораторная работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела».

 

1

Обсуждать  ценность  биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Приводить примеры заботливого отношения

к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана

Изделия, изготовленные из объектов живой природы (бумага, ткани, продукты питания, лекарства, краски и пр.); изображения охраняемых и редких видов своего региона.

Изучить  § 31 и выполнить задания в конце параграфа.

Р.т. стр.99 №222

отчет по л.р.№5

32

 Обобщающий урок по теме «Человек на  Земле».

Лабораторная работа № 7

 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.»

1

Отвечать на итоговые вопросы по теме 4.

Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (у каждого ученика).

Подготовиться к итоговой контрольной работе по курсу биологии 5 класса: повторить краткое изложение основного изложения параграфов.

Творческое задание:

 построить сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в жизнедеятельности человека умелого и кроманьонца.

33

Повторение изученного в 5 классе

 

 

1

Наблюдать и фиксировать природные

явления, делать выводы.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Ручные лупы, линейки, блокноты, карандаши на верёвочке, копалки, полиэтиленовые мешочки для собранного материала, фотоаппараты и бинокль.

Выбрать тему задания на лето

Творческое задание: подготовить сообщение о видах растений и животных, встреченных весной этого года при возвращении домой.

34

Промежуточная аттестация за курс 5 класса

1

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Таблицы, рисунки, используемые на уроках биологии в 5 классе.

Лабораторные работы

Количество часов

Лабораторная работа № 1.

 «Знакомство с оборудованием».

1

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

1

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

1

Лабораторная работа№4 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

 

1

Лабораторная работа № 5

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

1

Лабораторная работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела».

1

Лабораторная работа № 7

 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.»

1

Контрольные работы

Количество часов

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биология – наука о живом мире».

К.р. №1

1

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов».

 К.р. №2

1

Контрольно-обобщающий урок по теме «Среда обитания живых организмов».

К.р. №3

1

Промежуточная аттестация за курс 5 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....