Мастер – класс по математике в 6 классе «Экологическое путешествие по Саратовской области»
методическая разработка (алгебра, 6 класс) по теме

Беляева Наталья Владимировна

Цель мастер – класса:

-дать учащимся  представление  об экологических  проблемах загрязнения воздуха, водных ресурсов  с позиции математики и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon математика 6 класс88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа  р. п. Пушкино

Советского района Саратовской области

Мастер – класс по математике в 6 классе

«Экологическое путешествие по Саратовской области»

                                                            Выполнила: Беляева Н. В.

                                                учитель математики 

Учитель:  Беляева Наталья Владимировна

Место работы: МОУ СОШ р.п. Пушкино

Советского района Саратовской области

Должность: учитель

Предмет:  математика

Класс: 6

Цель мастер – класса:

-дать учащимся  представление  об экологических  проблемах загрязнения воздуха, водных ресурсов  с позиции математики и экологии.

Задачи мастер – класса:

  1. Образовательная:

- закрепление умений выполнять действия с десятичными дробями, применение их на практике, умение выполнять округление чисел, умение использовать калькулятор  для выполнения расчетов.

      2. Развивающая:

- развитие познавательного интереса учащихся к математике и экологии, их взаимосвязи;

- развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы;

-показать практическую направленность математических знаний для описания экологических проблем.

3. Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

-формирование экологической культуры учащихся.

Тип:

-  интегрированный

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

- ИК технологии,  технология сотрудничества (совместная работа учащихся  6 и 10 классов), технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, здоровьесберегающая технология;

- коллективная мыслительная деятельность, практический метод (решение задач),

-исследовательский метод, поисковый метод.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, 3G модем, презентации к мини-проектам учащихся, микрокалькуляторы.

                                               Ход мастер - класса:  

 Девиз: «Математика - основа всего точного естествознания" Давид Гильберт                                                                                                      

Этап  мастер-класса и его

содержание

Деятельность

Время

учителя

ученика

1. Организационный этап

Сообщение темы мастер – класса. Настрой на сотрудничество всех участников мастер – класса.

Класс делится на две группы:

экологи и потребители.

(в состав каждой группы входит по 3-4 старшеклассника)

1 мин

2. Постановка проблемы.

Вступительное слово учителя, отражение экологической проблемы  загрязнения воздуха, водных ресурсов Саратовской области.

Учащиеся 10 класса выступают с фактическим материалом по поставленной проблеме.

2 мин

3. Начальное «погружение» в проблему.

 

Вопрос: Что означает термин «экология» с вашей точки зрения, кем  он впервые был предложен?

Предлагает выполнить мини – тест по экологии.

Аналитическая работа по понятию термина «экология» и истории его возникновения.

Выполнение мини-теста.

Используется ЭОР «Предмет, задачи, разделы и методы экологии»    (1 раздел)  Предмет экологии                             

3 мин

4. Практический модуль, решение задач

(более детальное «погружение» в проблему)

Предлагает условия задач для каждой группы учащихся.

Каждая группа решает задачи, обсуждает результаты.

10 мин

5. Информационная работа

Предлагает учащимся обмен мнениями по полученным результатам

Выступление учащихся 10 класса с информационным бюллетенем о вредных выбросах в атмосферу и загрязнении сточных вод.  

3 мин

6. Конструктивно - вариативный тест

Предлагает учащимся выполнить задания теста, составленного из вопросов по математике и экологии.

Индивидуальное выполнение конструктивно - вариативного теста.  

8 мин

7. Релаксация

Включает спокойную музыку

Минуты отдыха

2 мин

8. Исследовательская работа

Проанализировать: какие меры можно предпринять для сохранения чистого воздуха в населенных пунктах области?

Мини-проект «Лес и здоровье человека» (совместная работа группы  учащихся 6 и 10 классов)

5 мин

9. Постановка домашнего задания (провести коллективное исследование, выполнить необходимые измерения на местности)

Вопросы:

 1. Какова площадь нашего школьного участка?

2. Какую площадь занимают деревья?

3. Сколько учащихся в нашей школе?

4. Сколько м2  зеленых насаждений приходится на одного ученика школы?

Обсуждают домашнее задание, задают возникающие вопросы по его выполнению.

3 мин

10. Подведение итогов, выводы учащихся.

Подводит итог занятия.

Выслушивают выводы, дополняют  друг друга.

3 мин

11. Рефлексия

Предлагает заполнить лист рефлексии.

Заполнение листа рефлексии

2 мин

12. Просмотр видео «Природа родного края»

Предлагает открыть ссылку в сети Интернет.

Открывают ссылку на видео

природа Саратовской области

3 мин

Приложение:

Учитель:

Уильям Шекспир восклицал:

«Что за создание человек! Как благороден разум! Как он  точен и чудесен в движениях! Венец всего живущего!»

великий гуманист эпохи Возрождения ничуть не преувеличивал.                      Человек уникален! Он безмерно богат! Он владеет целой планетой!

Учащиеся 10-го класса:

1 уч-ся:     

     Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно–технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.

2 уч-ся:

Стон Земли.    (С. Михалков)

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

 Не год, не два, а миллиарды лет,

 Я так устала: Плоть моя покрыта

 Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

 И язвы травят воды чистых рек,

 Все то, что я имела и имею,

 Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

 А ведь на них идет моя руда!

 А что мне стоит только штат Невада, -

 Его поземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

 Что позабыли о самой Земле?

 Ведь я могу погибнуть и остаться

 Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли загораясь мщеньем,

 Я против сил безумных восстаю

 И, сотрясая твердь землетрясеньем,

 На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

 Выплескивают с лавой боль Земли:

 Очнитесь люди! Призовите страны,

 Чтобы меня от гибели спасти!

Учитель:     Экологические проблемы на сегодняшний день сложны и все более ощутимы. К настоящему времени обострился конфликт между хозяйственной деятельностью человека и природой. И в первую очередь страдаем от этого мы с вами, ставится под угрозу существование самой земной цивилизации. Изменить ситуацию к лучшему нельзя без изучения самой экологической проблемы. Сегодня мы постараемся рассмотреть некоторые из них, проанализировать и сделать соответствующие выводы.

Мини – тест (по экологии)                                                                                           1. Термин "Экология" предложил: (один ответ)

а) Аристотель;

б) Э. Геккель;

в) Ч. Дарвин;

г) Д. Менделеев.      (Ответ: б)

2. К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести: (несколько ответов)

а) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия;

б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере;

в) истощение озонового слоя;

г) загрязнение речного побережья в районе больших городов;

д) хищнические способы охоты и рыболовства.  (Ответ: б, в)

3 уч-ся:  За сутки человек потребляет кроме пищи и воды около 26 кг воздуха. Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им «питаются» все живые организмы.

Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта, комбинатов и заводов, аэрозолей не может нейтрализовать даже природа! Небезопасна грязная атмосфера и для человека, в первую очередь страдают органы дыхания.

Задачи для экологов:

  1. По количеству выбрасываемых вредных веществ (с учетом влияния автотранспорта) на территории Саратовской области выделяются пять городов:

Балаково

Балашов

Вольск

Саратов

Энгельс

21,253 тыс. т.

3,912

тыс. т.

13,900 тыс. т.

53,030 тыс. т.

9,700 тыс. т.

  Требуется узнать общее количество выбрасываемых вредных веществ.

  1. Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

3. Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха  70,3 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтрует лес  за год на площади в 10 га? 100 га? n га?

Задачи для пользователей:

  1. Грузовые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют по 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус, если он сделал 5 рейсов от вокзала до деревни? Расстояние от вокзала до деревни равно 15,6 км.
  2. В сутки человек вдыхает приблизительно 25,8 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 11806  кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше?
  3. Рассмотрите таблицу,  выясните: а) какие из данных городов выбрасывают больше всего твердых веществ, двуокиси серы, окиси углерода, окислов азота, углеводородов; б) вычислите количество выбросов данных веществ, которое приходится на другие города и населенные пункты Саратовской области.

Наименование вещества

Саратовская область

Саратов

Энгельс

Балаково

Твердые вещества

12,075

0,964

0,274

0,573

Двуокись серы

16,816

2,819

2,531

8,116

Окись углерода

71,938

23,247

3,100

3,826

Окислы азота

24,279

9,355

2,400

3,444

Углеводороды

39,634

6,337

      1,300

0,892

Информационный бюллетень о вредных выбросах в атмосферу и загрязнении сточных вод:

Влияние народно-хозяйственных комплексов на загрязнение атмосферного воздуха:

На территории Саратовской области расположены крупные предприятия: "Балаковское волокно",  Вольский цементный завод, нефтебаза "Саратовнефтепродукт", ОАО "Крекинг", ОАО "Балашовский текстиль", ООО "Саратоворгсинтез", завод минеральных удобрений.                                   Все они являются основными виновниками сброса загрязненных сточных вод и выбросов вредных веществ в атмосферу. В атмосферу от предприятий области за год попадают:

Сероуглерод - 2787т               Пыль цементного производства - 1797т

Ацетон - 580т                          Аммиак - 405т

Толуол - 302т                         Гексан - 331т

Сероводород - 341т               Бутан - 1216т         Ксилол - 324т

Конструктивно - вариативный тест.

 1.Задание для экологов по математике:

 Вычислите общее количество выбрасываемых в атмосферу веществ.

 Вычислите, сколько процентов от общего количества составляет ацетон (ответ округлите до десятых).

2. Задание для экологов по экологии: (при выполнении допускается помощь учащихся 10 класса)

Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли;

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения;

в) образовался в результате промышленного загрязнения;

г) способствует разрушению загрязнителей.

     1. Задание для пользователей по математике:

Вычислите общее количество выбрасываемых в атмосферу веществ.

 Вычислите, сколько процентов от общего количества составляет пыль цементного завода (ответ округлите до сотых).

2.  Задание для пользователей по экологии: (при выполнении допускается помощь учащихся 10 класса)

Выпадение кислотных дождей связано с:

а) изменением солнечной радиации;

б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере;

в) увеличением количества озона в атмосфере;

г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота.

Общее задание: (для экологов и пользователей)

По территории Саратовской области протекает 358 рек длиной более 10 км, общей протяженностью 12331 км.

Водные ресурсы, формирующиеся в пределах области, распределяются по основным бассейнам: бассейн Волги - 161 река; бассейн Дона - 162 реки; бассейн рек Большой и Малый Узени - 35 рек. Используя микрокалькулятор, подсчитайте процент рек каждого бассейна.                              ( результат округлите до десятых).

Мини-проект учащихся 6 и 10 классов:

Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

 

Учитель:

У общества и природы общая судьба. И будущее зависит от нас. Защита природы – дело совести и долга каждого!

Ссылка в сети Интернет: природа Саратовской области

Лист  рефлексии:

  1. Продолжите фразу:

А) На мастер-классе я работал...      (активно, пассивно, свой ответ)

Б) Своей работой я…                        (доволен,  не доволен, свой ответ)

В) Материал мастер-класса …        (понятен,  не понятен, важен, неважен)

  1. Напиши, какие ты сделал(а)  выводы во время мастер-класса:

А) По математике:___________________________________________

_________________________________________________________.

Б) По экологии:______________________________________________

________________________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Математика» в 6 классе, учебник Математика. 6 класс. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Контрольные работы для учебника Математика. 6 класс, ФГОС / авт.-сост. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк/....

Мини презентация к задаче по математике для 6 класса. Учебник Математика 6 класс (автор Мерзляк А. Г. и др.; 2017)

Учебник Математика 6 класс, автор Мерзляк А. Г. и др.; 2017;Для серии задач под рубрикой: «Задача от  Мудрой Совы» -  предлагаю мини презентацию для задачи  № ...