Рабочая программа по биологии 5-8 кл. (ФГОС)
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 5-8 кл. (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5-8_fgos.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1996»

109649, г. Москва, Капотня, 5 квартал, д. 28                                                 Тел./факс (495) 355-65-29

E-mail: 1996@edu.mos.ru                                                                                 http://sch1996uv.mskobr.ru 

ОКПО 36525385, ОГРН 5147746200047, ИНН/КПП 7723922666/772301001

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения  иностранных языков

Протокол № 1

от 29 августа 2016 г.

 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________ Н.Ю. Соколова

от "______" августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ГБОУ

Школа № 1996

_____________ А.В. Адамич

от "______" августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Биология»

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель: Ситникова Е.Н.,

учитель биологии и химии

Москва, 2016

Аннотация

1.Рабочая программа по предмету «Биология»  (базовый уровень) 5-9 класс (5г, 5д, 6г, 6д, 7е, 7д, 8б, 9б). Составитель: Ситникова Елена Николаевна,  учитель биологии и химии первой квалификационной категории.

2.Рабочая программа составлена на основании рабочих программ предметной линии учебников по биологии «Линия жизни» для 5-9 классов под редакцией В.В. Пасечника, «Просвещение», 2011.

3.Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников:

Биология 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк.  - М. :Просвещение, 2013

Биология 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк.  - М. :Просвещение, 2014

Биология 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк.  - М. :Просвещение, 2013

Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк.  - М. :Просвещение, 2013

Учебные пособия:

Биология 5 класс, рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г. Г., Гаподнюк З.Г. – М.: Просвещение, 2016 г.

Биология 6 класс, рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г. Г., Гаподнюк З.Г. – М.: Просвещение, 2016 г.

Биология 7 класс, рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г. Г. – М.: Просвещение, 2016 г.

Биология 8 класс, рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Пасечник В.В., Швецов Г. Г. – М.: Просвещение, 2016 г.

 Биология 9 класс, рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Пасечник В.В., Швецов Г. Г. – М.: Просвещение, 2014 г.

Уроки биологии 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Пасечник В.В., Швецов Г. Г. – М.: Просвещение, 2011 г.

4. Количество часов для реализации программы:

Количество часов в 5 классе: 34 часа в год (1 час в неделю)

Количество часов в 6 классе: 34 часа в год (1 час в неделю)

Количество часов в 7 классе: 68 часа в год (2 час в неделю)

Количество часов в 8 классе: 68 часа в год (2 час в неделю)

5. Количество лабораторных и практических работ в год: в 5-х классах – 12; в 6-х классах – 7; в 7-х классах – 20; в 8-х классах – 22

6. Используемые технологии

Компьютер, проектор, цифровые образовательные ресурсы, раздаточный дидактический материал.

7. Цель реализации программы

Программа курса «Биология» для учащихся 5-9 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

8. Программа принята на заседании Методического совета № 1 от 29.08.2016 г. и утверждена  руководителем ГБОУ Школа № 1996 Адамич А.В.

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих

личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её

развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в

результате деятельности человека для создания естественно - научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения

несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета «Биология»

Учебное содержание предмета биология имеет следующую конструкцию:

-основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5, 6 классы).

 -многообразие живой природы (7 класс).

 -человек и его здоровье (8 класс).

-основы общей биологии (9 класс).

 Содержание обучения в 5 и 6 классах нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем живым организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса расширяются знания о разнообразии живых организмов, учащиеся осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах, приобретение азов оказания первой медицинской помощи. Содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень развития биологии.

1. Живые организмы (5, 6, 7 классы)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы.

Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика

заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции.

Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы:

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение строения плесневых грибов.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение

за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии:

1. Осенние явления в жизни растений  и животных

2. Человек и его здоровье (8 класс)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания.

Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.

Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.

Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные работы:

Строение клеток и тканей.

Морфологические особенности человеческого тела.

Распознавание на таблицах органов опорно-двигательной системы человека.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Измерение температуры тела.

Измерение кровяного давления.

Подсчёт пульса в разных условиях.

Распознавание на таблицах органов дыхательной системы человека.

Определение частоты дыхания.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Распознавание на таблицах органов пищеварительной системы человека.

Определение норм рационального питания.

Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды.

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

11.

Введение. Биология как наука.

5

-

-

22.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

4

1

33.

Многообразие организмов.

18

6

1

4

Резервное время.

3

-

-

Итого

31+3

10

2

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

11.

Жизнедеятельность организмов.

18

3

1

22.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

4

2

-

33.

Регуляция жизнедеятельности организмов.

9

-

1

Резервное время.

3

-

-

Итого

31+3

5

2

Тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

11.

Многообразие организмов, их классификация.

2

-

-

22.

Бактерии. Грибы. Лишайники.

6

1

-

33.

Многообразие растительного мира.

26

13

1

44.

Многообразие животного мира.

27

3

1

55.

Эволюция растений и животных, их охрана.

3

-

-

66.

Экосистемы.

4

-

1

Итого

68

17

3

Тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

1

Введение

Человек как биологический вид

3

-

-

2

Общий обзор организма  человека

4

1

-

3

Опора и движение

6

4

1

4

Внутренняя среда организма

4

1

-

5

Кровообращение и лимфообращение.

4

3

1

6

Дыхание

5

4

-

7

Питание

6

1

-

8

Обмен веществ и превращение энергии

4

-

-

9

Выделение продуктов обмена

3

-

1

10

Покровы тела

4

1

-

11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

8

1

-

12

Органы чувств. Анализаторы

5

1

1

13

Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность

6

-

-

14

Размножение и развитие человека

2

-

-

15

Человек и окружающая среда

2

-

1

16

Резервное время

2

-

-

20

Всего

68

17

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС

Рабочая програма по биологии в 5  классе По ФГОС на основе авторской программы Н.И.Пономарёвой...

рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения, приложение к ней календарно-тематическое планирования для 5 класса. Рабочая программа составлена на...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС ООО (УМК под ред Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой ...

Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС

Пояснительная записка       Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника...