Экологическое путешествие
методическая разработка по биологии (8, 9 класс) на тему

Алиева Адила Исмат кызы

Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.

В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.

Внеклассное мероприятие проводится  с использованием ИКТ, игровой деятельности, в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.

Игровая форма работы позволяет снять напряжение и улучшить эмоциональный климат.

Данное мероприятие можно использовать в 8-9 классах в рамках предметной недели естественных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия  

«Экологическое путешествие»

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=189850944-36-72&n=21

«Экологическое путешествие»

Пояснительная записка.

Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.

В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.

Внеклассное мероприятие проводится  с использованием ИКТ, игровой деятельности, в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.

Игровая форма работы позволяет снять напряжение и улучшить эмоциональный климат.

Данное мероприятие можно использовать в 8-9 классах в рамках предметной недели естественных наук.

Форма организации работы учащихся: командная.

Цель:      создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная:  раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

Формируемые УУД:

Личностные УУД: -  смыслообразование,   - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.

Регулятивные УУД: - принятие и сохранение задачи, - умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях, - адекватное восприятие и понимание оценки, - выполнение действий  в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД: - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,- умение контролировать действия партнера, - умение формулировать и задавать вопросы.

Познавательные УУД:-произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое путешествие», «Экологическое чудо-дерево», бросовый и природный материал.

Предварительная подготовка:  

  • сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
  • нарисовать природоохранные знаки;
  • по списку собрать природный и бросовый материал.

План мероприятия:

  1. Организационный момент -2 мин.
  2. Основная часть:
  • Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
  • Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
  • Станция «Биосфера» - 5 мин.,
  • Станция «Красная книга» - 5 мин.,
  • Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
  • Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
  1. Выступление агитбригады (по усмотрению) – 5 мин.
  2. Подведение итогов- 5 мин.

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент Команды занимают свои места, представляются. Ведущий представляет членов жюри, знакомит с правилами игры.

Здравствуйте! Я приветствую всех участников нашего сегодняшнего мероприятия под названием «Экологическое ассорти», которая проводится в рамках недели естественных наук. Представляю Вам команду СП1, команду СП2 и команду СП3.

2.Правила игры

Игра «Экологическое путешествие» состоит из 7-и станций.

1.Остановка «Фоторяд»

2.Видеоролик «Экология»

3.Остановка «Экологическое чудо - дерево»

4.Остановка «Экологическая ситуация»

5.Остановка «Биосфера»

6.Остановка «Красная книга»

7.Остановка «Мы творцы»

Мы с Вами будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять задания и, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.

        Итак, Всем удачи!

1. Остановка Фоторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!  Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Каждая команда представляет свой плакат с экологическим направлением. Конкурс плакатов оценивается от 1 до 3 баллов.

Команда СП№1. Представьтесь! Пожалуйста, представьте свой плакат!

                СП№2

                СП№3

А теперь члены жюри слово за Вами!

2. Остановка Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)

Команды представляют подготовленный ими заранее видеоролик или же видеосюжет на тему «Экология», который оценивается от1 до 3 баллов. Пожалуйста!

Слово предоставляется членам жюри!

3.Остановка «Экологическое чудо-дерево»

Здесь будут проверяться ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

  1. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды?  (лишайники).
  2. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
  3. Какие компоненты загрязняют атмосферу ?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
  4. Какие компоненты загрязняют гидросферу?  (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
  5. Какие компоненты загрязняют литосферу?  (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
  6. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?

( 1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).

  1. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
  2. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
  3. Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).

 4. Остановка «Экологическая ситуация»

Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией обсудите задание и дайте ответ. Конкурс оценивается от 1 до 3 бал.

5 Остановка «Биосфера»  

Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками (приложение 2). Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.

6. Остановка «Красная книга»

Этот конкурс начинается с выступления члена нашей агитбригады:

Ученик № 1 Охраняется Красной книгой

Сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи

            Охраняются даже цветы.

Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в Красную книгу.  Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, то получаете еще один дополнительный балл.

7. Остановка «Мы творцы»

Ведущий: Ребята, кто-нибудь знает, что такое гарбология, что это за наука?

 Это наука о «мусоре». Каждый из нас неоднократно видел на улице множество пластиковых бутылок, бумажек, коробок и т.д. Как раз наука гарбология и изучает, как можно использовать рационально с большей пользой для человека вторичное сырье. Сейчас мы посмотрим, как бы вы использовали этот мусор. Каждой команде предоставлен набор из бросового и природного материала. И за 10 минут вам необходимо что-нибудь смастерить из предложенных вам предметов. Конкурс оценивается от 1 до 2 баллов.Время пошло.

8. Остановка «Край родной»

Ученик№1

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит,

Люблю мой край! Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ребята, на этой остановке я хотела бы поговорить с вами об охраняемых территориях Москвы. Командам следует за 1 мин назвать от 1 до 3 охраняемых территорий Москвы и ответить на вопрос «Почему эти территории занесены в ранг охраняемых? За каждую правильно названную территорию команды получают по 1 баллу.

На территории нашего города расположены:

Члены жюри вам слово

Выступление агитбригады «Зеленый патруль»

Сейчас я вам предлагаю еще раз посмотреть выступление нашей агитбригады.

«Мы за все в ответе!»

Ученик№2

Весь мир у нас в руках, им управляют люди.

Узнать хотим сейчас, что завтра с миром будет.

Мы к вам заехали сейчас. Привет, бон Жур, хэллоу.

Все, что расскажем вам сейчас, волнует нас давно.

Ну-ка все вместе, уши развести.

Нужно обязательно слушать нас внимательно.

Ученик№3

Когда-то собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты

Много животных там стало водится

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди, владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне

Вы берегите эту святыню.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик№4

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?

Все яснее понимаю: быть беде!

На земле уже природы не осталось,

И живем мы в окружающей среде.

Ученик№5

Все сильнее ощущаю боль утраты,

Худо с флорою и с фауной разлад.

А в салатах говорят одни нитраты,

И нитраты в каждой рыбине сидят.

Ученик №4

Все тревожней на планете год от году!

И понятно даже- даже комару:

Или будет мы беречь свою природу,

Или вылетим в озонную дыру!

Ученик№5

Люди, люди, что же вы сделали с планетой?

Сами сбились вы с нахоженных путей

Ведь другой такой на свете нет,

Да и нет у природы запчастей!

Ученик№6

Я не хочу такого мира

Где все так серо и уныло…

Ученик№2

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ученик№6

Моя планета-человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком

Где сточная канава океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет, ни аисту, ни льву,

Где травы стонут: «Больше не могу».

Ученик №7

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой!

И шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза.

И тихо просят родники

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус-шар земной

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

ВСЕ ученики ХОРОМ Заявляем наше «нет!» любым битвам с природой, всему, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку.

        Заявляем «да!» миру и спокойствию, любви и уважению к природе, экологической культуре.

  1. Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

       Что вам сегодня больше всего запомнилось?

       Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?

Ребята сегодняшнее мероприятие я хотел бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)

Спасибо! Всего вам самого  доброго!

Приложение 1.

Ситуация №1

     На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

     Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

     (Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

     Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

Ситуация 2.

     Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

     Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

     Ответ. Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

     Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

     Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.

Ситуация 3.

     Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

     Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

   Ответ. 

Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

     Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.

Приложение 2.

Рассказ с ошибками

«Воскресенье в лесу»

        За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.

        Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.

        Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

        Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не  гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.

        С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Правила:

  • не включать громкую музыку;
  • не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как

разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,

нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;  

  • для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  • не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается

микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и

металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  • костер после прогорания следует забросать землей или залить

водой до полного прекращения горения;

  • не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
  • не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  • не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения

в этом сложном сообществе;

  • не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может

попасть молния!

  •  никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  •  луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных

цветов недолговечна.

Приложение 3.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=40139166-02-72&n=21

Лебедь малый

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=110261094-32-72&n=21

Лебедь малый

Общий вид цветущего растения

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=99392857-52-72&n=21

Vipera nikolski 001.jpg

Пион тонколистный

Гадюка Никольского

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=113545893-71-72&n=21

Чилим

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=146174682-60-72&n=21

Чилим (водяной орех)

Acipenser ruthenus Prague Vltava 1.jpg

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=229612108-51-72&n=21

090504-squacco-heron-at-KAlloni-salt-pans.jpg

Стерлядь

Желтая цапля

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=111445336-46-72&n=21

Гигантская вечерница

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=43476992-02-72&n=21

Гиганская вечерница



Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Экологическое путешествие »

Слайд 2

Правила игры Игра «Экологическое ассорти» состоит из 7-и станций Остановка « Экоплакат » Видеоролик «Экология» Остановка «Экологическое чудо - дерево» Остановка «Экологическая ситуация» Остановка «Биосфера» Остановка «Красная книга» Остановка «Мы творцы »

Слайд 5

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое путешествие "Зеленая Аптека"

Воспитание  навыков экологической культуры,  навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. ...

Экологическое путешествие "Наедине с природой"

Разработка родительского собрания по экологическому воспитанию. Родительское собрание в форме экологического путешествия совместно с детьми....

КВН "Экологическое путешествие"

Это экологическая разработка-игра КВН для учащихся 9 классов....

Экологическое путешествие в страну "Здоровье"

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост ...

Экологическое путешествие

Презентация мероприятия...

Экологическое путешествие

Сценарий классного часа для 6-7 классов...

Мастер – класс по математике в 6 классе «Экологическое путешествие по Саратовской области»

Цель мастер – класса:-дать учащимся  представление  об экологических  проблемах загрязнения воздуха, водных ресурсов  с позиции математики и экологии....